В данной работе рассматривается существующая портовая инфраструктура и объекты нефтегазовых месторождений в Арктике. А также на основе полученных данных проанализированы варианты размещения базы для утилизации айсбергов с целью получения питьевой воды.
Ключевые слова: Арктика, айсберг, утилизация, питьевая вода, портовая инфраструктура, нефтегазовые месторождения.
По территории Арктики проходит главная арктическая магистраль страны — Северный морской путь (СМП). Северный морской путь начинается от Баренцева моря и заканчивается Чукотским морем, проходя через Карское море, море Лаптевых и Восточно-Сибирское море. В каждой акватории находятся свои ключевые порты.
В акватории СМП расположены 6 морских портов — Певек, Диксон, Тикси, Хатанга, Сабетта и Дудинка. [3] На сегодняшний день все порты Северного морского пути являются полноценными инфраструктурными опорными точками.
Рис. 1. Порты Северного морского пути
Порт Певек является самым северным морским портом России, расположен в Чаунской губе Восточно-Сибирского моря. [4] Здесь располагаются крупнейшие месторождения рудного золота, а также множество перспективных золоторудных полей и узлов. Согласно госпрограмме «Развитие транспортной системы» к концу 2021 года планируется завершение реконструкции порта, а к 2026 году планируется ввести новый перегрузочный комплекс, что позволит увеличить объем перевалки грузов в 1,5 раза.
Порт Диксон, располагается на побережье Карского моря у входа в Енисейский залив. [5] На базе порта планируется строительство терминала предназначенного для перегрузки и транспортировки нефти в порты Российской Федерации, Европы и стран Азиатско- Тихоокеанского региона по Северному морскому пути.
В 4 километрах от порта находится аэропорт Диксон — один из самых северных аэропортов в регионе. В 2021 планируется завершить реконструкцию аэропорта. Также, в районе аэропорта планируется реализовать ряд инвестиционных проектов, связанных с добычей полезных ископаемых.
Порт Тикси — располагается на побережье моря Лаптевых, в губе Буор-Хая. [6] Проект модернизации инфраструктуры порта Тикси предполагает наращивание объема грузопереработки почти в 100 раз к 2025 году.
Порт Хатанга, расположенные на полуострове Таймыр, является важнейшим форпостом Северного морского пути на побережье море Лаптевых. [7] Хатангский морской торговый порт осуществляет перевозки как за рубеж, так и внутри страны. Ключевыми направлениями является транспортировка грузов по Северному морскому пути в районы Крайнего севера.
Аэропорт Хатанга — один из крупнейших в Арктике, через него осуществляются местные авиаперевозки.
Порт Сабетта — молодой порт, находится на восточном берегу полуострова Ямал, на западном берегу обской губы Карского моря. [8] После завершения строительство терминала СПГ и СГК «Утренний» порт займет лидирующую позицию в рейтенге портов в арктическом бассейне РФ. Правительство РФ высказывает желание построить ж/д ветку от порта Сабетта от станции Бованенково железной дороги «Обская — Бованенково- Карская».
Аэропорт Саббета — международный аэропорт федерального значения на полуострове Ямал, являющийся стратегическим объектом для реализации масштабного проекта «Ямал-СПГ».
Порт Дудинка — «ворота» Норильского промышленного района, располагается на правом берегу реки Енисей в устье притока реки Дудинка. [9] Эксплуатируется одновременно как морской и речной порт. Ближайший аэропорт — международный аэропорт «Норильск (Алыкель)». Норильская железная дорога, одна из самых северных железных дорог мира, соединяет порт Дудинку с Норильском.
Стратегическим направление развития шельфовых проектов «Роснефти» является освоение континентального шельфа Арктических морей. [1] (Рис. 2)
Рис. 2. Лицензированные участки ПАО «НК «Роснефть» в морях Западной и Восточной Арктики
На континентальном шельфе морей Западной Арктики ПАО «НК «Роснефть» владеет лицензиями на 19 лицензированных участков: 7 участков в Баренцевом море, 8 участков в Печерском море и 4 участка в Карском море.
