Опыт организации морского дополнительного профессионального образования в субъектах Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (334) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 01.11.2020

Статья просмотрена: 231 раз

Библиографическое описание:

Швалёва, А. В. Опыт организации морского дополнительного профессионального образования в субъектах Российской Федерации / А. В. Швалёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 357-362. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74527/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: водный транспорт, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, морское образование, морское дополнительное профессиональное образование

Опыт организации морского дополнительного профессионального образования не изучен в полной мере, не представлена единая информация по этому вопросу, в связи, с чем возникла необходимость рассмотреть процесс организации морского дополнительного профессионального образования в субъектах Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование и профессиональное обучение.

Современный морской рынок труда выдвигает новые требования к качеству подготовки моряков, соответственно, необходимы новые методики обучения и повышения квалификации плавсостава.

Сегодня создаются и формируются различные образовательные и тренинговые центры, а также факультеты дополнительного профессионального морского образования на базе вузов, которые предлагают новые методики обучения и повышения квалификации плавсостава, которые отвечают вызовам современного рынка.

В Российской Федерации 40 морских образовательных организаций в 19 субъектах имеют свидетельство о признании Министерства транспорта Российской Федерации в области подготовки членов экипажей морских судов. Из них 5 образовательных организаций созданы на базе подведомственных Росморречфлоту вузов путем присоединения к ним образовательных учреждений среднего профессионального образования в качестве филиалов:

1) Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова;

2) Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова;

3) Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского;

4) Волжский государственный университет водного транспорта;

5) Сибирский государственный университет водного транспорта [1].

Данные вузы осуществляют предоставление услуг в сфере высшего, среднего профессионального образования, дополнительной подготовки командного состава экипажей морских судов, дополнительного профессионального образования, профессионального обучения.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова» был образован в соответствии с приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от 11.09.2012 № 341 о реорганизации в форме присоединения Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственная морская академия имени адмирала С. О. Макарова» к Федеральному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций».

В марте 2015 года на базе действовавшего на то время центра дополнительного профессионального образования был создан институт ДПО, который является структурным подразделением ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова». Согласно рисунку 1 в состав института ДПО входят 6 учебных центров в Санкт-Петербурге и подразделения в Мурманском, в Архангельском и Московском филиалах Университета [2].

Структура института ДПО

Рис. 1. Структура института ДПО

Институт ДПО проводит обучение по программам дополнительного профессионального образования для членов экипажей морских и речных судов, сотрудников береговых служб, специалистов внутреннего водного транспорта, спасателей и специалистов по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, операторов и инженеров систем управления движением судов, морских и речных лоцманов, специалистов по охране судов и портовых средств в области транспортной безопасности, специалистов морской индустрии и нефтегазовой отрасли, в том числе работающих на шельфе. Также проводится обучение специалистов по судостроению, судоремонту, экспертов по экологической безопасности, гидротехников, инженеров по монтажу, пусконаладке и технической эксплуатации двигателей, экипажей спортивных, парусных и маломерных судов, курсантов, студентов, инструкторов тренажерных центров и преподавателей профильных учебных заведений.

Курсы для повышения квалификации проводятся для различных специалистов, получения и продления дипломов, освоения новых профессий, новых районов плавания, новых типов судов, оборудования и технических средств, для соответствия новым кодексам, стандартам и нормативам. В институте ДПО существует возможность закрепления профессиональных знаний, умений и навыков на практике посредством практических курсов и занятий на тренажёрах [2

Институт ДПО осуществляет подготовку в очной и заочной формах обучения. После прохождения итоговой аттестации (если предусмотрено учебным планом) слушателям выдаётся документ установленного образца: удостоверение о повышении квалификации; диплом о профессиональной переподготовке; свидетельство, подтверждающее, что специалист прошел тот или иной вид профессионального обучения; свидетельство (протокол), подтверждающее успешное прохождение специалистом обучения и процедуры проверки знаний и практических навыков на предмет соответствия определенной квалификации, должности или требованиям программы обучения [2].

