К вопросу о стратегическом планировании в сельском хозяйстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 ноября, печатный экземпляр отправим 11 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №37 (327) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 10.09.2020

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Беленова, А. А. К вопросу о стратегическом планировании в сельском хозяйстве / А. А. Беленова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 37 (327). — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/archive/327/73542/ (дата обращения: 29.10.2020).



Стратегическое планирование — это процесс разработки и реализации стратегии развития предприятия в будущем на основе прогнозирования изменений параметров внешней среды, определения приоритетных направлений развития и методов эффективного использования стратегических ресурсов.

Тема стратегического планирования в аграрной сфере является актуальной, поскольку Россия является одной из крупнейших стран, где развивается сельское хозяйство, но данному вопросу уделяется недостаточное внимание. С помощью процесса стратегического планирования, возможно, обеспечить базу для успешного управления предприятием. В связи с этим приоритетными становятся такие вопросы, как разработка и реализация мероприятий по стратегическому планированию, а также их детализация на уровне региона.

В каждой сфере деятельности существуют свои особенности производства, которые накладываю свой отпечаток. Это не только переходный тип экономики, но и межличностные отношения участников производственного процесса.

На современном этапе стратегическое планирование имеет различия по сравнению с хорошо известным долгосрочным планированием в бывшем СССР, которые отличались в «горизонте» и предмете планирования. «Горизонт» долгосрочного плана задается до его формирования, а стратегия предприятия формируется на неопределенный срок.

Все это обусловлено новыми требованиями, которые направлены на достижение определенной гибкости в организации и на создание организационной культуры, позволяющей реализовать выбранные стратегии. Планирование в настоящее время является единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей их разрешения. Поскольку экономика нашей страны является рыночной, то это один из главных факторов, который функционирует в промышленном предприятии.

В 2014 году был принят Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В данном законе установлены правовые основы и единые требования к системе стратегического планирования социально-экономического развития на различных уровнях управления — федеральном, региональном и местном. Принятый закон направлен на изменение в области стратегического планирования сельскохозяйственного производства [1].

Аграрный сектор характеризуется неустойчивостью, несбалансированностью и низкой эффективностью.

Одной из проблем в аграрной сфере является непродуманная и неэффективная политика. Большинство сельскохозяйственных предприятий находятся в кризисном состоянии, поскольку предприятия стремятся в кратчайшие сроки получить хорошие результаты, но это проблематично, так как в любом деле необходимо дождаться определенного момента времени. Еще одной причиной является нежелание принять отрицательных факторов. Многие руководители пренебрегают управленческими проблемами. При разработке стратегии развития это недопустимо, так как невозможно будет установить объективные цели и разработать план по их реализации.

Наряду с данной проблемой, рассматриваются такие вопросы как: зачем нам эффективное конкурентоспособное сельское хозяйство, когда импорт продовольствия всегда может компенсировать недостаток собственного производства и удовлетворить платежеспособный спрос? Можем ли мы говорить, что у сельского хозяйства как отрасли есть будущее в долгосрочной перспективе, а деревенский образ жизни не будет полностью заменен постиндустриальными городами, поселениями? Без ответа на данные вопросы сложно выстраивать стратегию развития аграрного сектора экономики России, планировать будущее села.

В связи с этим сложно разобраться в целях и задачах стратегического планирования, размыто понимаются цели реформирования аграрной экономики, и поэтому сельское хозяйство видится как «бездонная бочка», которая нуждается в бесконечных бюджетных вливаниях со стороны государства, но эффективность, которых не очевидна. Можно согласиться с тем, что аграрный бюджет страны расходуется не всегда эффективно.

Главной проблемой является недостаточная эффективность управления устойчивым развитием на отраслевом уровне. Устойчивость аграрной сферы достигается с помощью обоснованной системы целей и эффективной стратегией развития.

Для достижения устойчивого развития сельского хозяйства на основе реализации системы целей могут использоваться стратегии, взаимно дополняющие друг друга.

Самой эффективной считается адаптивная стратегия. Она направлена на проведения и изменения, обеспечивающих приспособляемость социально-экономической системы к объективным требованиям в реальных действиях. Адаптивное управление ограничено из-за сложности процессов, происходящих в социально-экономических системах; превышение времени адаптации к изменениям внешней среды характерного времени этих изменений; трудности учета стратегических аспектов устойчивого развития социально-экономической системы [2]. Описанные динамические свойства социально-экономических систем в формализованном виде является сложной задачей. Так как это определяет ограниченность применения адаптивных механизмов в задачах управления устойчивым развитием.

Помимо адаптивной стратегии существует процессная стратегия. Здесь происходит смещение акцентов с управления отдельными ресурсами на управление бизнес-процессами. Эффективность использования процессного подхода для повышения устойчивости сельского хозяйства в значительной мере определяется спецификой аграрной сферы, выделяющей большое количество направлений производственно-хозяйственной деятельности и многоуровневой структуры управления.

Для организации в настоящий момент наибольшее значение имеет финансовая стратегия, так как она охватывает все стороны деятельности всего предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределения прибыли, налоговую и ценовую политику.

Одним из условий эффективного планирования является обеспечение равновесия территориальных и отраслевых интересов.

На сегодняшний момент на региональном уровне прослеживается однобокое аграрное развитие сельских территорий. Это связано с не проработанным земельным законодательством, в результате чего не решены важнейшие вопросы оборота земель сельскохозяйственного назначения. При разработке стратегических планов развития сельских территорий чаще всего не учитывается специфика и территориально-отраслевые условия развития сельской местности. В этих условиях государство совместно с остальными участниками имеет возможность вывести сельские территории на эффективный путь развития, с помощью объединений усилий государства и муниципальных образований, бизнеса и общественных организаций.

