Особенности и тенденции рынка лома нержавеющих сталей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кириченко, И. С. Особенности и тенденции рынка лома нержавеющих сталей / И. С. Кириченко, А. В. Алексахин, А. Н. Серегин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 148-153. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16427/ (дата обращения: 26.12.2024).

Рассмотрено современное состояние, особенности и тенденции мирового и отечественного рынка лома нержавеющей стали, передовые технологические решения, направленные на повышение степени извлечения вторичных металлов.

Ключевые слова: рынок нержавеющего лома, тенденции, технологии

 

Мировой, также как и отечественный рынок лома нержавеющих сталей, все более обособляется от остального рынка лома черных металлов, имеет свои тенденции и особенности. Преимущественное использование электрометаллургических процессов при производстве нержавеющих сталей предопределяет высокую потребительную стоимость лома нержавейки. Получение готового продукта из такого лома ведет к экономии электроэнергии по сравнению с плавкой чистых исходных компонентов — чугуна, кокса, губчатого железа, сокращая время плавки и увеличивая производительность плавильных агрегатов [1]. Рециклинг металлов является неотъемлемым элементом современного производства, ибо как обеспечивает устойчивое развитие промышленности в долговременной перспективе, так и отвечает возросшим экологическим требованиям [2].

Лом нержавейки оказывается крайне востребованным у металлургов и, поскольку объем производства нержавеющей стали интенсивно увеличивается, пользуется все возрастающим спросом на мировом рынке [3]. Выпуск нержавеющей стали в мире в 2014 г. вырос до нового исторического рекорда и достиг 41 млн. т, что на 7,8 % выше уровня 2013 года. По мировым оценкам, при изготовлении этого количества нержавеющей стали в год было использовано около 10 млн. т нержавеющего лома, иными словами — почти каждая пятая тонна такой стали в мире произведена из лома [4, 5].

Общий объем производства в 2014 г., выше, чем в прошлом году в ЕС, США, Японии и Тайване, но несколько ниже в Р. Корея. Производство во всех этих странах остается ниже пиковых цифр 2006 г. В то время как в КНР производство было устойчивым, с восходящим трендом. Доля нержавеющей стали в мире, производимой в КНР, увеличилась с 18,5 % в 2006 г., до 51 % в 2014 г., что в значительной мере определило и мировой рост.

Спрос в ЕС был сильным летом 2014 года, но затем стал снижаться в результате общего замедления экономики, ввиду введенных с Россией взаимных санкций. Тем не менее, производство, по итогам прошлого года, выросло на 6,4 %, до 7,6 млн. т (2014 г.). Экономический подъем в США продолжает набирать обороты. Производство нержавеющей стали составило 2,2 млн. т в 2014 г., что на 8,4 % больше, чем в 2013 году. В Японии производство нержавейки в 2014 г. достигло 3,37 млн.т, что на 6,3 % выше уровня 2013 г. С другой стороны в Южной Корее производство в 2014 г. сократилось на 1,6 %.

Неуклонный рост производства нержавеющей стали позволяет КНР все больше продукции отправлять на экспорт. Так, за первое полугодие 2014 года производство возросло на 21,2 % по сравнению с прошлым годом и составило 10,69 млн.т. потребление нержавеющей стали в КНР в течение первого полугодия 2014 года выросло лишь на 13,5 %, поэтому основной уклон при сбыте своей продукции китайские производители сделали на экспорте. Таким образом, экспорт нержавеющей стали из страны в первом полугодии 2014 года увеличился на 54,5 % и составил 1,95 млн. тонн.

Производство нержавеющей стали в значительной степени служит качественной характеристикой развития черной металлургии в стране. В настоящее время производить качественную нержавеющую сталь без современного высокотехнологичного оборудования невозможно [6, 7]. Конкурентоспособность производства определяет, прежде всего, достижение таких качественных показателей, как однородный химический состав и стабильность механических свойств при высоком качестве отделки поверхности готовой продукции.

Определяющими на рынке никельсодержащих сталей являются наиболее массовые конструкционные хромоникелевые стали группы 304 или Stainless steel 18/10 [3, 4]. С начала 21 века темпы роста мирового производства нержавеющей стали превышали как средние показатели по черной металлургии, так и ранее сделанные прогнозы развития, что вызвало рост потребности в скрапе и основных входящих в него компонентах — нержавеющем ломе, никеле и других легирующих элементах.

