Диагностика соответствия типа личности студента медицинского университета сфере профессиональной деятельности
Агишева Алина Вильдановна, студент
Кулеша Эмма Викторовна, студент
Южный федеральный университет
Статья посвящена вопросу профессионального самоопределения личности. Проведено исследование, в ходе которого было подтверждено соответствие между внутренним профессиональным самоопределением студента-медика и сферы обучения. Для опроса студентов использована методика Дж. Холланда.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, профессиональный тип личности.
Вопросы профессионального самоопределения человека являются одним из популярных направлений в области психологии труда. Осознанный выбор профессии, под которым мы понимаем соответствие предпочтений и особенностей личности сфере приложения труда, оказывает положительное влияние на удовлетворенность трудом сотрудника, на уровень конкурентоспособности и карьерный успех, на становление человека как социально зрелой и активной личности.
Проблема профессионального самоопределения личности рассматривается в работах зарубежных и отечественных исследователей. Концепции профессионального развития могут быть разделены на три группы: структурные, мотивационные, индивидуальные.
Представители структурных теорий считают, что различные этапы жизни и условия влияют на изменение профессионального поведения человека. Основой мотивационных теорий является исследование внутренних сил личности, которые будут стимулировать ее к выбору профессиональной деятельности. Представители индивидуальных теорий определяют выбор профессии как возможность реализовать свою «Я-концепцию» [1].
Профессиональная деятельность в сфере медицины предъявляет повышенные требования к профессиональным знаниям, психологическим характеристикам, моральным качествам специалиста. И если процесс обучения в ВУЗе непосредственно формирует первый параметр, то последние два полностью зависят от личностных особенностей специалиста. Результаты исследования прошлых лет достаточно неутешительны: около 30 % абитуриентов плохо представляли себе суть будущей профессии, а лишь 42 % студентов/аспирантов и 50 % врачей-аспирантов отметили правильность выбора профессии [2].
Гипотеза исследования — у большинства студентов медицинского ВУЗа наблюдается соответствие профессионального типа личности и выбранного направления подготовки.
Цель исследования — выявление соответствия между внутренним профессиональным самоопределением студента-медика и сферы обучения.
Методика исследования — опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда.
По мнению Дж. Холланда все существующие профессии можно объединить в основные группы. У личностей существует склонность не только к тем или иным группам или типам специальностей, но и к определенным должностям, к положению в профессиональной иерархии. Процесс профессионального развития по Холланду заключается в том, что профессиональная успешность, удовлетворенность зависит от соответствия типа личности типу профессиональной среды [3].
Выбранная методика позволяет отнести человека к одному из шести типов личности: реалистический (Р), исследовательский (И), социальный (С), конвенциальный (К), предпринимательский (П), артистический (А). Каждый их этих типов максимально эффективно может реализовать себя в соответствующей профессиональной среде. При этом существует одна предпочтительная профессиональная среда, две сопутствующие и три несовместимые. Данное разделение наглядно представлено в гексагональная модели: чем меньше пространственное расстояние между параметрами, тем больше их совместимость. Согласно методике, студенты медицинского ВУЗа относятся к социальному типу личности, следовательно, предпочтительной профессиональной средой является социальная. В качестве сопутствующих могут выступать артистический и предпринимательский типы, следовательно, артистическая и предпринимательская среды.
Рис. 1. Гексагональная модель профессиональных типов по Дж. Холанду
В исследовании приняли участие 69 студентов Ростовского государственного медицинского университета и Кубанского медицинского государственного университета. в возрасте от 17 до 23 лет. Распределение респондентов по полу и по факультетам обучения представлены на рисунках 2, 3.
Рис. 2. Распределение респондентов по полу
Рис. 3. Распределение респондентов по факультетам обучения
Половая структура включает 25 % мужчин и 75 % женщин. 57 % опрошенных обучаются на педиатрическом факультете, 29 % — лечебно-профилактическом, 12 % — стоматологическом, 3 % — медико-профилактическом.
Оценим результаты диагностики, используя следующие параметры: конгруэнтность, однородность, дифференцированность.
