Статья посвящена изучению общего уровня социального интеллекта вьетнамских студентов. В исследовании использовался тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда.
Ключевые слова: социальный интеллект, вьетнамский студент.
Социальный интеллект — это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению или группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная чувствительность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, чаще всего с социальной перцепцией или с социальным мышлением [4].
Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена позволяет не только измерить уровень развития социального интеллекта в целом, но и оценить частные способности к познанию поведения людей (способность предвидеть последствия поведения, способность адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию, способность понимать внутренние мотивы поведения и логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия) [1, с. 1].
Методика исследования социального интеллекта имеет много достоинств, связанных с ее прогностическими возможностями. Поэтому ее применение позволит расширить и разнообразить диапазон психодиагностических методик, используемых в практике профессионального отбора, особенно для профессий типа «человек- человек» [3, с. 1].
В данной работе использована методика «социальный интеллект» Дж. Гилфорда для исследования общего уровня социального интеллекта вьетнамских студентов.
Исследование проведено на 45 вьетнамских студентов. Cтудентам предлагается ответить на четыре субтеста (1 субтест — «Истории с завершением», 2 субтест — «Группы экспрессии», 3 субтест — «Вербальная экспрессия» и 4 субтест — «Истории с дополнениями). Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения. Два субтеста имеют в своей факторной структуре также второстепенные веса, касающиеся способности понимать элементы и отношения поведения.
Стимульный материал представляет собой набор из четырех тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит от 12 до 15 заданий. Время проведения субтестов ограничено.
После завершения процедуры обработки результатов получаются стандартные баллы по каждому субтесту, отражающие уровень развития соответствующих способностей к познанию поведения вьетнамских студентов. Полученные результаты приведены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты уровня социального интеллекта в каждом субтесте вьетнамских студентов
Уровень
Субтесты |
Низкий |
Средне-слабый |
Средний |
Средне-сильный |
Высокий |
|||||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
|
Субтест № 1 |
2 |
4,4 |
8 |
17,8 |
28 |
62,2 |
6 |
13,3 |
1 |
2,2 |
Субтест № 2 |
1 |
2,2 |
8 |
17,8 |
24 |
53,3 |
12 |
26,7 |
0 |
0,0 |
Субтест № 3 |
17 |
37,8 |
24 |
53,3 |
4 |
8,9 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Субтест № 4 |
2 |
4,4 |
28 |
62,2 |
13 |
28,9 |
2 |
4,4 |
0 |
0,0 |
Субтест № 1 — «Истории с завершением»: Большинство вьетнамских студентов со средними (62,2 %) и среднесильными (13,3 %) оценками по субтесту умеют предвидеть последствия поведения. Они способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации.
Субтест № 2 — «Группы экспрессии»: У вьетнамских студентов есть средние (53,3 %) и среднесильные значения (26,7 %). Такие студенты, скорее всего, придают большое значение невербальному общению, обращают много внимания на невербальные реакции участников коммуникации. Чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других.
Субтест № 3 — «Вербальная экспрессия»: Студенты с низкими оценками (37,8 % и 53,3 % студентов на низких и среднеслабых уровнях) по субтесту плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Такие люди часто «говорят невпопад» и ошибаются в интерпретации слов собеседника.
Субтест № 4 — «Истории с дополнением»: Студенты с низкими оценками (4,4 % и 62,2 % студентов на низких и среднеслабых уровнях) по субтесту испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к разным родам взаимоотношений между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим).
Для исследования общего уровня развития социального интеллекта (интегрального фактора познания поведения) вьетнамских студентов, мы провели классифицирующий анализ значений суммы баллов 45 вьетнамских студентов, которые определяются на основе композитной оценки. Полученные результаты приведены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты общего уровня развития социального интеллекта вьетнамских студентов
Уровень
Объект |
Низкий |
Средне-слабый |
Средний |
Средне-сильный |
Высокий |
|||||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
|
Вьетнамские студенты |
0 |
0,0 |
39 |
86,7 |
6 |
13,3 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
В таблице 2 показано, что большое количество вьетнамских студентов находятся на низком уровне развития социального интеллекта (86,7 % и 23,3 % студентов на среднеслабых и средних уровнях).
В результате анализа сделан вывод, что вьетнамские студенты с низким социальным интеллектом могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации. Уровень развития социального интеллекта в большей степени определяет успешность адаптации при поступлении на работу, чем уровень развития общего интеллекта. Вьетнамские студенты с низким социальным интеллектом обычно нелегко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе.
Литература:
- Михайлова Е. С. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена. Диагностика социального интеллекта. Методическое руководство. — СПб.: ИМАТОН, 2006. — 56 с.
- Михайлова Е. С. Социальный интеллект. Концепции, модели, диагностика. — СПб.: СПбУ, ISBN 978–5-288–04409–0. 2007.
- Шалаева Т. И. Использование методики исследования социального интеллекта в профконсультировании составитель — http://window.edu.ru/resource/264/50264/files/49.pdf. 40 с.
- http://psylab.info/ Тест «Социальный интеллект» Гилфорда. Материал Psylab.info — энциклопедии психодиагностики.