Сфера применения нержавеющих сталей в мировой экономике расширяется, прежде всего, в производстве товаров бытового назначения, металлопластиковых труб, баков и емкостей в строительстве, технологических и транспортных трубопроводах. В последние годы больше потребление нержавеющих сталей в криогенной технике, прежде всего, для сжижения природного газа (СПГ). Экспорт СПГ наращивается и в России и достиг по итогам 2014 г. весомых 12,2 млн.т.(+10,2 %).

Материальная база мировой металлургической промышленности оказалась не подготовленной к столь быстро увеличивающемуся спросу, прежде всего из-за отставания рудно-сырьевой базы в производстве никеля. Мировое производство основного дорогостоящего легирующего элемента — никеля в прошлом 2014 году составило 1,903 млн. т. Реализуемые ныне проекты по вводу новых мощностей добычи никелевой руды являются исключительно дорогостоящими. Практически на планете уже не остается удобных к разработке месторождений никеля.

«Норильский никель», крупнейший в мире производитель никеля и металлов платиновой группы. Однако и он встречается с трудностями добычи, обеднением добываемой в месторождениях руды. По итогам 2014 года объем производства никеля снизился на 4 % по сравнению с 2013 годом до 274 тыс. тонн. Основными причинами снижения стали проведение в первом полугодии 2014 года запланированного капитального ремонта на Надеждинском металлургическом заводе, снижение содержания никеля в исходном сырье. Разработка пластов глубокого залегания и переработка вкрапленных руд наталкиваются на многочисленные технологические трудности и требуют уникального дорогостоящего оборудования. У руды новых никелевых мощностей будет высокая себестоимость.

Согласно прогнозам и в долгосрочной перспективе цены на никель будет благоприятны как для производителей, так и для ломозаготовителей [7]. В сложившихся условиях развитие заготовки и переработки всех видов отходов нержавеющих сталей и углубление сбора амортизационного лома приобретает весомое значение [8].

СССР являлся одним из ведущих мировых производителей нержавеющих хромоникелевых сталей. После демонтажа военных баз Группы советских войск в Германии, а затем в результате интенсивного экспорта лома никельсодержащих марок сталей из всех республик бывшего СССР, включая и Россию, произошло падение мировых цен на никель и нержавеющий лом. К концу 2002 г. этот поток лома сталей советского производства резко сократился [9, 10]. К настоящему времени весь бесхозный нержавеющий лом уже собран.

Текущие цены на лом никельсодержащей нержавеющей стали зависят от колебания цен на никель на Лондонской бирже металлов (LME), а цены на этот лом по группам, в основном, определяются долевым содержанием в ломе никеля. Легированный лом из республик СНГ в значительной мере ценится и закупается в мире ради содержащегося в нем никеля. Сказываются на цене лома и колебания мировых цен на другие легирующие компоненты: хром, молибден, титан, ванадий, ферросилиций (кремний). В таблице 1 приведено соответствие наиболее массовых марок легированных сталей отечественного производства зарубежной классификации [4].

Таблица 1

Соответствие марок легированных сталей РФ зарубежной классификации.

Марка стали

Группа стали по AISI

Легирование

Характеристика

20Х13 30Х13

40Х13 50Х13

420

13 %

Сr

Мартенситная сталь для слабоагрессивных сред при нормальной температуре

08Х13 12Х13

14Х17Н2

410

13–17 %Cr

и до 2 % Ni

Мартенситно-ферритная сталь общего назначения

12Х17 08Х17Т

08Х18Т

430

17–18 %Cr

(Ti)

Ферритная безникелевая сталь для пищевого оборудования и товаров массового потребления

12Х18H10

12Х18H10T *)

08Х18H10

8Х18H10T

04Х18H10

03Х18H10

03Х18H11

304

18 %Cr

10 % Ni

(Ti)

Аустенитная нержавеющая сталь общего назначения

08Х18Н13

08Х17Н13

10Х17Н13М2Т

10Х17Н13М3Т

03Х17Н14М2

03Х17Н14М3

316

17–18 %Cr

13 % Ni

(Ti, Mo)

