Изучение общего уровня социального интеллекта вьетнамских студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 10.10.2015

Статья просмотрена: 546 раз

Библиографическое описание:

Динь, Нгок Тханг. Изучение общего уровня социального интеллекта вьетнамских студентов / Нгок Тханг Динь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 525-526. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22507/ (дата обращения: 18.11.2024).

 

Статья посвящена изучению общего уровня социального интеллекта вьетнамских студентов. В исследовании использовался тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда.

Ключевые слова: социальный интеллект, вьетнамский студент.

 

Социальный интеллект — это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению или группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная чувствительность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, чаще всего с социальной перцепцией или с социальным мышлением [4].

Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена позволяет не только измерить уровень развития социального интеллекта в целом, но и оценить частные способности к познанию поведения людей (способность предвидеть последствия поведения, способность адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию, способность понимать внутренние мотивы поведения и логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия) [1, с. 1].

Методика исследования социального интеллекта имеет много достоинств, связанных с ее прогностическими возможностями. Поэтому ее применение позволит расширить и разнообразить диапазон психодиагностических методик, используемых в практике профессионального отбора, особенно для профессий типа «человек- человек» [3, с. 1].

В данной работе использована методика «социальный интеллект» Дж. Гилфорда для исследования общего уровня социального интеллекта вьетнамских студентов.

Исследование проведено на 45 вьетнамских студентов. Cтудентам предлагается ответить на четыре субтеста (1 субтест — «Истории с завершением», 2 субтест — «Группы экспрессии», 3 субтест — «Вербальная экспрессия» и 4 субтест — «Истории с дополнениями). Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения. Два субтеста имеют в своей факторной структуре также второстепенные веса, касающиеся способности понимать элементы и отношения поведения.

Стимульный материал представляет собой набор из четырех тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит от 12 до 15 заданий. Время проведения субтестов ограничено.

После завершения процедуры обработки результатов получаются стандартные баллы по каждому субтесту, отражающие уровень развития соответствующих способностей к познанию поведения вьетнамских студентов. Полученные результаты приведены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты уровня социального интеллекта в каждом субтесте вьетнамских студентов

Уровень

 

Субтесты

Низкий

Средне-слабый

Средний

Средне-сильный

Высокий

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Субтест № 1

2

4,4

8

17,8

28

62,2

6

13,3

1

2,2

Субтест № 2

1

2,2

8

17,8

24

53,3

12

26,7

0

0,0

Субтест № 3

17

37,8

24

53,3

4

8,9

0

0,0

0

0,0

Субтест № 4

2

4,4

28

62,2

13

28,9

2

4,4

0

0,0

 

          Субтест № 1 — «Истории с завершением»: Большинство вьетнамских студентов со средними (62,2 %) и среднесильными (13,3 %) оценками по субтесту умеют предвидеть последствия поведения. Они способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации.

          Субтест № 2 — «Группы экспрессии»: У вьетнамских студентов есть средние (53,3 %) и среднесильные значения (26,7 %). Такие студенты, скорее всего, придают большое значение невербальному общению, обращают много внимания на невербальные реакции участников коммуникации. Чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других.

          Субтест № 3 — «Вербальная экспрессия»: Студенты с низкими оценками (37,8 % и 53,3 % студентов на низких и среднеслабых уровнях) по субтесту плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Такие люди часто «говорят невпопад» и ошибаются в интерпретации слов собеседника.

          Субтест № 4 — «Истории с дополнением»: Студенты с низкими оценками (4,4 % и 62,2 % студентов на низких и среднеслабых уровнях) по субтесту испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к разным родам взаимоотношений между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим).

Для исследования общего уровня развития социального интеллекта (интегрального фактора познания поведения) вьетнамских студентов, мы провели классифицирующий анализ значений суммы баллов 45 вьетнамских студентов, которые определяются на основе композитной оценки. Полученные результаты приведены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты общего уровня развития социального интеллекта вьетнамских студентов

Уровень

 

Объект

Низкий

Средне-слабый

Средний

Средне-сильный

Высокий

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Вьетнамские студенты

0

0,0

39

86,7

6

13,3

0

0,0

0

0,0

 

В таблице 2 показано, что большое количество вьетнамских студентов находятся на низком уровне развития социального интеллекта (86,7 % и 23,3 % студентов на среднеслабых и средних уровнях).

В результате анализа сделан вывод, что вьетнамские студенты с низким социальным интеллектом могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации. Уровень развития социального интеллекта в большей степени определяет успешность адаптации при поступлении на работу, чем уровень развития общего интеллекта. Вьетнамские студенты с низким социальным интеллектом обычно нелегко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе.

 

Литература:

 

  1.      Михайлова Е. С. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена. Диагностика социального интеллекта. Методическое руководство. — СПб.: ИМАТОН, 2006. — 56 с.
  2.      Михайлова Е. С. Социальный интеллект. Концепции, модели, диагностика. — СПб.: СПбУ, ISBN 978–5-288–04409–0. 2007.
  3.      Шалаева Т. И. Использование методики исследования социального интеллекта в профконсультировании составитель — http://window.edu.ru/resource/264/50264/files/49.pdf. 40 с.
  4.      http://psylab.info/ Тест «Социальный интеллект» Гилфорда. Материал Psylab.info — энциклопедии психодиагностики.
Основные термины (генерируются автоматически): социальный интеллект, студент, субтест, уровень развития, способность, межличностное взаимодействие, невербальная экспрессия, общий уровень, социальная адаптация, социальная перцепция.