Кроме того, эффективность стратегического планирования зависит от устранения нескоординированных действий министерств и ведомств. С их помощью можно определять приоритетности в поддержке сельской местности. Для устойчивого развития сельских территорий необходимо учитывать местную специфику, а также условия социально-экономического развития.

Анализ стратегического планирования устойчивого развития сельских территорий региона показал, что местные органы власти ведут активную работу в этой области, но существует ряд определенных проблем. Для начала необходимо обратить внимание на отсутствие комплексного подхода к развитию сельской местности и четкой системы управления сельскими территориями. Руководители муниципальных образований пользуются своими подходами, при этом редко учитываются особенности социально-экономического развития поселений. Поскольку отсутствует системный подход в развитии сельской местности, это приводит к нерациональному размещению производительных сил, неразвитой инфраструктуры на сельских территориях, что в целом негативно сказывается на уровне жизни сельского населения и экономики региона [6].

Среди внутренних факторов при переходе к рыночным отношениям на первое место следует выдвинуть структурную перестройку отрасли. Вопрос выбора оптимальной структуры производства для сельскохозяйственных предприятий является чрезвычайно индивидуальным. В сельском хозяйстве уже пройдён этап того, что общество не готово потреблять всё то, что выращивает. В современных условиях существует конкуренция с зарубежными товаропроизводителями, и поэтому востребованным является товар российских производителей, который необходим обществу и соответствует его покупательной способности. Данное обстоятельство ведет к изменению сочетаний отраслей хозяйств и структуры каждой из них, которые способствуют значительному повышению эффективности производства, обеспечению высокой прибыли предприятия в целом, подстраховке одной отрасли другой и одного товара другим в тех случаях, когда возникают неучтённые природно-климатические, технологические или рыночные факторы. Однако имеется ещё один внутренний фактор комплексного решения проблемы, который следует выделить, это внутрихозяйственная реорганизация сельскохозяйственного производства и широкое внедрение в него технологий и технологических приемов, обеспечивающих ресурсо- и энергосбережение.

Существует еще одна особенность аграрного сектора — институциональная структура. В его состав входят не только крупные и средние сельскохозяйственные организации, но еще и малый сектор — личное подсобное хозяйство, которому не всегда уделяют должное внимание. Данный сектор не имеет статуса предприятия, но вносит значительный вклад в производство сельскохозяйственной продукции.

При разработке стратегии развития крупных предприятий необходимо учитывать его политику по отношению к личным подсобным хозяйствам, которая может быть направлена на увеличение или сокращение поддержки.

Однако стратегическое планирование в личном подсобном хозяйстве имеет трудности. Одной из проблем является отсутствие методической поддержки при разработке документов. По этому поводу было высказано предложение о внесении изменений в «Закон о стратегическом планировании». Также еще одной из главных проблем в стратегическом планировании является оторванность от реальной действительности, разрабатываемых планов и концепций.

В заключение можно сказать, что стратегическое планирование позволяет достичь эффективного управления сельскохозяйственными предприятиями, но в настоящее время не имеет широкого применения. На это влияют разные факторы (макро- и микросреды), которые не учитываются разработчиками стратегии. Также необходимо обратить внимание на то, что стратегическое планирование не должно быть «разовым», происходящим от времени к времени. Стратегия является успешной в результате длительных организационных работ и постоянно ведущейся аналитической деятельности социально-экономических проблем.

Литература:

  1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017г)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (Дата обращения 28.01.2020)
  2. Азовцева Н. К. Адаптивный механизм как основополагающий элемент концепции управления экономико-социальными системами [Электронный ресурс]. URL: http: /www.aup.ru/articles/management/6.htm
  3. Гасанова, А. Д. Программно-целевой подход к стратегическому планированию АПК региона / А. Д. Гасанова, Э. М. Эминова // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 11. С. 40–48.
  4. Дохолян, С. В. Особенности государственного регулирования и управления АПК на региональном уровне / С. В. Дохолян, Ю. Д. Умавов, Э. М. Эминова // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12. С. 235–242
  5. Костяев, А. И. Внешние условия и внутренние факторы сельскохозяйственного производства //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. № 3. С. 8–10.
  6. Тимофеева Н. С. Аспекты стратегического планирования развития сельского хозяйства региона //Аграрная наука Сибири и Дальнего Востока: стратегия молодых: материалы Межрегиональной научн.-практ. конф. молодых ученых и специалистов аграрных образовательных и научных учреждений Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, 23–25 июня 2016 г. Улан-Удэ, 2016. С. 113–118.
  7. Тимофеева Н. С. Стратегическое планирование сельского хозяйства региона и аспекты его развития // Молодые ученые — экономике региона: сб. материалов XVI научн.-практ. конф., 16 декабря 2016 г. Вологда, 2017. С. 123–127
  8. Шалаев А. В., Коробков Е. В. Стратегическое планирование на сельскохозяйственных предприятиях: современное состояние и перспективы развития// Вестник Воронежского государственного аграрного университета. — 2015. — № 3 (46.). — С.158–163
  9. Цыбатов В. А. Стратегирование регионального развития: методы, модели, информационные технологии // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 27. С. 36–52.
  10. Эминова, Э. М. Формирование системы разработки стратегических решений по повышению конкурентоспособности предприятий АПК / С. В. Дохолян, Э. М. Эминова // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2. С. 857–864.
Основные термины (генерируются автоматически): стратегическое планирование, сельское хозяйство, устойчивое развитие, аграрная сфера, сельская местность, предприятие, аграрный сектор, адаптивная стратегия, внешняя среда, личное подсобное хозяйство.


Задать вопрос