В 2014 году, на участке в Карском море, было открыто нефтегазовое месторождение «Победа».
На шельфе морей Восточной Арктики находится 9 лицензированных участков: в море Лаптевых располагается 5 участков, в Восточно-Сибирском море 1 участок и в Чукотском море 3 участка. В 2018 году было завершено строительство новой скважины «Центрально-Ольгинское -1» (рис. 3), расположенной в Хатангском заливе в юго-западной части моря Лаптевых.
Рис. 3. Хатангский участок ПАО «НК «Роснефть»
Проанализировав существующую портовую инфраструктуру и объекты нефтегазовых месторождений, базу для утилизации айсбергов необходимо располагать вблизи портов СМП и действующий и вновь открытых месторождений.
База для утилизации айсбергов включает в себя завод по резке айсбергов, завод разлива питьевой воды, административно-бытовые корпуса и ангары для стоянок техники и хранения грузов.
Предлагается три варианта технологии размещения базы. Первый вариант «берег-берег», предполагает собой размещение базы целиком на берегу. Второй вариант «берег-море» включает в себя размещение части базы на берегу, а части в порту на понтоне. Третий вариант «море-море» размещение всей базы на понтоне.
На примере технологии размещения «берег-море» рассмотрим вариант расположения базы для утилизации айсбергов в бухте Нордвик.
Бухта Нордвик располагается у юго-западного побережья моря Лаптевых, в восточной части полуострова Таймыр, между полуостровами Хара-Тумур и Нордвик в устье Хатангского залива. Перспективным размещением является близкое расположение недавно открытого месторождения «Центрально-Ольгинское-1» и порта Хатанга, имеющего выход на СМП и осуществляющего перевозки как за рубеж, так и внутри страны. Расположения вблизи одного из крупнейших аэропортов в Арктике также благоприятно влияет на размещение базы.
Для базы по утилизации айсбергов предполагается строительство порта непосредственно в бухте Нордвик (см. рис. 4).
Рис. 4. Технологическая схема утилизации айсбергов
В порту располагается место для стоянки судов, портофлота, площадка для резки айсбергов, включающая в себя завод по резки айсбергов, завод по разливу питьевой воды, бытовой корпус и краны для перегрузки.
На территории порта имеется гавань — место скопление айсбергов для дальнейшего дробления. На береговой территории располагается административный корпус, ангары для техники и хранения, подстанция и стоянка для фур.
Судно с айсбергом осуществляет транспортный переход по Северному Морскому пути из моря Лаптевых. После готовая продукция загружается в фуры и отправляется в Ханагский морской порт для дальнейшей доставки потребителям по морю и с помощью авиаперевозок.
Литература:
- Лицензированные участки «Роснефти». — Текст: электронный // Шельфовые проекты — РОСНЕФТЬ: [сайт]. — URL: https://www.rosneft.ru/business/Upstream/offshore/
- Управление библиотечных фондов (Парламентская библиотека). Вопросы развития инфраструктуры Северного морского пути как элемента единой Арктической транспортной системы Российской Федерации. — М.: БИБЛИОДОСЬЕ, 2016.
- Северный морской путь. — Текст: электронный // Википедия — свободная энциклопедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/
- Певек (порт). — Текст: электронный // Википедия — свободная энциклопедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/
- Морской порт Диксон. — Текст: электронный // Администрация морских портов Западной Арктики: [сайт]. — URL: http://www.mapm.ru/Port/Dikson
- Тикси. — Текст: электронный // Администрация морских портов Приморского края и Западной Арктики: [сайт]. — URL: http://pma.ru/filialyi/filial-fgbu-administratsiya-morskih-portov-primorskogo-kraya-i-vostochnoy-arktiki-v-morskom-portu-tiksi/obschaya-informatsiya/
- Северный морской путь — порт Хатанга. — Текст: электронный // Soumik: [сайт]. — URL: https://suomik.com/stati/4811-severnyj-morskoj-put--port-xatanga.html
- Сабетта (порт). — Текст: электронный // Википедия — свободная энциклопедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/
- Дудинка (порт). — Текст: электронный // Википедия — свободная энциклопедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/