Ключевые слова

социальный интеллект, вьетнамский студент., вьетнамский студент

Похожие статьи

Особенности этнической идентичности современных студентов (на примере Московского института лингвистики)

В данной статье приводятся основные результаты исследования этнической идентичности студентов Московского института лингвистики. В основу измерения этнической идентичности студентов положена методика «Типы этнической идентичности» разработанная Г. У....

Эффективность смешанного обучения при обучении иностранному языку в условиях современного образования

В статье рассматривается понятие «смешанное обучение» и его основные составляющие. Анализируются преимущества использования технологии смешанного обучения в процессе преподавания иностранного языка по сравнению с традиционной моделью образования и её...

Теоретические принципы изучения уровня правового сознания студента

Данная статья посвящена результатам научного исследования проблемы формирования правового сознания студентов педагогических университетов. В статье представлена теоретическая часть констатирующего эксперимента формирования правового сознания молодежи...

Диагностика соответствия типа личности студента медицинского университета сфере профессиональной деятельности

Статья посвящена вопросу профессионального самоопределения личности. Проведено исследование, в ходе которого было подтверждено соответствие между внутренним профессиональным самоопределением студента-медика и сферы обучения. Для опроса студентов испо...

Личностно-ориентированное обучение на основе современных педагогических технологий

Данная статья освещает вопрос личностно-ориентированного обучения на основе педагогических технологий, его актуальность, цели и задачи. Также раскрывает самые используемые технологии и показывает, что даёт ученику современный урок.

Показатели понимания содержания текста на иностранном языке

Данная статья посвящена анализу показателей понимания содержания иноязычного текста. В процессе преподавания иностранного языка преподаватель не может ограничиться одним из способов контроля понимания. Преподаватель должен понимать, что по одному пок...

Использование компьютерного тестирования в подготовке кадров

Статья посвящена компьютерному тестированию, обоснованы его основные преимущества, проанализированы вопросы использования компьютерного адаптивного тестирования, а также приведены правила составления тестовых заданий.

Гипотетическая модель обучения пониманию иноязычного текста по специальности

В данной статье рассматривается гипотетическая модель обучения пониманию иноязычного текста по специальности, обозначены принципы, на которых базируется эта модель, кратко описаны уровни обучения пониманию иноязычного текста.

Искусственный интеллект в работе веб-дизайнера: друг или враг

В данной статье исследуется целесообразность применения искусственного интеллекта в работе веб-дизайнера. В ней рассмотрены основные аспекты и способы использования искусственного интеллекта, которые могут быть полезны для разработки дизайна веб-стра...

Лингвистический эксперимент в обучении младших школьников орфографии

В статье рассматривается предпосылки реализации лингвистического эксперимента как метода обучения младших школьников орфографии во втором классе. На материале учебной темы «Орфограмма» представляются возможности метода в структуре урока исследователь...

Похожие статьи

Особенности этнической идентичности современных студентов (на примере Московского института лингвистики)

В данной статье приводятся основные результаты исследования этнической идентичности студентов Московского института лингвистики. В основу измерения этнической идентичности студентов положена методика «Типы этнической идентичности» разработанная Г. У....

Эффективность смешанного обучения при обучении иностранному языку в условиях современного образования

В статье рассматривается понятие «смешанное обучение» и его основные составляющие. Анализируются преимущества использования технологии смешанного обучения в процессе преподавания иностранного языка по сравнению с традиционной моделью образования и её...

Теоретические принципы изучения уровня правового сознания студента

Данная статья посвящена результатам научного исследования проблемы формирования правового сознания студентов педагогических университетов. В статье представлена теоретическая часть констатирующего эксперимента формирования правового сознания молодежи...

Диагностика соответствия типа личности студента медицинского университета сфере профессиональной деятельности

Статья посвящена вопросу профессионального самоопределения личности. Проведено исследование, в ходе которого было подтверждено соответствие между внутренним профессиональным самоопределением студента-медика и сферы обучения. Для опроса студентов испо...

Личностно-ориентированное обучение на основе современных педагогических технологий

Данная статья освещает вопрос личностно-ориентированного обучения на основе педагогических технологий, его актуальность, цели и задачи. Также раскрывает самые используемые технологии и показывает, что даёт ученику современный урок.

Показатели понимания содержания текста на иностранном языке

Данная статья посвящена анализу показателей понимания содержания иноязычного текста. В процессе преподавания иностранного языка преподаватель не может ограничиться одним из способов контроля понимания. Преподаватель должен понимать, что по одному пок...

Использование компьютерного тестирования в подготовке кадров

Статья посвящена компьютерному тестированию, обоснованы его основные преимущества, проанализированы вопросы использования компьютерного адаптивного тестирования, а также приведены правила составления тестовых заданий.

Гипотетическая модель обучения пониманию иноязычного текста по специальности

В данной статье рассматривается гипотетическая модель обучения пониманию иноязычного текста по специальности, обозначены принципы, на которых базируется эта модель, кратко описаны уровни обучения пониманию иноязычного текста.

Искусственный интеллект в работе веб-дизайнера: друг или враг

В данной статье исследуется целесообразность применения искусственного интеллекта в работе веб-дизайнера. В ней рассмотрены основные аспекты и способы использования искусственного интеллекта, которые могут быть полезны для разработки дизайна веб-стра...

Лингвистический эксперимент в обучении младших школьников орфографии

В статье рассматривается предпосылки реализации лингвистического эксперимента как метода обучения младших школьников орфографии во втором классе. На материале учебной темы «Орфограмма» представляются возможности метода в структуре урока исследователь...

Задать вопрос