Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Библиографическое описание
Исследование правового сознания студентов (на примере СВФУ) / Л. М. Гузеева, Н. С. Винокурова, А. В. Шахматова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 228-230. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54603/.


Статья посвящена исследованию уровня правосознания студентов СВФУ с позиции психолого-правового подхода. Именно от уровня развития правосознания студентов зависит построение гражданского и правового общества. В статье выявлены особенности правого сознания студентов.

Ключевые слова: правосознание, психолого-правовой подход, уровень развития правосознания.

Актуальность: Современный мир постоянно меняется, в том числе и правовые формы. Сегодня знание права востребовано, так как «Dura lex sed lex» (Закон суров — но он закон). Уровень правового самосознания демонстрирует принятие закона в целом и формирование правового поведения как нормы в обществе. В современных условиях развития общества правовое сознание стало необходимым компонентом профессиональной мобильности, так как знание законов РФ и международного права способствует успешной социализации молодого человека. Позитивное отношение к правовой действительности позволяет быть уверенным в себе и эффективно разрешать возникающие проблемы.

Правовое сознание — это сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях. Спецификой этой сферы общественного сознания является правовое опосредование и осознание социальных явлений, соотнесение их с правовыми требованиями, с представлениями о необходимости и границах правового регулирования, с правовыми оценками и отношениями [1].

Проблема правосознания, изучения его реального уровня, состояния, содержания относится к числу ключевых, основополагающих научных направлений юридической психологии. С ее решением связаны задачи укрепления законности и правопорядка, повышения эффективности и качества деятельности правоохранительных органов; борьба с преступностью и предупреждение причин, ее порождающих; постижение глубинных содержательно-психологических механизмов социального взаимодействия людей; познание движущих сил и внутренних регуляторов юридически значимого поведения. В современных условиях особую остроту и актуальность приобрели вопросы изучения общественного мнения, которые являются частью общей теории правосознания. [2]

Данное исследование направлено на изучение правового сознания студентов.

Предмет: правосознание студентов (на примере СВФУ).

Цель: изучение правового сознания у студентов.

Объект: студенты в количестве 104 человек, из них 64 женщины и 40 мужчины. Направления обучения: гуманитарные — 51, технические — 53. Распределение по курсам следующее: 1 курс -18; 2 курс-58; 3 курс-20; 4 курс-6; 5 курс-2.

Гипотезы:

  1. Существуют различия в уровне правосознания:
    1. У девушек уровень правосознания ниже, чем у юношей в правовых сферах.
    2. У студентов гуманитарного направления обучения уровень правосознания больше, чем в техническом направление обучения.
    3. У студентов старших курсов уровень правосознания больше, чем у младших курсов.
  2. Существует взаимосвязь между возрастом и показателями правового сознания.

Обсуждение результатов:

В ходе проведенного исследования было выявлено, что уровень правового сознания у студентов гуманитарного направления равен 16,52, а у студентов технического направления равен 16,45 (при p> 0.05). Данные различия не являются статистически значимыми. Таким образом, данная гипотеза не подтвердилась (Рис.1).

Рис. 1

При исследовании уровня правосознания у студентов старших и младших курсов, были получены результаты, представленные на рис.2.

Рис. 2. (при р>0,05)

Значимых различий по уровню правосознания между студентами 1–2 и 3–5 курсов обучения не выявлены.

В ходе проведенного исследования было выявлено, что правовой уровень у юношей выше, чем у девушек. Наиболее сформированными сферами правосознания у юношей являются «правовые знания» (5,81), «деловая» (4,98), «гражданская» (3,91). А у девушек наиболее сформированной сферой является «бытовая» (5,77), Данная гипотеза подтвердилась. (Рис. 2)

Рис. 3. (при р <0,05)

При исследовании взаимосвязи между возрастом и уровнем правосознания был использован метод Пирсона. В ходе исследования был выявлен r= 0,389. Таким образом, присутствует прямая связь, которая говорит, что с возрастом уровень правового самосознания увеличивается.

Обобщение результатов исследования позволяют утверждать следующее:

– В сравнении уровня правосознания у студентов гуманитарного и технического направления обучения было выявлено, что особых различий не имеется. Это может говорить о том, что направление обучения не влияет на уровень правового сознания.

– Исходя из гипотезы № 2 нами было выявлено, что у студентов младших курсов уровень правосознания выше, чем у студентов старших курсов. Это может говорит о том, что у младших курсов отношение к праву более сформировано по сравнению со студентами старших курсов.

– У юношей уровень правосознания значительно выше по сравнению с девушками. Это может говорить о том, что юноши более заинтересованы к правовой сфере.

Литература:

  1. Васильев В. Л. Юридическая психология. — СПб: Питер, 2002. — 65 с
  2. C. Н. Мамонтова. «Прикладная Юридическая Психология». 2001
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
правосознание
психолого-правовой подход
уровень развития правосознания
Молодой учёный №49 (235) декабрь 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 228-230):
Часть 3 (стр. 205-315)
Расположение в файле:
стр. 205стр. 228-230стр. 315

Молодой учёный