Социализация ребенка, включение его в систему социальных отношений начинается с самого его рождения. Семья, ее окружение, сеть дошкольных учреждений, начальное обучение в школе — это те социальные институты, в которых ребенок приобретает свой первый жизненный опыт взаимодействия с окружающим миром, окружающим его обществом.
Учеба в суворовском училище — это новый этап социализации ребенка, в который он вступает со своей сложившейся системой взаимоотношений с окружением, жизненных стереотипов, установок, ценностных ориентаций.
Новые условия требуют изменения динамического стереотипа мышления и поведения подростков. И чем быстрее подросток включится в разнообразные ситуации нового окружения, преобразует, переосмыслит для себя действительность, переживет для себя свои личностные конфликты, будет готов к преодолению преград, тем быстрее и безболезненней пройдет процесс социальной адаптации.
Понимая это, педагогический коллектив училища планирует и организует работу по педагогическому сопровождению социальной адаптации суворовцев нового набора с первых дней их пребывания в корпусе в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса (воспитателей, педагогов, психологов, педагогов-организаторов и т. д.).
Цель педагогического сопровождения — обеспечение в максимально краткие сроки эффективного взаимодействия обучающихся с новой социальной средой.
В основу плановой и целенаправленной деятельности всех участников педагогического процесса училища ложатся главные критерии социальной адаптации: осознанное принятие и выполнение воспитанниками норм коллективной жизни в условиях строгой регламентации жизни и деятельности закрытого учебного заведения; обеспечение баланса: личностного (индивидуального) и группового (социального); самоконтроль поведения и противодействия негативным влияниям; адекватное отношение к педагогическим воздействиям всех участников педагогического процесса; активное участие в жизни коллектива; удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями в учебных коллективах.
Алгоритм педагогического сопровождения нового набора в училище представляет собой комплекс мероприятий, способствующий более полному изучению индивидуальных социально-психологических особенностей, обучающихся в возрасте 10–12 лет, выработке конкретных рекомендаций всем участникам педагогического процесса по обеспечению дифференцированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса.
Комплекс мероприятий педагогического сопровождения социальной адаптации, спланирован на весь учебный год и включает в себя:
− проведение всестороннего изучения личности воспитанника, выявление кадет с прогнозируемыми затруднениями в социальной адаптации и учебе;
− подготовки и проведения педагогического совещания в учебных подразделениях нового набора по итогам всестороннего изучения кадет нового набора, выработка рекомендаций для всех участников педагогического процесса;
− планирования и организации мероприятий учебно-воспитательного процесса по обеспечению дифференцированного подхода в образовательном процессе;
− подготовки и проведения психолого-педагогического консилиума (промежуточный контроль), в конце первой четверти с целью анализа хода адаптации нового набора, коррекции на его основе проводимых мероприятий;
− подготовки и проведения педагогического совещания в конце третьей четверти по оценке адаптированности суворовцев.
С первых дней обучения в училище воспитанники находятся под пристальным вниманием педагогов, воспитателей, психологов, сотрудников медицинского персонала. Для предотвращения дезадаптации в максимально сжатые сроки организуется всестороннее изучение нового набора. К этой работе привлекаются все без исключения участники педагогического процесса.
Педагогами-психологами училища проводится углубленное социально-психологическое обследование, психологическое и психофизиологическое обследование воспитанников с целью оценки их адаптационных способностей. С этой же целью методами наблюдения и опроса организован сбор информации от педагогов и воспитателей об особенностях общения и поведения воспитанников на учебных занятиях, мероприятиях внеклассной работы и в ходе неформального общения в свободное время. Проводится диспансеризация воспитанников.
Анализ результатов всестороннего изучения суворовцев позволил вскрыть ряд проблем, оказывающих негативное влияние на процесс социальной адаптации нового набора:
− 49 % связывают свои трудности в адаптации к условиям проживания в СВУ с отрывом от дома;
− 47 % — с нехваткой свободного времени;
− 27 %;- со сменой привычной обстановки;
− 13 % — с невозможностью заниматься любимым делом.
Более 68 % обучающихся нового набора характеризуются низким уровнем общительности, склонностью к уединенной деятельности. Более 60 % обучающихся нового набора характеризуется повышенной эмоциональностью, что при отсутствии определенных навыков, может служить причиной возникновения конфликтных ситуаций в общении с учащимися, педагогами, воспитателями.
Объектом особого внимания педагогического коллектива являются дети из неполных семей, дети-сироты и опекаемые, дети из многодетных семей.
Весь комплекс проводимых мероприятий по педагогическому сопровождению социальной адаптации суворовцев первого курса в суворовском училище позволяет решать поставленные задачи, направленные на обеспечение в максимально краткие сроки эффективного взаимодействия обучающихся с новой социальной средой.
Литература:
- Локальный акт «Психолого-педагогическое сопровождение первокурсников»
- Л. Р. Иванова «Адаптация в социуме»
- Вопросы создания и перспективы развития кадетского движения в МЧС России: Материалы международного конгресса в двух томах. Санкт-Петербург, 29–30 марта 2013 года / Сост. О. М. Латышев, С. В. Шарапов, Ю. А. Волкова, Е. В. Терентьева, Н. В. Бирюлева. — СПб.: СПб ун-т ГПС МЧС России, 2013. — Т. 1. — 200 с.