Особенности и проблемы заготовки и транспортировки металлолома Арктики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №1 (105) январь-1 2016 г.

Дата публикации: 28.12.2015

Статья просмотрена: 581 раз

Библиографическое описание:

Кириченко, И. С. Особенности и проблемы заготовки и транспортировки металлолома Арктики / И. С. Кириченко, А. В. Алексахин, П. Д. Бабаян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 160-165. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24819/ (дата обращения: 16.11.2024).



Особенности ипроблемы заготовки итранспортировки металлолома Арктики

Кириченко Илья Сергеевич, инженер-исследователь;

Алексахин Александр Викторович, кандидат экономических наук, доцент

Национальный исследовательский технологический университет (МИСИС)

Бабаян Петр Дмитриевич, кандидат технических наук, доцент

Московская государственная академия водного транспорта

Рассмотрено современное состояние и проблемы заготовки и транспортировки металлолома Арктики, экологические требования. Отмечены особенности технологического оборудования и даны предложения по совершенствованию технологических процессов.

Ключевые слова: металлолом, заготовка, транспортировка, технологии.

После того, как весной 2010 г. Премьер-министр РФ В. В. Путин побывал на Земле Франца-Иосифа и посмотрел на уходящие за горизонт, брошенные бочки, уже вмерзшие в лед, в России была инициирована масштабная программа по очистке.

В июне 2011 г. Правительство РФ утвердило программу мер по снижению и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду в арктической зоне. Согласно программе должны быть реализованы меры по очистке территории от накопленного экологического мусора на Земле Франца-Иосифа, Новосибирских островах, архипелаге Шпицберген и о. Врангеля, а также меры для снижения угроз окружающей среде из-за расширения хозяйственной деятельности на континентальном шельфе. Главный элемент загрязнения Арктики — это различный металлолом, скопившийся здесь в огромных количествах во время развития и осуществления различных хозяйственных и военных проектов.

Заготовка лома черных металлов в стране достигла наибольших значений порядка 31 млн.тонн в год в 2004–2006 г. в период массового вывода металлоемких объектов и оборудования, оставшегося еще со строительства советских лет [1]. Излишки лома экспортировались, давая весомые валютные поступления. Максимальные объемы экспорта достигли 12,6 млн. тонн в 2005 году, из которых 10,8 млн. т было экспортировано морем [2, 3]. В настоящее время значительная часть черного лома сталей производства еще советского периода хозяйствования на континенте собрана [4]. Кроме того, происходит ухудшение качественного состава металлолома — снижение доли тяжеловесного лома, при относительном росте заготовки менее ценного легковесного транспортного лома, жести, стружки [5].

Переход отечественной металлургии на более активное использование электрометаллургических процессов, а также вытеснение ими мартеновского производства, предопределяет необходимость поддержания ломозаготовки в стране на должном уровне [6]. Арктический регион представляется одним из тех резервов, который позволит поддержать падающие валовые объемы ломозаготовки в России.

Сейчас очистка территории Арктики и другие мероприятия российского Правительства по освоению региона проходят в рамках подпрограммы “Освоение и использование Арктики”, входящую в целевую программу “Мировой океан“, утвержденную Правительством в 1998 г. Несмотря на значительные подвижки, ситуация всё ещё далека от совершенства.

Протекшие, 200-литровые бочки с горюче-смазочными материалами (ГМС), неиспользованное топливо, химреактивы антизамерзающих жидкостей, машины, запчасти, строительные материалы представляют характерный пейзаж Арктики, как на Большой Земле, так и на островах. По далеко не полной оценке, в Арктике оставлено до 12 млн. металлических бочек. Полных из них, по приблизительным подсчётам, около четверти миллиона, в которых хранится от 40 до 60 тысяч тонн различных жидкостей.

Полные бочки в Арктике преимущественно лежат смёрзшимся штабелем, поэтому наличие пустых или заполненных бочек внутри него трудно установить, без угрозы пролива жидкости, хранящейся в бочках. Обычно штабели бочек полностью разбирают непосредственно перед утилизацией, когда есть возможность и условия слива экологически опасных жидкостей в другие исправные емкости.