Аустенитная нержавеющая сталь химического оборудования и агрессивных сред

20Х23Н13

309

23 %Cr

13 % Ni

Аустенитная жаропрочная нержавеющая сталь

20Х23Н18

310

23 %Cr

13 % Ni

Аустенитная жаропрочная и жаростойкая нержавеющая сталь

 

Полное использование легирующих компонентов в ломе нержавеющих сталей стало возможным за рубежом и в нашей стране, когда была внедрена технология плавки нержавеющей стали в дуговых электропечах переплавом легированных отходов с обезуглероживанием расплава газообразным кислородом [11]. Шихта для такой плавки составляется из отходов нержавеющих и близких к ним по составу сталей, некоторого количества углеродистого феррохрома и материалов с высоким содержанием никеля [12].

В отсортированном ломе нержавеющих сталей ценится не только никель и хром, но и другие легирующие элементы, с учетом их долевого содержания. Рост мировых цен на ферросплавы, особенно на феррохром, ферротитан, ферромолибден и феррованадий, вызывает соответствующий рост цен на нержавеющую сталь и ее лом. При известной стоимости лома 304 цена на лом других легированных сталей оценивается пересчетом.

Следует отметить, что хром в ломе классических безникелевых сталей — в пищевых стандарта AISI 430 (08X18T, 08X17T), жаростойких 15Х25Т, а также в малоуглеродистых AISI 409 (03Х12), стабильно недооценивается. То есть мировая цена лома по этой группе ниже оценки, исходя из стоимости феррохрома. Это обусловлено, с одной стороны, достаточным предложением феррохрома на мировом рынке, с другой тем, что металлурги предпочитают использовать в технологическом процессе плавки феррохром.

Высокие технико-экономические показатели процесса переплава достигаются при оптимальной подготовке нержавеющих отходов к плавке и рациональному сочетанию различных видов отходов нержавеющих сталей и марок сталей в завалке. Большое значение имеет качество подготовки лома, особенно амортизационного [12]. Так лом оборудования химических предприятий, как правило, загрязнен остатками вредных химических соединений, производимых на этом оборудовании, судостроительный лом — остатками антиобрастающей краски, содержащей соединения тяжелых металлов. Такие инородные включения должны быть удалены, так как затрудняют переплав загрязненных отходов и отрицательно влияют на качество готовой продукции.

Дополнительные проблемы возникают при рециклинге стружки нержавеющих сталей, которая, как правило, загрязнена остатками водомасляной эмульсии и частицами абразивного материала (корунда с повышенным содержанием серы) [13].

В связи со стремительным ростом парка транспортных средств, авторециклинг превращается в отдельный, быстро растущий сегмент заготовки вторичных металлов [14, 15]. В современных моделях автомобилей шире применяются катализаторы выхлопных газов, корпуса которых изготавливаются, как правило, из легированной стали [16, 17]. На дорогих моделях автомобилей из нержавеющей стали изготавливают трубопроводы выхлопного тракта, бензопроводы и ряд других деталей. Развитию технологий авторециклинга и переработки таких деталей уделяется все большее внимание [18].

При ломозаготовке нужно выделять лом высоколегированных сталей в общей партии смесевого лома. Лом аустенитной нержавеющей стали на практике выделяют по внешнему виду и по магнитным свойствам. Однако лом ряда высоколегированных жаропрочных сталей невозможно отличить по указанным признакам.

Рис.1. Переносной прибор экспресс-анализа

 

Для этих целей и для более глубокой сортировки лома по маркам, передовые предприятия- ломопереработчики все шире используют переносные приборы спектрального анализа, позволяющие оперативно определять химсостав стали и основных легирующих компонентов в ней (Рис.1). Применение таких приборов не имеет альтернативы, когда необходимо отсортировать лом сталей, микро легированных дополнительно такими элементами, как ниобий, ванадий, рений и другими [19,20, 21].

В ближайшие годы в России подлежит замене и обновлению значительная часть старого оборудования предприятий и вооружений. Поэтому прогнозируется на перспективу до 2020 г. заготовка лома нержавейки в соответствии с ее весовой долей, т. е. на уровне 180–220 тыс.т/год. Это количество примерно соответствует потребности отечественной металлургии. Ограниченное количество нержавеющего лома может быть экспортировано.