Также слушатели курсов института ДПО могут пройти подготовку более чем по 80 дополнительным образовательным программам дистанционно, что очень востребовано сегодня. Стоит отметить, что слушатели курсов института ДПО, проходящие обучение дистанционно, могут написать итоговое тестирование в одном из филиалов университета.

Проанализировав нормативно-правовые акты и информацию на официальном сайте вуза в разделе института «Повышение квалификации» можно сделать выводы о том, что данное учебное заведение уделяет большое внимание организации образовательного процесса по дополнительным образовательным программам, в том числе и дистанционному обучению: сайт вуза оформлен максимально понятно и удобно для пользователя; размещена информативная инструкция, согласно которой, можно записаться на курсы для членов экипажей морских судов; представлено расписание курсов для слушателей дополнительных образовательных программ, а также есть возможность электронной записи на курсы; размещена контактная информация всех учебных центров ДПО, а также учебно-тренажёрного центра; для обучения по дистанционным программам также можно подать заявление онлайн.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова» (далее — ГМУ им. Ф. Ф. Ушакова) является крупнейшим учебным заведением водного транспорта и единственным высшим учебным заведением на Юге России, выпускающим морских специалистов для судоходных компаний, судостроительных и судоремонтных заводов, предприятий водного транспорта, портов и транспортных терминалов. Университет расположен в Новороссийске и осуществляет подготовку кадров по тридцати специальностям и направлениям подготовки высшего образования, шести специальностям среднего профессионального образования.

В 2012 году был организован Институт повышения квалификации (далее — ИПК). Сегодня ИПК — это крупнейший тренажёрный центр в Российской Федерации, который осуществляет специальную подготовку персонала судов, портов и судоходных компаний в соответствии с национальными требованиями РФ и требованиями международных конвенций [3].

Институт предлагает учебные курсы по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и профессиональной подготовке: специальная подготовка судового персонала; подготовка судоводителей и специалистов связи; подготовка судовых механиков и электромехаников; подготовка по морским рабочим специальностям; подготовка береговых работников и специалистов транспортного комплекса; подготовка специалистов по управлению маломерными судами; подготовка инструкторов.

На базе ИПК работу осуществляют тренажёрные комплексы, которые позволяют отработать полученные знания на практике: навигационный тренажер NTPro 5000; тренажер грузобалластных операций; тренажер полупогружной плавучей буровой установки; тренажер крановых операций; тренажер якорных операций; береговой учебно-тренажерный центр; тренажёр для курса «Подготовка по подводному выходу из вертолетной кабины»; комплексный тренажер морских операций на шельфе; программный комплекс «Дельта-Тест» [4].

Стоит отметить, что в период Пандемии вуз запустил работу Системы дистанционного обучения, которая весной 2020 года только разрабатывалась. На официальном сайте вуза создана вкладка «Система дистанционного обучения», в которой представлена следующая информация: список подготовок, расписание занятий, стоимость курсов, о работе тренажёрных центров. Проанализировав работу сайта, а именно информацию в разделе о дополнительном профессиональном образовании, можно сказать, что с точки зрения удобства для пользователя, система сформирована недостаточно хорошо. Также стоит отметить, что не по всем представленным программам подготовки можно пройти дистанционное обучение.

Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского — крупнейшее и старейшее учебное заведение водного транспорта на Дальнем Востоке России, расположен во Владивостоке, основан в 1890 году. Учреждение выпускает морских специалистов для судоходных компаний, судостроительных и судоремонтных заводов, предприятий водного транспорта, портов и транспортных терминалов

Данное учебное заведение осуществляет подготовку студентов по программам среднего общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования. В рамках дополнительного образования на сегодняшний день в вузе представлено свыше 100 курсов, которые представлены на платформе система электронного обучения «КУРС». К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие или получающие высшее и (или) среднее профессиональное образование.

В структуре вуза выделен дальневосточный морской тренажёрный центр (далее — ДВМТЦ), который осуществляет подготовку и переподготовка судоводителей, судомехаников, электромехаников; подготовку специалистов в области охраны на морском транспорте, по морскому английскому языку, судоводителей маломерных судов, по обеспечению транспортной безопасности по МКУБ.

