Особенности подготовки экипажей морских судов, совершающих рейсы по акватории Северного морского пути: проблемы и решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (541) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 13.10.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Яппаров, Е. Р. Особенности подготовки экипажей морских судов, совершающих рейсы по акватории Северного морского пути: проблемы и решения / Е. Р. Яппаров, А. С. Камкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 42 (541). — URL: https://moluch.ru/archive/541/118319/ (дата обращения: 16.10.2024).

Препринт статьи



Настоящая статья посвящена особенностям подготовки экипажей судов, эксплуатирующихся в северных широтах, согласно специфике работы в арктических водах, регламентируемой [1, 3] (с изменениями и дополнениями). Также в данной статье внимание уделено проблемам образования и специализированного оборудования для подготовки специалистов, совершавших рейсы на судах арктического класса.

Ключевые слова: Арктика, Полярный кодекс, Правила плавания в акватории СМП, подготовка экипажей, образование.

This article is devoted to the peculiarities of training crews of vessels operating in northern latitudes, according to the specifics of work in Arctic waters, regulated by the Polar Code, the Rules of navigation in the waters of the NSR. Also in this article, attention is paid to the problem of education, namely, the lack of specialized equipment for training specialists who have made voyages on Arctic-class vessels.

Keywords: Arctic, Polar Code, Rules of navigation in the waters of the NSR, crew training, education.

С каждым годом в мире растет интерес к развитию Арктики, а именно к освоению транспортного коридора, который является стратегически важной артерией к развитию новых логистических цепочек. Исходя из этого, растет потребность к усовершенствованию флота, который сможет быстро и мобильно реализовать грузопоток в северных широтах.

Обращаясь к тексту [2] стратегии развития можно выявить ряд задач, таких как: комплексное развитие морских судоходных путей, строительство круизных судов арктического ледового класса, строительство атомных ледоколов проекта 22220, аварийно-спасательных и гидрографических судов, которые не посредственно требуют подготовленных специалистов, для успешной реализации поставленных задач.

В 2014 году Комитет по безопасности на море, пришел к выводу, что основные требования для работы судов, не дают полной уверенности в безопасности мореплавания в Арктике из-за специфичных условий эксплуатации.

Комитет по защите морской среды на своей шестьдесят седьмой сессии одобрил, введение, части II-A и II-B Международного кодекса для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс).

Районы действия Полярного Кодекса

Рис. 1. Районы действия Полярного Кодекса

В соответствии с требованиями Полярного кодекса, судоходные компании, суда которых эксплуатируются на акватории Севморпути должны обеспечить, чтобы капитаны, старшие помощники и лица из числа комсостава, несущие навигационную вахту на судах, прошли подготовку с целью получения соответствующих навыков, отвечающих занимаемой должности, а также принятия на себя обязанностей и ответственности, с учетом положений Конвенции и Кодекса ПДНВ с поправками.

В таблице 1 представлены основные правила, в соответствии с главами V Конвенции и Кодекса ПДНВ с поправками.

Таблица 1

Ледовые условия

Танкеры

Пассажирские суда

Иные суда

Лед отсутствует

Неприменимо

Неприменимо

Неприменимо

Открытые воды (отдельные льдины)

Базовая подготовка для капитанов, старпомов и комсостава, несущего ходовую вахту

Базовая подготовка для капитанов, старпомов и комсостава, несущего ходовую вахту

Неприменимо

Иные воды

Усовершенствованная подготовка для капитанов и старпомов. Базовая подготовка для комсостава, несущего ходовую вахту

Усовершенствованная подготовка для капитанов и старпомов. Базовая подготовка для комсостава, несущего ходовую вахту

Усовершенствованная подготовка для капитанов и старпомов. Базовая подготовка для комсостава, несущего ходовую вахту

Таким образом, основываясь, на данных табл. 1, следует сделать вывод, что прохождение курса Базовой и/или Расширенной программ, является обязательным требованием в части подготовки судоводителей при эксплуатации судна в полярных водах.