Для потребителя лома важно не только снижение расходов по заготовке и переработке лома, но и снижение транспортных расходов по его доставке предприятию-потребителю [22]. При поставках дорогостоящего нержавеющего лома все чаще используют универсальные 20-футовые контейнеры (Рис.2) [23, 24]. Либо такой лом завозится автотранспортом в порты, где подлежит крытому складскому хранению.

Рис. 2. Погрузка лома в контейнер ИСО

 

При перевозке железнодорожным транспортом, установка крупнотоннажных контейнеров на подвижном составе дверьми друг к другу обеспечивает наибольшую защиту от хищений, так как контейнеры из-за своей большой массы брутто могут быть сняты с платформы только специализированным перегрузочным оборудованием [25].

В виду этого, при поставках на металлургические предприятия дорогостоящего сырья, такого как лом нержавеющих сталей или же ферросплавы, контейнерные перевозки находят все большее применение [23, 26].

Подводя итоги, отметим:

1.      Ввиду опережающего роста выплавки нержавеющей стали в мире потребность в заготовке и переработке нержавеющего лома постоянно возрастает.

2.      Лом нержавеющих сталей является востребованным товаром на внутреннем и мировом рынке. Объем заготовки нержавеющего лома в 1995–2001 гг. в несколько раз превышал ломообразование. Сейчас в России бесхозный лом нержавейки в значительной мере собран, и его ежегодная заготовка в последнее десятилетие соответствует долевому ломообразованию. Для повышения ежегодного ломосбора необходимо применение современного технологического оборудования для подготовки товарных партий лома, отвечающих по качественным характеристиками возрастающим требованиям сталеплавильных предприятий, а также дооснащение первичных организаций ломозаготовителей приборами экспресс-анализа для сортировки поступающего смесевого лома по маркам сталей.

3.      Для обеспечения потребности отечественной промышленности в ломе этой группы в ближайшие годы целесообразно сохранение баланса объемов экспорта нержавеющего лома из России и импорта его из республик СНГ.

 

Литература:

 

1.          Лузгин В. П., Косырев К. Л., Семин А. Е., Досматов Д. А. Энергетика сталеплавильных процессов //Электрометаллургия. 2010. № 1. С. 17–24.

2.          Гагарский Э. А., Кириченко И. С. Концепция устойчивого развития и новые подходы в сфере рециклинга металлов и техногенного сырья // Вторичные металлы. 2013. № 3. С. 34.

3.          Семин А. Е., Уточкин Ю. И., Pодионова Е. А. Место коррозионно-стойкой стали в мировой металлургии // Электрометаллургия. 2006. № 1. С. 2–9.

4.          Кириченко С. А. Рынок лома нержавеющих сталей // Рынок вторичных металлов. 2005. № 1. С. 32–34.

5.          Семин А. Е., Смирнов Н. А., Уточкин Ю. И. Производство коррозионно-стойкой стали// Электрометаллургия. 2010. № 10. С. 17–20.

6.          Чижиков А. Г., Семин А. Е., Черноусов П. И. Среднесрочный прогноз ситуации на рынке черных металлов // Вторичные металлы. 2011. № 6. С. 29.

7.          Чижиков А. Г., Черноусов П. И., Чижикова И. И. Сырьевая безопасность предприятий черной металлургии РФ // Вторичные металлы. 2010. № 5. С. 32.

8.          Голубев О. В., Коротченко А. С., Черноусов П. И. Прогнозные сценарии потребления металлолома в черной металлургии // Металлург. 2010. № 10. С. 15–19.

9.          Кириченко С. А., Кириченко А. С. Российский экспорт лома металлов в 2008 году // Вторичные металлы. 2009. № 3. С.20–22.

10.      Кириченко С. А.Экспорт лома через морские порты// Вторичные металлы. 2008. № 3. С. 45–46.

11.      Супрун В. Н. Нержавеющие проблемы нержавейки // Вторичные металлы. 2008. № 1. С. 56–59.

12.      Супрун В. Н., Семин А. Е. Плавление лома и предъявляемые к нему требования // Рынок вторичных металлов. 2007. № 2. С. 24.

