Анализ методов нейропсихологической диагностики и коррекции в формировании предпосылок навыка письма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 21.10.2020

Статья просмотрена: 899 раз

Библиографическое описание:

Ундер, А. Ю. Анализ методов нейропсихологической диагностики и коррекции в формировании предпосылок навыка письма / А. Ю. Ундер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74368/ (дата обращения: 16.11.2024).



Нейропсихологический синдромный анализ развития психической сферы ребенка дает возможность изучить психику на разных уровнях ее функционирования, позволяет устанавливать адекватные связи между особенностями формирования психических функций и развитием мозга.

Систематическое изучение нарушений ВПФ, наступающих в результате мозговых повреждений у детей, было начато в начале 60-х годов. Создателем первой нейропсихологической батареи тестов для детей является R. Reitan, который и считается одним из родоначальников детской нейропсихологии за рубежом. В то же время отечественными нейропсихологами А. Р. Лурия [2; 3; 4; 5] и Л. С. Цветковой [8; 9; 10] был поставлен вопрос о важности введения и использования нейропсихологического знания в психологических службах общеобразовательных школ. Они впервые заострили внимание на значимости роли нейропсихологии в установлении причин неуспеваемости детей в общеобразовательной школе, на необходимости разработки специальных методов профилактического лечения этих детей и ряде других задач, которые только сейчас находят свое решение.

В медико-психологической практике нейропсихологическое исследование решает одну из двух категории задач:

а) диагностика острых повреждений мозга и связанных с этим выпадений ранее сформированных ВПФ;

б) выяснение характера дизонтогенеза ВПФ, обусловленного ранним очаговым повреждением мозга и хронической церебральной недостаточностью.

По сути дела, это два разных направления в нейропсихологии детского возраста, различающиеся не только по объекту исследования, но и по методологии. В первом случае все обнаруженные нейропсихологические синдромы и симптомы правомерно интерпретировать как результат очагового повреждения определенных мозговых структур («эффект очага»), так как предполагается, что до повреждения ребенок был здоров. Во втором случае приходится проводить дифференциацию «эффектов очага» от «эффектов фона», то есть проявлений общей задержки психического развития, нередко возникающих при раннем органическом поражений головного мозга (В. В. Лебединский с соавт., 1982, И. Ф. Марковская [6]).

Таким образом, нейропсихологические методы занимают значимое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Они позволяют оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения.

В настоящее время детская нейропсихология и ее внедрение в общеобразовательную школу, намеченная А. Р. Лурия и Л. С. Цветковой, получила широкое развитие. Диагностическая ценность и прогностическая сила нейропсихологических методов при исследовании детей, имеющих некоторые проблемы в развитии психики, убедительно показана в работах ряда нейропсихологов, в основном луриевской школы.

Э. Г. Симерницкой [7] была разработана методика нейропсихологической экспресс-диагностики «Лурия-90». Она включает 4 задания на исследование кратковременной и долговременной памяти при запоминании вербального и невербального материала, на основе которых созданы 10 серии заданий. Количественная оценка результатов проводится по разработанной системе балльных оценок. Топико-диагностической интерпретации полученных результатов не дается. Вместо нее делаются выводы о состоянии определенных психических процессов: слухоречевой памяти, тормозимости и прочности слуховых следов, объема зрительной памяти и т. п. Возрастные нормативы приведены для детей 6–7 лет. Перечисленные особенности указанных нейропсихологических заданий в определенной мере затрудняют его практическое применение.

И. Ф. Марковская [6] предложила другую версию нейропсихологической методики А. Р. Лурия, адаптированную к детскому возрасту. Она включает 21 задание, выполнение которых оценивается по качественно-количественному методу. По 5-балльной шкале подвергаются оценке: нейродинамические нарушения, нарушения высших форм регуляции и нарушения отдельных корковых функций. Инструкция к проведению исследования предполагает оказание разных видов помощи и даже включение элементов обучающего эксперимента. Попытка получить максимум информации о состояний когнитивных процессов ребенка в этом случае затрудняет дифференциацию общемозговых и фокальных эффектов. Возрастных нормативов для интерпретации полученных оценок автор не приводит.

Ю. В. Микадзе и Н. К. Корсакова [1] разработали и опубликовали нейропсихологическую методику «ДИАКОР», предназначенную для анализа причин школьной неуспеваемости. Методика включает 4 блока заданий, каждый из которых состоит из нескольких субтестов:

  1. Исследование слухоречевой памяти.
  2. Исследование зрительной памяти.
  3. Исследование двигательной памяти.
  4. Исследование латеральных признаков.

Результаты оцениваются качественно и количественно. Приводятся возрастные нормативы — 7–10 лет. Нельзя не отметить, что несмотря на то, что методика названа авторами нейропсихологической, в ней не содержится каких-либо материалов для топико-диагностических заключений. По содержанию ее можно квалифицировать как патопсихологическую.

Выше мы указывали, что отставание в развитии ВПФ на каком-либо возрастном этапе равно, как и трудности обучения детей в школе, является следствием не одной какой-либо причины, а целого их комплекса. Поэтому и обследование ребенка должно проводиться с применением целого комплекса психологических, педагогических, неврологических и др. методов, но все они должны быть объективными, взаимосвязанными и направленными на одну цель — установление соответствия между развитием его психики, личности, осознанной произвольной деятельности, эмоций, контроля за своими действиями и его возрастом; установление степени (высокой, средней, низкой) развития психики; установление трудностей в протекании психической деятельности.

Нейропсихологические методы обследования должны входить в этот комплекс и должны быть направлены на ту же цель, но в отличие от других методов они решают задачи выявления причин и механизма отставания в развитии ребенка, изучают несформированность или задержку развития ВПФ и их структурную неполноценность, выявляет недостаточность работы определенных зон мозга функционального или органического генеза.