Бочки соседствуют с заброшенными хранилищами топлива, с цистернами, полными и пустыми, между которыми можно даже отыскать остатки трубопроводов, все это постепенно разрушается.

В период холодной войны в Арктике строились аэродромы, военные базы с жилыми городками, пункты ПВО с радиолокационными станциями, станции радиорелейной связи, организовывались склады ГСМ и др. С распадом СССР полярники стали покидать Арктику, бросая свои базы со всем оборудованием и складами, начиная от полуразрушенных зданий, автомобилей, и кончая остовами не улетевших из-за поломок грузовых самолетов. Однако хотелось бы отметить, что даже в то сложное время, там по-прежнему продолжали активно функционировать буровые комплексы и метеостанции.

Экологические проблемы нашли отражение в «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», утвержденной президентом В. В. Путиным в феврале 2013 г. По результатам проведенного обследования в арктической зоне России было выделено 27 приоритетных районов, из них 11 на суше и 16 в морях, и прибрежных зонах, где уже наблюдается экологически опасная ситуация [7].

«Подъем Сибири и Дальнего Востока — это наш национальный приоритет на весь XXI век», — подчеркнул Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному Собранию.

В наши дни Россия возвращается в Арктику — воссоздается военная база и аэродром на Новосибирских островах, обновляют метеостанции и устанавливают различные виды связи, на архипелаге Новая Земля закончена модернизация взлетно-посадочной полосы на аэродроме двойного базирования «Рогачево» [8]. На архипелаге Новосибирских островов, на острове Котельный ведется строительство военного городка «Звезда», оснащенного всеми необходимыми современными элементами инфраструктуры. На островах Средний, архипелаг Северная Земля, острове Земля Александры, архипелаг Земля Франца-Иосифа, острове Врангеля и мысе Шмидта, в Чукотском автономном округе, и в поселке Рогачево на Южном острове, архипелаг Новая Земля, планируется построить пять стационарных объектов радиолокации и пунктов наведения авиации [9].

В рамках проектов строительства, перед военными стоят задачи по сносу ветхих или разрушенных строений, рекультивации территории, разбору завалов, извлечению металлолома и осуществлению ряда других мероприятий экологического характера.

Соответственно в последние годы число рейсов морских судов со стройматериалами, оборудованием, грузами снабжения строек в Арктику увеличилось в 4–5 раз. В обратном направлении эти суда чаще всего идут пустые и потенциально могут быть загружены ломом. С точки зрения экологов металлолом с территории Арктики выгоднее вывозить и переплавлять, как вторичное сырье, а не безопасно захоронять на месте. Повторное использование лома металлов отвечает современным экологическим подходам и концепции устойчивого развития, реализации которой уделяется большое внимание [10].

Однако на данном пути возникает целый ряд технических, технологических и правовых проблем [11]. И хотя заготовка лома в последние несколько лет осуществляется как в рамках экологических мероприятий, финансируемых из бюджета государства, так и военными, при очистке территорий своих возрождаемых гарнизонов, общие объемы вывоза лома не столь высоки и характеризуются данными Табл.1.

Таблица 1

Вывоз металлолома из Арктики морем вкаботаже впорты Мурманск иАрхангельск

Г Год

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

Объем перевозок, тыс. т

0,5

17,7

10,9

9,1

11,7

11,5

При общей оценке количества лома в Арктике и в промежуточных портах на трассе Севморпути (и непосредственно прилегающих к портам территориях) на уровне 300–350 тыс.тонн, и при таких темпах на заготовки и вывоза лома потребуется порядка 30 лет. За это время бочки успеют проржаветь полностью и горючее из них вытечет.

Интенсификации заготовки лома мешает недостаточная проработанность ряда вопросов:

 Во-первых, зачастую непонятно, кому лом принадлежит. Так, вокруг поселка Амдерма, Ненецкий АО, с населением порядка 500 человек, скопилось приблизительно 60–80 тыс. тонн металлолома хорошего качества, в том числе 993 емкости ГСМ различного объема, 3 остова самолетов, 17 плавсредств, а также строительные металлоконструкции. Однако, так как не выявлен хозяин и его транспортировка по текущим расценкам достаточно дорога, это ценное сырье для металлургов продолжает ржаветь. Военные заготавливают весь лом, который образовался в границах выделенных им территорий. В более широком смысле полной юридической ясности нет.