13.      Ермолов В. М., Серегин А. Н. Комплекс для отмывки замасленной стружки от масел и грязи // Вторичные металлы. 2009. № 5. С.61–62.

14.      Серегин А. Н., Кириченко А. С. Авторециклинг в московском регионе // Вторичные металлы. 2013. № 5. С. 41.

15.      Бобина М. А., Ермолов В. М. Экологичность — основа современнных технологий авторециклинга // Молодой ученый. 2014. № 11. С. 40–44.

16.      Кириченко А. С. Актуальные проблемы рециклинга автомобильных катализаторов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 43.

17.      Серегин А. Н., Кириченко А. С. Рециклинг автомобильных катализаторов // Вторичные металлы. 2013. № 1. С. 44.

18.      Кириченко А. С., Серегин А. Н., Волков А. И. Разработка технологии первичной переработки катализаторов выхлопных газов двигателей автомобилей // Металлург. 2014. № 4. С. 35–39.

19.      Стулов П. Е., Серегин А. Н. Переработка отходов производства металлургического ниобия с получением феррониобия // Проблемы черной металлургии и материаловедения. 2014. № 2. С. 59–62.

20.      Кириченко А. С., Стулов П. Е. Ванадий и проблемы его рециклинга // Вторичные металлы. 2014. № 2. С. 47–50.

21.      Кириченко А. С., Серегин А. Н., Алексахин А. В. Новые возможности развития мирового и отечественного производства рения // Техника и технология: новые перспективы развития. 2014. № XIII. С. 92–97.

22.      Кириченко С. А. Логистические подходы к перевозкам лома // Рынок вторичных металлов. 2005. № 3. С.22–23.

23.      Кириченко С. А., Кириченко А. С. Антикризисная контейнеризация // Вторичные металлы. 2009. № 3. С. 70.

24.      Гагарский Э. А., Кириченко С. А., Полянцев Ю. Д., Дугин Г. С. Транспортно-технологические системы на основе укрупненных грузовых единиц — главный фактор энергоэффективного инновационного развития транспорта // Интегрированная логистика. 2013. № 6. С. 33–37.

25.      Гагарский Э. А., Кириченко С. А., Кириченко А. С. Развитие контейнерных перевозок лома // Бюллетень транспортной информации. 2009. № 2. С. 18–21.

26.      Татарский Э. А., Кириченко С. А., Кириченко А. С. Логистические аспекты контейнеризации продукции ферросплавной промышленности // Интегрированная логистика. 2011. № 3. С. 27–30.

Основные термины (генерируются автоматически): сталь, нержавеющий лом, AISI, Россия, КНР, Лом, значительная мера, мировой рынок, производство, аустенитная нержавеющая сталь.


Ключевые слова

технологии, тенденции, рынок нержавеющего лома

Похожие статьи

Современное состояние мирового рынка металлов платиновой группы. Прогноз развития

Рассматривается современная ситуация на мировом рынке металлов платиновой группы, исследуются альтернативные источники извлечения металлов из вторичного сырья, даётся прогнозная оценка тенденций развития.

Поиск рационального варианта переработки автомобильных катализаторов на металлической основе

В работе рассмотрена и обоснована актуальность переработки автомобильных катализаторов как вторичного сырья для производства металлов платиновой группы, проведен сравнительный анализ существующих в настоящее время технологий переработки и сделаны выв...

Особенности и проблемы заготовки и транспортировки металлолома Арктики

Рассмотрено современное состояние и проблемы заготовки и транспортировки металлолома Арктики, экологические требования. Отмечены особенности технологического оборудования и даны предложения по совершенствованию технологических процессов.

Развитие мирового и отечественного производства железа прямого восстановления

Рассмотрено современное состояние и тенденции мирового и российского производства железа прямого восстановления, а также проблемы транспортного обеспечения поставок данной продукции. Сопоставлены положительные свойства железа прямого восстановления м...

Новые технологии переработки отходов производства в современном мире

Выявлены проблемы, с которыми сталкиваются российские предприятия при переработке отходов производства. Представлен обзор некоторых современных технологий по переработке производственных отходов. Установлено, что технологии переработки отходов произв...