В ДВМТЦ можно пройти обучения на различных тренажёрах: комплексный учебно-тренажерный комплекс; тренажёр глобальной морской системы связи при бедствии; тренажёр радиолокационной подготовки и морской электронной картографии; тренажёр морской подготовки; тренажёр подготовки персонала определенного типа судов; тренажёр управления судном; тренажёр машинного отделения; учебно-тренажёрный центр МКУБ [5].

На официальном сайте вуза в разделе «Дополнительное образование» представлена информация о дополнительных образовательных программах, подготовку по которым сегодня осуществляет университет. В данном разделе, на наш взгляд, информация представлена не в полной мере. Стоит отметить, что вуз также предлагает дополнительные общеобразовательный программы, в том числе, для детей.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» расположен в Нижнем Новгороде и является высшим техническим учебным заведением, образовательная деятельность которого направлена на подготовку высококвалифицированных кадров для транспортной инфраструктуры России и Поволжья в частности, основан в 1930 году [6].

Данное учебное заведение осуществляет подготовку студентов по программам среднего общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования [1].

В мае 2007 года на базе «Центра повышения квалификации и внешних связей» приказом ректора университета было создано Управление конвенционной подготовки и повышения квалификации (далее — управление КП и ПК). Управление КП и ПК является структурным подразделением ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта».

В Управлении КП и ПК можно пройти повышение квалификации, подготовку и переподготовку плавательскому составу морских и речных судов, стажировку, как один из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовки специалистов, обучение рабочим профессиям [7].

В перечне образовательных программ в рамках дополнительного образования представлены следующие образовательные программы подготовки: членов экипажей морских судов; членов экипажей речных судов; по транспортной безопасности; специалистов предприятий транспорта; по охране труда; по экологической безопасности; специалистов предприятий различных отраслей экономики.

Организована работа структурных подразделений КП и ПК: комплекс судовых тренажёров; тренажёр судового механика; учебно-тренажёрный центр «ГМССБ»; учебно-тренажёрное судно «Академик»; учебно-тренажёрный центр речного училища; учебно-тренажерный центр экологической безопасности и мониторинга; учебный флот; учебно-экспериментальная база.

Стоить отметить, что среди рассмотренных учебных заведений в данном наиболее широко представлена тренажёрная подготовка. Форма обучения на курсах может быть как очная, с отрывом от производства, так и смешанная с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения при помощи системы дистанционного обучения «Парус» [7].

Проанализировав представленную информацию на официальном сайте вуза, можно сделать вывод о том, что в данном учебном заведении уделяется большое внимание организации образовательного процесса в рамках дополнительного профессионального образования. На официальном сайте вуза представлена развернутая информация о каждой образовательной программе, а также информация о курсах в рамках каждой программы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет водного транспорта» создан в мае 1951 года, находится в Новосибирске. Главной задачей университета является подготовка специалистов для национальной системы морского и внутреннего водного транспорта, включая специалистов плавательного состава морских и речных судов, специалистов инфраструктуры организаций водного транспорта, а также специалистов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию объектов водного транспорта [1].

На базе вуза работу осуществляет Центр дополнительного профессионального образования (далее — ЦДПО), который был организован в 2008 году как подразделение Центра переподготовки и повышения квалификации, существующего с 1978 года и Центра конвенционной подготовки и сертификации, созданного в 1995 году. В 2015 году в результате реорганизации был образован единый Центр дополнительного профессионального образования на базе которого осуществляется подготовка по всем программам дополнительного профессионального образования [8].

Университет имеет подписанное Соглашение № 10–38–07 от 28.05.2015 года с Министерством транспорта Российской Федерации о признании в области подготовки членов экипажей морских судов, что позволяет слушателям получать дипломы и квалификационные свидетельства для работы на морских судах заграничного плавания.