 Во-вторых, заготовка бочек на лом требует определенного специального технологического оборудования, а для наполненных -дополнительного принятия особых экологических мер безопасности.

Арктическое топливо применяется при работе двигателей при температурах ниже -40 С. Температура застывания этого топлива −55 °C. Многие годы в Арктику завозились бочки как с готовым арктическим топливом, так и бочки с реагентами, добавка которого в топливо позволяла существенно повысить его морозостойкость. В 50–60-х годах прошлого века в качестве морозостойкого реагента с высокими диэлектрическими свойствами в масла и арктическое топливо добавляли полихлорированныйбифенил (ПХБ) — сильнейший яд. ПХБ входят в группу из 12 химических веществ, определяемых как стойкие органические загрязнители, подпадающие под действие Стокгольмской Конвенции ООН от 2001 г., когда 90 стран мира, таких как США и члены ЕС, приняли решение о сокращении или прекращении производства, использования и/или недопущения утечки ПХБ.

ПХБ представляет угрозу для здоровья человека и окружающей среды даже в самых небольших концентрациях. В частности, рыба может накапливать ПХБ в своих тканях в 740 тысяч раз превышающих содержание этих веществ в воде, в которой она обитает.

Производимое сейчас арктическое топливо и масла не содержит ПХБ. В настоящее время большинство бочек в Арктике настолько заржавели, что на них невозможно различить маркировку. Поэтому полные и частично заполненные бочки вскрывают и тестируют химическими тестами на наличие ПХБ. В дальнейшем содержимое бочки с химреактивами переливают в емкости, с особыми предосторожностями, и вывозят на материк для централизованного уничтожения. Утилизация таких материалов осуществляется на установках в высокотемпературной плазме при температуре за 1000°С.

Необходимо отметить, что полные бочки с топливом массово сохранились преимущественно на бывших военных складах, сейчас заготовкой лома на этих территориях занимаются специализированные военные подразделения армии, снабженные тестами на наличии в жидкости ПХБ.

Вокруг морских портов в Арктике, метеорологических станций, мест ведения геолого-разведовательных операций скопились груды преимущественно пустых бочек, ибо топливо на гражданские нужды всегда отпускалось ограничено и лимитировалось. Заготовку лома в таких местах ведут волонтеры или же коммерческие организации.

В связи с этим особую опасность представляют бочки, заполненные отработанным маслом двигателей или остатками старого арктического топлива, которые разбросаны по всему пространству Арктики. Потенциально в отработке содержатся остатки экологически опасных арктических масел. Сжигание на открытом воздухе отработки с ПХБ запрещено из-за ущерба окружающей среде и опасности для заготовителей, поэтому такие бочки должны свозиться в одно место и сливаться отдельно в новые емкости.

На ряде арктических объектов кроме РЛС в свое время были размещены зенитные ракетные комплексы первого эшелона. Жидкостные зенитные ракеты того времени заправлялись ракетным топливом непосредственно перед пуском. Запас топлива хранился в емкостях и в металлических бочках. Кроме того, отдельно завозились и хранились химреактивы –антидетонаторы и реагенты от замерзания топлива. Эти химреактивы представляют наибольшую экологическую опасность и требуют особых мер безопасности при утилизации.

Кроме того, бочки как лом должны быть предварительно подготовлены для морской перевозки. Пустая бочка в среднем весит 20 кг и занимает слишком много места в трюме судна, поэтому их рационально прессовать перед транспортировкой [12, 13]. В спрессованном виде бочки в большей мере отвечают возросшим требованием электрометаллургии [14]. Бочки со следами топлива из-за их пожароопасности допустимо перевозить только в носовом, обычно самом малом по вместимости, трюме судна, оборудованном специальной системой тушения. В других трюмах эксплуатируемых судов отечественного флота можно перевозить только отожженные внутри бочки, с которых предварительно слили топливо.

Отработанный технологический процесс заготовки и подготовки к транспортировке бочек заключается в следующем:

Бочку прокалывают, вскрывают крышку и сливают остатки топлива в емкость. Рис.1.