1. Конгруэнтность. Показатель демонстрирует соответствие профессионального типа личности той среде, где он работает или учится. Определить это можно с помощью подсчета баллов по каждой шкале. Для студентов медицинского ВУЗа должен превалировать социальный тип личности. Также необходимо учитывать, что тип (или профессиональная среда) может быть предпочтительным или сопутствующим. Затем сравнить с той сферой, где респондент реализовывает свой потенциал.
Результаты исследования показывают, что у 29 % студентов социальный тип стоял на 1 месте, а у 22 % студентов на 2 месте (таблица 1). Также обратим, внимание, что такие сопутствующие типы личности как предпринимательский и артистический набрали 22 % и 19 %, соответственно. Данные результаты свидетельствуют о том, что профессиональный тип личности студентов-медиков непосредственно связан с выбранной профессией.
Таблица 1
Распределение респондентов взависимости от преобладающих типов личности
Тип личности |
1 место |
2 место |
Р |
12 % |
9 % |
И |
23 % |
16 % |
С |
29 % |
22 % |
К |
1 % |
4 % |
П |
16 % |
22 % |
А |
12 % |
19 % |
РС |
1 % |
Сочетание не обнаружено |
СИ |
6 % |
1 % |
СП |
Сочетание не обнаружено |
1 % |
2. Однородность. Показатель демонстрирует схожесть типов между собой. Измеряется путем определения близости расположения типов в гексагональной модели. Например, сочетание СП имеет высокую однородность, СК — среднюю, СР — низкую. Высокая однородность описывает согласованность профессиональных интересов, что влияет на стабильность развития карьеры.
В ходе исследования было выявлено, что 48 % респондентов имеют высокую согласованность, 35 % среднюю, 17 % низкую.
3. Дифференцированность. Показатель демонстрирует степень значимости для человека той или иной профессиональной области. Показатель определяется путем подсчета разницы между набранными баллами: чем больше эта разница, тем больше уровень дифференцированности.
Процентное распределение ответов всей выборке респондентов представлено в таблице 2. Как видно из таблицы, значения по каждому из типов близки относительно друг друга, значит дифференцированность низкая. Это говорит о том, что профессиональное самоопределение студентов еще продолжается, их карьерный кругозор достаточно широк.
Таблица 2
Распределение респондентов по типам личности
|
Р |
И |
С |
К |
П |
А |
Количество респондентов |
15 % |
19 % |
20 % |
13 % |
18 % |
16 % |
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: большинство студентов учли свои склонности и сделали осознанный выбор будущей профессии. Данный факт оказывает положительное влияние как на самих будущих сотрудников сферы здравоохранения (выражающееся в заинтересованности и удовлетворенности трудом, профессиональной гармоничности развития личности, в высокой возможности реализации себя как профессионала), так и на все общество в целом (выражающееся в качестве медицинских услуг).
Современные исследования подтверждают мысль о том, что интерес к медицине, внутренние установки личности оказывают влияние на выбор будущей профессии. Так, отвечая на вопрос «Когда Вы выбирали для обучения медицину, Вы исходили из…», больше половины респондентов (61 %) указали на возможность творческой и интересной работы, говорили о мечте с детства; каждый третий (34 %) говорил о престиже, высоком социальном статусе медицинского работника в обществе, и лишь 15 % опрошенных отметили возможность получения высоких доходов в будущем [3].
Профессиональная ориентация оказывает помощь не только школьникам при выборе профессии. Студентам ВУЗов профессиональная ориентация также необходима в силу следующих причин:
– профориентация помогает определить вектор развития карьеры;
– профориентация способствуют профессионально-личностному росту студента;
– профориентация помогает выявить такие личностные особенности и установки, которые будут способствовать успешному обучению и развитию;
– профориентация помогает эффективно распоряжаться своими знаниями.
Литература:
- Богданова Г. В. Аспекты профессионального самоопределения личности // Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 497–499.
- Шурупова Р. В. Проблемы в выборе медицинской профессии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. — 2009. — № 4. — С. 171–174.
- Заляев А. Р. Кадры для российского здравоохранения: ожидания и надежды российских студентов-медиков // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2015. — № 2. — С.139–145.