Специфика нейропсихологической диагностики в детском возрасте заключается в том, что оценка результатов выполнения какого-либо задания требует знания возрастных нормативов его выполнения, а набор методик, включенных в батарею, должен соответствовать «умственному возрасту» ребенка. Кроме того, должна учитываться возрастная доступность самой процедуры тестирования. Целесообразно использовать те задания, которые доступны для выполнения не менее чем 75 % детей предыдущей (по отношению к «умственному возрасту» обследуемого) возрастной группы.

По своей структуре традиционное нейропсихологическое обследование обычно включает:

сбор анамнестических данных, оценку моторных и сенсорных латеральных предпочтений;

исследование двигательных (кинестетических, кинетических, пространственных), тактильных и соматогностических функций;

исследование зрительного, слухового гнозиса и пространственных представлений;

исследование рисунка, копирования;

исследование зрительной и слухоречевой памяти, речевых функций, письма, чтения, интеллектуальных и эмоционально-личностных процессов;

оценку уровня сформированности произвольной и непроизвольных программ саморегуляции и их взаимодействия.

Таким образом, нейропсихология, с одной стороны, позволяет узнать, какие зоны мозга и какие функциональные системы оказались нарушенными или в свое время несформированными, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком на любом возрастном этапе его развития или учеником в обучении, а с другой — она обладает специальными методами обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.

Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы .

  1. Процесс письма является чрезвычайно сложным, составляет как бы «надфункциональную» систему, в состав которой входят и операциональные (речевые, гностические, двигательные и т. д.) и регуляторные факторы. Трудности овладения письмом обусловлены сложностью его структурной организацией, а также высокими требованиями к уровню сформированности различных мыслительных операций, сенсомоторного развития, речевых функций. Сложность и многообразие структуры дефекта у детей с ОНР ограничивает спонтанное формирование предпосылок письменной речи.
  2. Трудности, с которыми сталкиваются старшие дошкольники при овладении навыком письма, обусловлены не только речевым недоразвитием, но и недостаточным уровнем развития неречевых предпосылок, психических функций и операций, участвующих в формировании письменно-речевой деятельности. Особое значение имеют нейропсихологические предпосылки: зрительное и слуховое восприятие, зрительная и слухоречевая память, самоконтроль.
  3. Нейропсихологическая коррекция и абилитация именно этих, ядерных, факторов является залогом адекватного формирования у ребенка письма.
  4. В настоящее время актуальным является внедрение нейропсихологического подхода к диагностике и профилактике трудностей письма у детей с нормальным и нарушенным формированием устной речи. Важность нейропсихологических методов определяется их теоретической базой. В нейропсихологии высшие психические функции человека рассматриваются как системные образования, состоящие из набора компонентов, каждый из которых опирается на работу определенного участка мозга и вносит в работу системы свой специфический вклад. Отставание в развитии одного из компонентов влечет за собой системные изменения и компенсаторные перестройки (удачные и ложные) в работе всей системы.
  5. Нейропсихологический анализ состояния высших психических функций ребенка позволяет прогнозировать возможные варианты будущих трудностей на письме у младших школьников и своевременно их предупредить.
  6. Ранняя диагностика сформированности основных предпосылок, лежащих в основе овладения навыком письма, позволяет дифференцированно подходить к коррекционно-развивающей работе, эффективно предотвращать трудности обучения письму.

Литература:

1. Корсакова, Н. К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Издание второе, дополненное. [Текст] / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 160 с.

2.Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Изд. 3-е. [Текст] / А. Р. Лурия — М.: Академический проект, 2000. — 512 с.

3. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии. 6-е изд. [Текст] / А. Р. Лурия. — М.: Академия, 2008. — 384 с. То же [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=225405 (27.02.20)

4. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма. [Текст] / А. Р. Лурия. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. — 84 с.

5. Лурия, А. Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. [Текст] / А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 64с.

6. Марковская, И. Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). [Текст] / И. Ф. Марковская. — М., 1993. ч. II. — С. 149–176

7. Симерницкая, Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. [Текст] / Э. Г. Симерницкая — М., 1985. — 188 с.

8. Цветкова, Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. [Текст] / Л. С. Цветкова. — Воронеж: НПО «МОДЕК», 2010. — 320 с.

9. Цветкова, Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. [Текст] / Л. С. Цветкова. — Воронеж: НПО «МОДЕК», 2005. — 184 с.

10. Цветкова, Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 4-е исправленное и дополненное. [Текст] / Л. С. Цветкова. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 96 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детская нейропсихология, детский возраст, зрительная память, нейропсихологическая методика, общеобразовательная школа, письмо, развитие, развитие психики, функция.


Похожие статьи

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Методика работы над алгоритмической задачей как способ формирования ИКТ-компетентности на уроках информатики

Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Проблема активизации познавательной деятельности студентов в дидактике гуманитарных дисциплин при создании адаптивной модели компьютерного обучения

Психолого-педагогическая характеристика детей с отсутствием вербальных средств общения

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Модель исследования развития личности счастливых школьников старших школ при реализации феликсологического подхода

Формирование мотивационной составляющей обучения на примере изучения дифференциальных уравнений

Похожие статьи

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Методика работы над алгоритмической задачей как способ формирования ИКТ-компетентности на уроках информатики

Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности

Технология развития критического мышления как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Проблема активизации познавательной деятельности студентов в дидактике гуманитарных дисциплин при создании адаптивной модели компьютерного обучения

Психолого-педагогическая характеристика детей с отсутствием вербальных средств общения

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Модель исследования развития личности счастливых школьников старших школ при реализации феликсологического подхода

Формирование мотивационной составляющей обучения на примере изучения дифференциальных уравнений

Задать вопрос