Затем в бочку ставят факел горелки, который ее обжигает. После чего бочка прессуется на мобильном специализированном прессе. Так, например, на мобильном 45-тонном прессе блин высотой 0,15–0,2 м получается за 6 минут, что позволяет уплотнить лом бочек в 4–5 раз. Обычно трюма судна загружают вначале прессованными бочками, а затем на них ставят пустые отожженные бочки, чтобы полностью использовать вместимость трюмов.

Рис.1. Прессовка бочек в Арктике (Источник: http://arctic.ria.ru/chapter4/#7)

При заготовке тяжеловесного лома, брошенного автотранспорта, строительной техники, маломерных судов применяют газобаллонную резку. В отношении бывших в употреблении колесных и гусеничных транспортных средств (вездеходов, автомобилей, бульдозеров, прицепов и пр.) в полной мере должны применяться предписываемые экологические меры по предварительному сливу в емкости оставшихся масел, гидравлических жидкостей, антифризов [15]. А при утилизации брошенных малотоннажных судов (буксиров, катеров) — дополнительные меры, предписываемые при разделке судов на лом. [16]. Применяемые при этом технологии, должны отвечать экологическим требованиям [17, 18]. Учитывая высокие требования к морозостойкости ответственные конструкции на ряде объектов в Арктике были изготовлены с широким использованием нержавеющих сталей и цветных металлов. При ломозаготовке к ним также должны применяться соответствующие технологии [19].

На островах погрузку лома приходится вести на необорудованном берегу. При отсутствии причала порожние стальные “волокуши” при благоприятных погодных условиях — волнении моря, ветре и ледовой обстановке, устанавливают на плашкоут или понтон для техники и буксируют его к берегу, где автокраном погружают в них подготовленный лом. Груженые “волокуши” судовым краном снимают с понтона, а затем лом высыпают в трюм (Рис.2). После чего порожнюю “волокушу” возвращают за следующей партией лома. Логистика морских перевозок лома в значительной мере предопределяет экономические результаты деятельности по его заготовке [20, 21].

Рис. 2. Выгрузка лома в трюм

При наличии на судне современных гидравлических кранов, грузоподъемностью 24 т и более для транспортировки лома с берега на судно становится эффективным применение специализированных крупнотоннажных контейнеров с открытым верхом соответствующей грузоподъемности [22, 23]. Увеличение массы подъема ведет к сокращению стояночного времени судна под погрузкой.

Ломозаготовку в Арктике ведут в летний навигационный период. Для обслуживания специализированного оборудования, а также учитывая специфику обращения с ПХБ для выполнения работ необходим подготовленный персонал. При работе на островах необходимая техника, а также бытовки для проживания завозятся первым рейсом судна. С окончанием сезона техника и бригада вывозится на материк. Для производительной работы оборудования и персонала необходимы — стабильное обеспечение автономного энергопитания, работа средств связи, бытовые условия проживания.

В целом в российской Арктике имеются значительные резервы лома черных и цветных металлов, однако для его заготовки необходимо специализированное оборудование и технологические процессы, отвечающие экологическим требованиям, а также обученный персонал для его обслуживания. Без применения этих мер, возникшие экологические проблемы данной, столь ранимой, территории не могут быть разрешены.

Литература:

  1. Кириченко С. А., Кириченко И. С. Морской экспорт лома // Вторичные металлы. 2012. № 4. С. 35.
  2. Кириченко И. С. Экспорт лома в I полугодии // Вторичные металлы. 2012. № 5. С. 38.
  3. Сёмин А. Е., Смирнов Н. А. От лома до качественной стали // Электрометаллургия. 2008. № 5. С. 44–46.
  4. Кириченко С.А. Морские порты на службе у ломопереработчиков // Pынок вторичных металлов. 2007. № 3. С. 30–35.
  5. Кириченко И. С. Экспорт лома черных металлов в 2012 году // Вторичные металлы. 2013. № 2. С. 37.
  6. Чижиков А. Г., Семин А. Е., Черноусов П. И. Среднесрочный прогноз ситуации на рынке черных металлов // Вторичные металлы. 2011. № 6. С. 29.
  7. Соколов Ю. И. Арктика: к проблеме накопленного экологического ущерба // Арктика: экология и экономика. 2013. № 2 (10). С. 18–27.
  8. Брошенная Арктика [Электронный ресурс].- URL: http://russlovo.today/rubricator/obshchestvo/broshennaya-arktika (дата обращения: 15.12.2014).
  9. Юрий Гаврилов. Все объекты военной инфраструктуры в Арктике создадут до конца года [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rg.ru/2015/05/30/arktika2-site-anons.html (дата обращения: 30.05.2015).
  10. Гагарский Э. А., Кириченко И. С. Концепция устойчивого развития и новые подходы в сфере рециклинга металлов и техногенного сырья // Вторичные металлы. 2013. № 3. С. 34.
  11. Кириченко С.А. Региональные проблемы экспорта лома // Национальная металлургия. 2002. № 1. С. 17–20.
  12. Ефремов Д. Б., Кириченко И.С. Утилизация брошенной бочкотары // Вторичные металлы. 2012. № 1. С.48–50.
  13. Кириченко А. С., Сипаро К. А., Букин А. В. Экспорт черного лома и проблемы обеспечения морских перевозок // Вторичные металлы. 2014. № 5. С. 20.
  14. Супрун В. Н., Семин А. Е. Плавление лома и предъявляемые к нему требования // Рынок вторичных металлов. 2007. № 2. С. 24.
  15. Серегин А. Н., Кириченко А. С. Авторециклинг в московском регионе // Вторичные металлы. 2013. № 5. С. 41.
  16. Кириченко А. С., Букин А. В., Алексахин А. В. Прогрессивные технологии и организационные схемы авторециклинга- утилизации строительной техники // Техника и технология: новые перспективы развития. 2014. № XV. С. 135–141.
  17. Кириченко А. С., Серегин А. Н., Чимшир В. И., Бабаян П. Д. Повышение экологических требований к технологии разделки судов на лом // Молодой ученый. 2015. № 8 (88). С. 252–256.
  18. Бобина М. А., Ермолов В. М. Экологичность — основа современных технологий авторециклинга // Молодой ученый. 2014. № 11. С. 40–44.
  19. Кириченко И. С., Алексахин А. В., Серегин А. Н. Особенности и тенденции рынка лома нержавеющих сталей // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 148–153.
  20. Кириченко С. А., Полянцев Ю. Д., Цыганкова В. И. Роль логистики в эффективности экспорта лома металлов // Интегрированная логистика. 2015. № 1. С. 13–18.
  21. Гагарский Э. А., Кириченко С. А., Полянцев Ю. Д., Дугин Г. С. Транспортно-технологические системы на основе укрупненных грузовых единиц — главный фактор энергоэффективного инновационного развития транспорта // Интегрированная логистика. 2013. № 6. С. 33–37.
  22. Кириченко С. А., Кириченко А. С. Упущенные возможности при морском экспорте лома // Вторичные металлы. 2009. № 6. С. 21.
  23. Кириченко С. А., Кириченко А. С. Антикризисная контейнеризация // Вторичные металлы. 2009. № 3. С. 70.
Основные термины (генерируются автоматически): Арктика, бочок, окружающая среда, арктическое топливо, заготовка лома, лом, остров, Россия, трюм судна, Арктическая зона.


Ключевые слова

технологии, транспортировка, металлолом, заготовка

Похожие статьи

Перспективы и проблемы утилизации воздушного флота России

Рассмотрены проблемы утилизации воздушного флота, опыт отечественных предприятий и особенности рециклинга извлекаемых вторичных металлов, перспективы развития данных производств.

Особенности и тенденции рынка лома нержавеющих сталей

Рассмотрено современное состояние, особенности и тенденции мирового и отечественного рынка лома нержавеющей стали, передовые технологические решения, направленные на повышение степени извлечения вторичных металлов.

Новые технологии переработки отходов производства в современном мире

Выявлены проблемы, с которыми сталкиваются российские предприятия при переработке отходов производства. Представлен обзор некоторых современных технологий по переработке производственных отходов. Установлено, что технологии переработки отходов произв...

Актуальные вопросы сертификации строительной продукции

Рассмотрена важность проведения сертификации строительной продукции, подробно рассмотрена экологическая безопасность железобетона и предприятий, выпускающих железобетон.