На сегодняшний день существует ряд учебных центров, которые способны подготовить специалистов согласно установленным требованиям, которые включают в себя следующие знания:

— Основные понятия о природе, характеристике и типах льдов;

— Сведения о районах с ледовыми образованиями;

— Теоретическая и практическая подготовка на судах в полярных водах для обеспечения безопасности мореплавания, использования судового оборудования и выполнения судовых работ;

— Подготовка по вопросам сохранения здоровья членов экипажа, соблюдение требований безопасности при работе в условиях низких температур воздуха и воды;

— Международный кодекс судов, эксплуатируемых в полярных водах, и Наставление по эксплуатации судов в полярных водах.

Подготовку можно пройти в следующих учебно-тренажерных центрах:

— Институт дополнительного профессионального образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова» г. Санкт-Петербург;

— Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «МАРСТАР» г. Санкт-Петербург;

— Учебно-тренажерный центр при Федеральном государственном бюджетном учреждении «Морской спасательной службы» г. Москва;

— Дальневосточный морской тренажерный центр, г. Владивосток;

— Институте повышения квалификации при «Государственном морском университете имени адмирала Ф. Ф. Ушакова» г. Новороссийск;

— Учебно-тренажерный центр «PRISCO» г. Находка;

Несмотря на перечисленный перечень морских учебных центров, следует подчеркнуть, что этого недостаточно, чтобы подготовить на местах требуемое количество профильных специалистов для работы в Арктических широтах.

По информации [4] в Арктике под флагом Российской Федерации, эксплуатируются 45 грузовых судов и 110 танкеров арктического класса, еще 40 судов, в том числе 3 атомных ледокола, находятся на различных этапах проектирования и строительства.

На XVII Международной выставке по гражданскому судостроению «Нева 2023» специалистами было отмечено, что для реализации поставленных задач на Севморпути необходимо задействовать от 130 до 160 единиц вновь построенного арктического флота, в том числе не менее 10 ледоколов проекта 22220 и новые ледоколы «Лидер» [4].

Отсутствие необходимого количества профильных специалистов может также негативно сказаться на выполнении Указа Президента Российской Федерации № 645 от 26 октября 2020 года и поставленных в нем стратегических задачах, в том числе создание береговой инфраструктуры и увеличение грузопотока по Севморпути к 2035 году до 238,11 млн тонн.

Таким образом, назрел вопрос о создании сети профильных морских учебных филиалов, которые необходимо локализовать в транспортных узлах Севморпути. Созданные филиалы, федерального подчинения, с адаптированными под поставленные задачи учебными программами, позволят удовлетворить потребность в морских и береговых специалистах на местах, дать импульс в развитие высшего образования и обеспечить качественную подготовку кадров для работы Арктических широтах.

Литература:

  1. Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах — резолюция MSC.385(94) // IMODOCS (Дата обращения 01.10.2023) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201712260021?ysclid=lnaffkmn7q218586239
  2. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» (Дата обращения 01.10.2023) http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972
  3. Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1487 «Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути» (с изменениями и дополнениями) (Дата обращения 01.10.2023) https://base.garant.ru/74664152/?ysclid=lnagcddq1g292002380
  4. Северному морскому пути может не хватить судов /газета Ведомости/ Северо-Запад/ дата публикации: 19.09.2023 https://spb.vedomosti.ru/technology/articles/2023/09/19/996037-severnomu-morskomu-puti-sudov?ysclid=ln5mmqxlib872599319 (Дата обращения 01.10.2023)
  5. Смирнов А. А. Перспективы развития Северного морского пути (к 55-летию атомного ледокольного флота России) / А. А. Смирнов, С. А. Головинский // Арктика: экология и экономика. − 2014.− № 4 (16).− С. 108–114.
  6. Афонин А. Б. Концепция развития судоходных трасс акватории Северного морского пути / А. Б. Афонин, А. Л. Тезиков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. − 2017.− Т. 9.− № 1.− C. 81–87.
  7. Ольховик Е. О. Анализ скоростных режимов СПГ-танкеров в акватории Северного морского пути в период зимней навигации 2017–2018 гг. / Е. О. Ольховик // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. − 2018.− № 2 (48).− C. 300–308.


Задать вопрос