ЦДПО осуществляет следующие виды подготовки морских специалистов: подготовка судоводителей и специалистов связи морских судов; подготовка механиков и электромехаников морских судов; специальная подготовка судового персонала морских судов; подготовка членов экипажей судов внутреннего водного транспорта; специальная подготовка судового персонала речных судов; подготовка специалистов внутреннего водного транспорта; подготовка судоводителей маломерных судов поднадзорных ГИМС МЧС России.

В университете работу осуществляют следующие тренажёры и лаборатории: полномасштабный навигационный тренажер «NT PRO-5000; навигационный тренажер «NT PRO-5000» для подготовки по программам: «Радиолокационное наблюдение и прокладка», «Использование САРП», «Использование ЭКНИС»; тренажер «NTPRO-5000» для подготовки по программе «Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками»; тренажер ГМССБ «TGS-5000» для подготовки по программам: «Оператор ГМССБ», «Оператор ограниченного района ГМССБ»; береговой учебно-тренажерный центр для подготовки по программам: «Начальная подготовка по безопасности в соответствии с Правилом VI/1 МК ПДНВ», «Подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе», «Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками»; тренажер машинного отделения ERS 5000 TechSim; тренажер «SSH-2009» для подготовки лиц рядового состава ходовой навигационной вахты; лаборатория Охраны судов и портовых средств; лаборатория подготовки персонала танкеров; медицинская лаборатория для подготовки по программам: «Подготовка по оказанию первой помощи, в соответствии с Правилом VI/4 МК ПДНВ», «Подготовка по медицинскому уходу, в соответствии с Правилом VI/4 МК ПДНВ»; класс профессионального тестирования «Дельта-Тест».

В вузе организовано обучение по следующим образовательным программам: подготовка судоводителей и специалистов связи морских судов; подготовка механиков и электромехаников морских судов; специальная подготовка судового персонала морских судов; подготовка членов экипажей судов внутреннего водного транспорта; подготовка специалистов внутреннего водного транспорта.

Центр дополнительного профессионального образования ведет подготовку и переподготовку по востребованным программам в отрасли, что позволяет обеспечить повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадрового состава водного транспорта [оф сайт университета].

Стоит отметить, что на официальном сайте образовательной организации очень подробно представлена информация о дополнительном профессиональном образовании. Настроена работа онлайн консультанта в сплывающем окне на сайте вуза, что упрощает процесс обращения и связи с приёмной комиссией вуза. Сегодня, в век технологий, это преимущественно является большим плюсом на наш взгляд. Сайт удобен в работе.

Проанализировав работу ведущих морских учебных заведений Российской Федерации можно сделать вывод о том, что сегодня данные вузы готовы предложить специалистам морской области востребованные образовательные программы, что качественно сказывается на общей профессиональной подготовке морских специалистов страны. Практически во всех учебных заведениях качественно выстроена и отлажена система дистанционного образования, что значительно увеличивает спрос на курсы морского дополнительного профессионального образования морских специалистов, т. к. позволяет проходить обучение, находясь на расстоянии от учебного заведения.

Литература:

  1. Росморречфлот. — Текст: электронный // Министерство транспорта Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА (Росморречфлот): [сайт]. — URL: http://morflot.gov.ru/deyatelnost/dokumentyi.html (дата обращения: 26.10.2020).
  2. Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — Текст: электронный // ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. О. МАКАРОВА: [сайт]. — URL: https://gumrf.ru/sveden/common/ (дата обращения: 26.10.2020).Положение об институте ДПО
  3. Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. — Текст: электронный // Википедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственный_морской_университет_имени_адмирала_Ф._Ф._Ушакова (дата обращения: 26.10.2020).
  4. Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. — Текст: электронный // http://www.aumsu.ru: [сайт]. — URL: http://www.aumsu.ru/sveden (дата обращения: 26.10.2020).
  5. Об образовательной организации. — Текст: электронный // Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского: [сайт]. — URL: http://www.msun.ru/ru/about (дата обращения: 26.10.2020).
  6. Волжский государственный университет водного транспорта. — Текст: электронный // Википедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Волжский_государственный_университет_водного_транспорта (дата обращения: 26.10.2020).
  7. Об университете. — Текст: электронный // Волжский государственный университет водного транспорта: [сайт]. — URL: http://www.vsuwt.ru/sveden/common/ (дата обращения: 26.10.2020).
  8. Сибирский государственный университет водного транспорта. — Текст: электронный // СГУВТ: [сайт]. — URL: http://www.ssuwt.ru (дата обращения: 26.10.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): водный транспорт, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, Российская Федерация, имя адмирала, суд, внутренний водный транспорт, высшее образование, дополнительное образование, подготовка специалистов.


