Раннее образование дошкольников в области физики: опыт работы
Автор: Полянская Ирина Юрьевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (56) сентябрь 2022 г.
Дата публикации: 27.08.2022
Статья просмотрена: 535 раз
Библиографическое описание:
Полянская, И. Ю. Раннее образование дошкольников в области физики: опыт работы / И. Ю. Полянская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 8 (56). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/228/7544/ (дата обращения: 16.11.2024).
Дошкольники часто задают взрослым неудобные вопросы: «Почему скользят коньки?»; «Почему сосульки всегда растут вниз?», «Как получается радуга?» и др. Подобные вопросы подталкивают и малышей, и взрослых к разговору о физических явлениях. Но возможно ли это в дошкольном возрасте? И что об этом говорят исследователи?
Кристи ван Марл, доцент психологических наук в Университете Миссури полагает, «что дети рождаются уже с некоторыми ожиданиями относительно объектов, находящихся вокруг них, несмотря на то, что получаемые знания являются навыком, которому их не учат» [1].
Профессор В. Э. Фтенакис, автор пособия «Техническое образование в дошкольном возрасте» (пособие входит в состав модульной программы дошкольного образования «Вдохновение» под редакцией В. К. Загвоздкина и И. Е. Федосовой), вводит термин «интуитивная физика» [2, c.57]. Автор предполагает, что дети обладают интуитивными представлениями о физических явлениях. К таким относятся, в том числе, и знания о свойствах физических объектов, помогающие ориентироваться в окружающем мире. Например, мы считаем естественным, что предмет, если его уронить, всегда падает вниз, мяч отскакивает от пола, вода проходит сквозь материал и др. Это врожденное понимание детьми «физических» знаний только растет по мере изучения ребенком окружающей среды и по мере активного взаимодействия с миром.
С целью популяризации естественнонаучных знаний среди дошкольников в МБДОУ «Детский сад № 269» г.о. Самара был разработан проект «Наука 0+». Это попытка коллектива ДОУ рассказать старшим ребятам о физических явлениях доступно, наглядно, интересно и деятельности. Опыт показывает, что это возможно сделать, соблюдая следующие условия.
- Выбирать для изучения посильные детям и наглядные физические (природные, наблюдаемые) явления по темам: «Воздух», «Вода», «Силы в равновесии», «Свет», «Магнетизм»
- Знакомить дошкольников с физическими явлениями через естественные для ребенка виды деятельности — экспериментирование и игру
Изучение природного (физического) явления должно сопровождаться обязательным специально организованным и самостоятельным экспериментированием. Для этого в работе с дошкольниками мы используем модули программы Т. В. Волосовец, С. А. Аверина, В. А. Марковой «STEM-образование детей дошкольного возраста», соединяющие детское исследование, игру и научное знание.
- Изучать физические явления в быту, на уровне предсказуемости поведения предметов и явлений.
Мы предлагаем обращать внимание детей на физические природные явления, окружающие ребенка, в повседневной жизни, познавать мир на уровне чувственного опыта, предсказуемости и повторяемости поведения предметов и явлений в их статике и динамике, без серьезного теоретического обобщения. Например, организуя игру по поиску центра тяжести у предмета, мы можем называть этот термин, но не настаивать на его запоминании. Больший акцент следует сделать на правильное выполнение детьми заданий, самостоятельное повторение игры или эксперимента.
- Соблюдать принцип соконструирования при изучении физических явлений [2, c. 17].
Мы исходим из положения, что ребенок уже обладает богатыми ресурсами и компетентностями и стремится к открытию мира в диалоге с другими людьми. Соконструирование появляется, когда дети вовлекаются в процесс принятия решений по изучению физических явлений как активные и самостоятельные личности.
- Дополнять эксперименты конструированием динамических игрушек на основе изучаемых физических явлений
Исследование физического явления закрепляется конструированием поделки, иллюстрирующей изучаемое явление. В самой поделке в процессе ее изготовления и игры с ней интегрируются все знания ребенка, а физика естественно вливается в жизнь ребенка. Например, изучая способность воздуха перемещать предметы, веселые опыты с воздухом сопровождаем изготовлением кораблей с парусом из разных материалов.
- Иллюстрировать, как человек использует физические явления в различных механизмах
Например, силу воды и ветра можно увидеть в работе мельниц, гидроэлектростанций, бытовых приборах (фен, пылесос и др.), при движении парусников и т. д.
Каких результатов мы ожидаем?
Результат — интерес, активность ребенка в исследовании мира физических явлений.
Физика для малышей — это прежде всего создание условий для ненавязчивого и интересного наблюдения за миром вокруг нас.
Для приобщения дошкольников к естественнонаучным знаниям мы создали в каждой группе переносные мини-лаборатории по темам: « Вода». «Воздух», «Свет», «Силы в равновесии», «Наклонные плоскости». Рассмотрим деятельность с детьми по изучению физических явлений на примере блока «Воздух».
Эксперименты и поделки для конструирования выбирались с точки зрения возможности проиллюстрировать с их помощью физические явления, которые лежат в основе каких-либо механизмов, технических устройств, придуманных человеком. Например, при изучении темы «Воздух» пробуем поймать и его увидеть, подвинуть или поднять вверх предметы с его помощью воздуха; размышляем, почему разные предметы с одинаковой высоты падают быстрее или медленнее, и что тормозит их падение; наблюдаем за полетом пушинок, семян растений и птиц. Разработанные педагогами карточки подходят для самостоятельного и коллективного экспериментирования.
Знакомим детей со следующими техническими устройствами: вентилятором, феном, парашютом, самолетом и крылом, беседуем о том, почему самолет в полете не машет крыльями и зачем ему хвост.
Для конструирования подобраны поделки:
– ракета, машинка, которая движется струей воздуха, выталкиваемой из шарика;
– парашют;
– змейка;
– игра «Рыбки»;
– самолетик и другие.
Видоизменяя наши постройки, играем с ними. Например, сконструировав самолетик, можно с помощью карандаша подкручивать краешки его крыла вверх или вниз и наблюдать, как изменяется полет самолетика. Все представленные игрушки просты для исполнения и иллюстрируют свойства воздуха.
Одной из форм работы по ознакомлению дошкольников с физическими явлениями является организация Дня технического творчества. В мероприятии участвует весь детский сад, у ребенка есть возможность выбора деятельности: в 1 половине дня — это тематическое экспериментирование (в том числе и с родителями), 2 половина дня — конструктивная деятельность (с педагогом, с родителями, в команде) и игры с поделками.
Организация метеоплощадки позволяет систематизировать наблюдения старших дошкольников за природными явлениями, увидеть их изменение в зависимости от сезона.
Таким образом, привлекая внимание детей к физическим (природным) явлениям, мы ненавязчиво формируем у них научную картину мира, которая станет хорошей базой для дальнейшего осознанного познания мира.
Литература:
- http://wiki.ru/sites/psikhologiya/id-news-201678.html
- Техническое образование в дошкольном возраст» под ред. В.Э. Фтенакиса, М., Национальное образование, 2018 г., с.57