Термин «социальный интеллект» впервые был введен американским психологом Эдвардом Ли Торндайком еще в 1920 г. Целью введения данного понятия было описание (характеристика) способности правильного понимания людей для дальнейшего взаимодействия с ними, способности мудро поступать во взаимоотношениях с людьми. Это неудивительно, ведь инструмент для считывания людей на эмоциональном и социальном уровне помогает прогнозировать поведение или реакции.
Если человек «социально слеп», то ему трудно (или невозможно) взаимодействовать с окружающими на позитивном настрое. Один только интеллект недостаточен для успешного взаимодействия с людьми, важно уметь социально адаптироваться в соответствии с окружающими факторами, иметь и развивать «социальный интеллект». И если правильно развивать социальный интеллект, то появляется возможность выявлять эмоции окружающих, создавать их и регулировать. Это способствует объективности в восприятии обстановки вокруг себя и ее модернизации.
Много трудов, где социальный интеллект рассматривается как фактор успешности в различных сферах.
Абсолютно точно, что социальный интеллект является профессионально важным качеством юриста-практика. Ведь в этой профессии человек как никто другой вступает в социальные контакты с людьми. Как верно отметила Клещева Т. В. в работе «Связь социального интеллекта с профессиональной направленностью», «…сама профессия юриста связана непосредственно со способностями понимания последствий поведения, способностями понимания невербального языка поведения, способностью понимания смысла слов в зависимости от характера человеческих взаимоотношений, способностью понимания логики развития сложных ситуаций взаимодействия».
Эффективность взаимодействия юриста с клиентами, должностными лицами разных учреждений, судьями во многом определяется его развитыми умениями прогнозировать возможные эмоциональные и поведенческие реакции указанных лиц на создаваемую ситуацию «здесь и сейчас» и на обстоятельства реальной жизни. Юристу необходимо обладать не только сугубо профессиональными правовыми, но и специальными знаниями в различных областях науки, техники, культуры, творческим потенциалом, и, конечно же, развитым социальным интеллектом. В этой связи юридическая сфера представляется особенно интересной для изучения в контексте влияния степени социального интеллекта на успешность профессиональной деятельности.
С целью изучения социального интеллекта студентов-юристов было проведено тестирование с применением методики «Тест социального интеллекта» (Дж. Гилфорда в адаптации Е. С. Алешиной).
В данную методику входит четыре субтеста, которые характеризуются следующим образом:
- «Истории с завершением». Познание результатов поведения — способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.
- «Группы экспрессии». Познание классов поведения — способность распознавать существенные свойства в потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении.
- «Вербальная экспрессия». Познание преобразований поведения — способность понимать изменения значения сходного вербального поведения в разных ситуационных контекстах.
- «Истории с дополнением». Познание систем поведения — способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, смысл поведения людей в этих ситуациях.
Выборку исследования составили 46 студентов-юристов Байкальского государственного университета экономики и права, филиал в г. Чите в возрасте от 18 до 22 лет. Необходимость изучения социального интеллекта студентов-юристов продиктована важностью определения уровня социальной компетентности молодых людей, получающих профессию в сфере юриспруденции.
Согласно полученным результатам низкий уровень социального интеллекта не обнаружен (0 %, 0 чел.), социальный интеллект ниже среднего выявлен у незначительного количества испытуемых студентов и составил 8,7 % (4 чел.), средний уровень социального интеллекта показали 37 % испытуемых (17 чел.) уровень социального интеллекта большинства студентов является выше среднего и составляет 54,3 % (25 чел.), высокий уровень интеллекта не установлен (0 %, 0 чел.).
Исходя из проведенного исследования мы видим, что у студентов-юристов преобладает социальный интеллект выше среднего (54,3 %). Это указывает на то, что большинство студентов, выбравших юридическую сферу деятельности способны эффективно извлекать информацию о поведении людей, хорошо понимают язык невербального общения, высказывают точные суждения о людях, успешно прогнозируют их реакции в заданных обстоятельствах. Такие люди, как правило, более успешные коммуникаторы, более тактичны, открыты, им не безразличны социальные проблемы, и отличает более высокий интерес к познанию себя.
Также исследование дало понимание, что среди студентов-юристов имеется значительное количество со средним социальным интеллектов (37 %), что означает достаточную эффективность таких испытуемых в межличностных отношениях и их нормальную адаптацию в социуме.
Если рассматривать уровень социального интеллекта по категориям (субтестам), то исходя из выявленных показателей наибольшие сложности вызывает у студентов-юристов определение структуры межличностных отношений в динамике, понимание логики развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысла их поведения в этих ситуациях. Уровень ниже среднего развития данного компонента социального интеллекта характерен для 41,3 % студентов-юристов, средний — для 45,7 % испытуемых, выше среднего лишь у 13 %.
В остальных компонентах социального интеллекта показатели достаточно ровные, что свидетельствует о том, что испытуемые в должной мере социально ориентированы, эффективно подходят к ситуации взаимодействия с людьми, способны распознавать людей.
Приходим к выводу, что социальный интеллект студентов, получающих профессию в сфере юриспруденции превалирует в показателе «выше среднего». При этом среди особенностей социального интеллекта у студентов-юристов более проявлены следующие компетентные позиции в общении: целенаправленность, уверенность, требовательность, психологический такт, отзывчивость. Также студентов-юристов отличает некая «социальная смелость», готовность иметь дело с неизвестными (новыми) обстоятельствами.
Вместе с тем, для более успешных и устойчивых показателей уровня социального интеллекта необходима целенаправленная работа по развитию социального интеллекта студентов, особенно первых курсов с целью повышения уровня психологической готовности к будущей профессиональной деятельности. Ведь именно студенческий возрастной период является наиболее благоприятным для обретения эффективных средств понимания других людей и себя, нахождения контактов с социумом.
Литература:
- Баблоян Н. В. Социальный интеллект российской студенческой молодежи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Ростов-на-Дону. 2012 г. — 30 с.
- Геранюшкина Г. П. Социальный интеллект: методики оценки и развития: монография / Г. П. Геранюшкина. — Иркутск: Байкал. гос. ун-т экономики и права, 2003. — 250 с
- Иванова И. А. Основные направления исследования социального интеллекта в отечественной науке и за рубежом // Сборник научных трудов СевКавГТУ серия «Гуманитарные науки» № 3. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.ncstu.ru, свободный.
- Клещева Т. В. Связь социального интеллекта с профессиональной направленностью. Иркутский государственный университет, филиал в г. Братске // http://www.rusnauka.com. 2013 / Psihologia/12_126869/doc/htm (дата обращения 28.08.2020)
- Калина Н. Ф. Диагностика социального интеллекта личности / Н. Ф. Калина // Журнал практикующего психолога. — 1999. — № 5. — С. 159–178
- Михайлова (Алешина) Е. С. Диагностика социального интеллекта. Руководство пользователя / Е. С. Михайлова (Алешина); тест: Дж. Гилфорда, М. Салливена. — 2-е изд. — СПб.: Иматон, 1999. — 56 с.
- Сеткова Н. А. Социальный интеллект как личностная детерминанта профессиональной самореализации представителей профессии типа «человек-человек» //Психология в экономике и управлении. — 2010. — № 1. — С. 57–63