Развитие мирового и отечественного производства железа прямого восстановления

Рассмотрено современное состояние и тенденции мирового и российского производства железа прямого восстановления, а также проблемы транспортного обеспечения поставок данной продукции. Сопоставлены положительные свойства железа прямого восстановления м...

Тенденции экспорта российского чугуна

Рассмотрено современное состояние и перспективы развития экспорта российского чугуна и проблемы транспортного обеспечения перевозок через морские порты. Даны предложения по совершенствованию логистики экспортных поставок.

Развитие зон пониженных экологических выбросов и мер по их реализации

Рассмотрено развитие зон пониженных экологических выбросов как мера снижения отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду. Изложены тенденции по расширению экологических требований в зонах к различным видам транспортной техники, а также ...

Модель процесса разборки сложной продукции с учетом особенностей ее состава и структуры

Рассмотрен процесс разборки сложной продукции, произведено математическое описание согласно модели, разрабатываемой автором. Представлены алгоритмы монтажа-демонтажа изделия с учетом доступности его компонентов.

Проблемы и меры противодействия при техническом обслуживании железнодорожных локомотивов

В данной работе всесторонне и системно проанализированы проблемы, существующие в области технического обслуживания локомотивов. Предложены меры по улучшению проблемы, чтобы работы по ремонту железнодорожных локомотивов вышли на новый этап.

Проведение входного контроля материалов и культура производства на предприятиях

В данной статье пошагово описан и показан процесс входного контроля изделий и оборудования, а также даны основные определения и термины. Рассмотрена культура производства бетонных заводов.

Похожие статьи

Перспективы и проблемы утилизации воздушного флота России

Рассмотрены проблемы утилизации воздушного флота, опыт отечественных предприятий и особенности рециклинга извлекаемых вторичных металлов, перспективы развития данных производств.

Особенности и тенденции рынка лома нержавеющих сталей

Рассмотрено современное состояние, особенности и тенденции мирового и отечественного рынка лома нержавеющей стали, передовые технологические решения, направленные на повышение степени извлечения вторичных металлов.

Новые технологии переработки отходов производства в современном мире

Выявлены проблемы, с которыми сталкиваются российские предприятия при переработке отходов производства. Представлен обзор некоторых современных технологий по переработке производственных отходов. Установлено, что технологии переработки отходов произв...

Актуальные вопросы сертификации строительной продукции

Рассмотрена важность проведения сертификации строительной продукции, подробно рассмотрена экологическая безопасность железобетона и предприятий, выпускающих железобетон.

Развитие мирового и отечественного производства железа прямого восстановления

Рассмотрено современное состояние и тенденции мирового и российского производства железа прямого восстановления, а также проблемы транспортного обеспечения поставок данной продукции. Сопоставлены положительные свойства железа прямого восстановления м...

Тенденции экспорта российского чугуна

Рассмотрено современное состояние и перспективы развития экспорта российского чугуна и проблемы транспортного обеспечения перевозок через морские порты. Даны предложения по совершенствованию логистики экспортных поставок.

Развитие зон пониженных экологических выбросов и мер по их реализации

Рассмотрено развитие зон пониженных экологических выбросов как мера снижения отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду. Изложены тенденции по расширению экологических требований в зонах к различным видам транспортной техники, а также ...

Модель процесса разборки сложной продукции с учетом особенностей ее состава и структуры

Рассмотрен процесс разборки сложной продукции, произведено математическое описание согласно модели, разрабатываемой автором. Представлены алгоритмы монтажа-демонтажа изделия с учетом доступности его компонентов.

Проблемы и меры противодействия при техническом обслуживании железнодорожных локомотивов

В данной работе всесторонне и системно проанализированы проблемы, существующие в области технического обслуживания локомотивов. Предложены меры по улучшению проблемы, чтобы работы по ремонту железнодорожных локомотивов вышли на новый этап.

Проведение входного контроля материалов и культура производства на предприятиях

В данной статье пошагово описан и показан процесс входного контроля изделий и оборудования, а также даны основные определения и термины. Рассмотрена культура производства бетонных заводов.

Задать вопрос