Ключевые слова

повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование, водный транспорт, морское образование, морское дополнительное профессиональное образование

Похожие статьи

Дополнительное профессиональное образование в системе мер профессиональной подготовки и повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих в РФ

В статье рассматриваются становление и развитие дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Российской Федерации.

Обязанность и право государственных гражданских служащих на получение дополнительного профессионального образования

В статье анализируются возможности получения государственными гражданскими служащими дополнительного профессионального образования. Выявлено влияние инициативы служащего на получение им дополнительного профессионального образования. Определено различ...

К вопросу о проблемах и перспективах дистанционного инженерного образования

Применение дистанционных образовательных технологий в процессе преподавания правовых дисциплин в системе среднего профессионального образования

Педагогическая подготовка офицеров середины XIX — начала XX вв. в системе высшего профессионального военного образования

Особенности построения основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности»: структурно-содержательный аспект

Статья посвящена вопросам структурно-содержательного аспекта построения основной образовательной программы бакалавра по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности».

Характеристика специальных дисциплин и их роль в профессиональном образовании

Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей направле...

Дополнительное профессиональное образование как фактор повышения конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда

Статья посвящена вопросам дополнительного профессионального образования. Представлена нормативная база, регулирующая оказание дополнительного профессионального образования в профессиональных образовательных учреждениях. Описан опыт СПб ГБПОУ «Колледж...

Автомобили будущего требуют новых профессий

В данной статье сообщается об опыте практической подготовки студентов –специалистов по обслуживанию наземного транспорта по программе опережающего профессионального образования.

Направления совершенствования документационного обеспечения управления

Рассматриваются документооборот в образовательном учреждении. Уделяется внимание направлениям совершенствования документооборота.

Похожие статьи

Дополнительное профессиональное образование в системе мер профессиональной подготовки и повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих в РФ

В статье рассматриваются становление и развитие дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Российской Федерации.

Обязанность и право государственных гражданских служащих на получение дополнительного профессионального образования

В статье анализируются возможности получения государственными гражданскими служащими дополнительного профессионального образования. Выявлено влияние инициативы служащего на получение им дополнительного профессионального образования. Определено различ...

К вопросу о проблемах и перспективах дистанционного инженерного образования

Применение дистанционных образовательных технологий в процессе преподавания правовых дисциплин в системе среднего профессионального образования

Педагогическая подготовка офицеров середины XIX — начала XX вв. в системе высшего профессионального военного образования

Особенности построения основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности»: структурно-содержательный аспект

Статья посвящена вопросам структурно-содержательного аспекта построения основной образовательной программы бакалавра по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности».

Характеристика специальных дисциплин и их роль в профессиональном образовании

Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей направле...

Дополнительное профессиональное образование как фактор повышения конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда

Статья посвящена вопросам дополнительного профессионального образования. Представлена нормативная база, регулирующая оказание дополнительного профессионального образования в профессиональных образовательных учреждениях. Описан опыт СПб ГБПОУ «Колледж...

Автомобили будущего требуют новых профессий

В данной статье сообщается об опыте практической подготовки студентов –специалистов по обслуживанию наземного транспорта по программе опережающего профессионального образования.

Направления совершенствования документационного обеспечения управления

Рассматриваются документооборот в образовательном учреждении. Уделяется внимание направлениям совершенствования документооборота.

Задать вопрос