Маркетинговые исследования технологий производства и рецептур бездрожжевого хлеба и хлебобулочных изделий на основе патентной информации

Оригинальность и новизна данных исследований основаны на комплексном подходе как совокупности анализа существующей статистической и патентной информации для оценки современных достижений науки и тенденций развития технологий и рецептур производства б...

Бизнес-план по производству и реализации кабельной продукции в Республике Казахстан

В данной работе исследуется процесс создания и функционирования предприятия по производству кабельной продукции на территории Казахстана. Работа акцентирует внимание на экономической актуальности и социальной значимости запуска отечественного произво...

Становление и развитие битумного производства

В дорожном строительстве широко применяют нефтяные (искусственные) битумы, получаемые переработкой нефтяного сырья. В статье приведена динамика развития дорожных покрытий, исследования, связанные с улучшением их свойств и развитие конкуренции среди т...

Мировой рынок алюминия: тенденции развития, перспективы и ключевые проблемы

В статье рассматривается мировое состояние и тенденции развития мирового рынка алюминия. В последние годы мировой рынок алюминия претерпел ряд изменений. Предприятиям металлургической промышленности для принятия решений необходимо владеть информацией...

Механизм крепления композитной арматуры при изготовлении клееных деревянных балок

В данной работе исследуются инновационные методы крепления композитной арматуры при изготовлении клееных деревянных балок. Основное внимание уделено разработке механизмов крепления, которые гарантируют точное размещение арматуры в процессе производст...

Похожие статьи

Современное состояние мирового рынка металлов платиновой группы. Прогноз развития

Рассматривается современная ситуация на мировом рынке металлов платиновой группы, исследуются альтернативные источники извлечения металлов из вторичного сырья, даётся прогнозная оценка тенденций развития.

Поиск рационального варианта переработки автомобильных катализаторов на металлической основе

В работе рассмотрена и обоснована актуальность переработки автомобильных катализаторов как вторичного сырья для производства металлов платиновой группы, проведен сравнительный анализ существующих в настоящее время технологий переработки и сделаны выв...

Особенности и проблемы заготовки и транспортировки металлолома Арктики

Рассмотрено современное состояние и проблемы заготовки и транспортировки металлолома Арктики, экологические требования. Отмечены особенности технологического оборудования и даны предложения по совершенствованию технологических процессов.

Развитие мирового и отечественного производства железа прямого восстановления

Рассмотрено современное состояние и тенденции мирового и российского производства железа прямого восстановления, а также проблемы транспортного обеспечения поставок данной продукции. Сопоставлены положительные свойства железа прямого восстановления м...

Новые технологии переработки отходов производства в современном мире

Выявлены проблемы, с которыми сталкиваются российские предприятия при переработке отходов производства. Представлен обзор некоторых современных технологий по переработке производственных отходов. Установлено, что технологии переработки отходов произв...

Маркетинговые исследования технологий производства и рецептур бездрожжевого хлеба и хлебобулочных изделий на основе патентной информации

Оригинальность и новизна данных исследований основаны на комплексном подходе как совокупности анализа существующей статистической и патентной информации для оценки современных достижений науки и тенденций развития технологий и рецептур производства б...

Бизнес-план по производству и реализации кабельной продукции в Республике Казахстан

В данной работе исследуется процесс создания и функционирования предприятия по производству кабельной продукции на территории Казахстана. Работа акцентирует внимание на экономической актуальности и социальной значимости запуска отечественного произво...

Становление и развитие битумного производства

В дорожном строительстве широко применяют нефтяные (искусственные) битумы, получаемые переработкой нефтяного сырья. В статье приведена динамика развития дорожных покрытий, исследования, связанные с улучшением их свойств и развитие конкуренции среди т...

Мировой рынок алюминия: тенденции развития, перспективы и ключевые проблемы

В статье рассматривается мировое состояние и тенденции развития мирового рынка алюминия. В последние годы мировой рынок алюминия претерпел ряд изменений. Предприятиям металлургической промышленности для принятия решений необходимо владеть информацией...

Механизм крепления композитной арматуры при изготовлении клееных деревянных балок

В данной работе исследуются инновационные методы крепления композитной арматуры при изготовлении клееных деревянных балок. Основное внимание уделено разработке механизмов крепления, которые гарантируют точное размещение арматуры в процессе производст...

Задать вопрос