Статья посвящена исследованию уровня правосознания студентов СВФУ с позиции психолого-правового подхода. Именно от уровня развития правосознания студентов зависит построение гражданского и правового общества. В статье выявлены особенности правого сознания студентов.
Ключевые слова: правосознание, психолого-правовой подход, уровень развития правосознания.
Актуальность: Современный мир постоянно меняется, в том числе и правовые формы. Сегодня знание права востребовано, так как «Dura lex sed lex» (Закон суров — но он закон). Уровень правового самосознания демонстрирует принятие закона в целом и формирование правового поведения как нормы в обществе. В современных условиях развития общества правовое сознание стало необходимым компонентом профессиональной мобильности, так как знание законов РФ и международного права способствует успешной социализации молодого человека. Позитивное отношение к правовой действительности позволяет быть уверенным в себе и эффективно разрешать возникающие проблемы.
Правовое сознание — это сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях. Спецификой этой сферы общественного сознания является правовое опосредование и осознание социальных явлений, соотнесение их с правовыми требованиями, с представлениями о необходимости и границах правового регулирования, с правовыми оценками и отношениями [1].
Проблема правосознания, изучения его реального уровня, состояния, содержания относится к числу ключевых, основополагающих научных направлений юридической психологии. С ее решением связаны задачи укрепления законности и правопорядка, повышения эффективности и качества деятельности правоохранительных органов; борьба с преступностью и предупреждение причин, ее порождающих; постижение глубинных содержательно-психологических механизмов социального взаимодействия людей; познание движущих сил и внутренних регуляторов юридически значимого поведения. В современных условиях особую остроту и актуальность приобрели вопросы изучения общественного мнения, которые являются частью общей теории правосознания. [2]
Данное исследование направлено на изучение правового сознания студентов.
Предмет: правосознание студентов (на примере СВФУ).
Цель: изучение правового сознания у студентов.
Объект: студенты в количестве 104 человек, из них 64 женщины и 40 мужчины. Направления обучения: гуманитарные — 51, технические — 53. Распределение по курсам следующее: 1 курс -18; 2 курс-58; 3 курс-20; 4 курс-6; 5 курс-2.
Гипотезы:
-
Существуют различия в уровне правосознания:
- У девушек уровень правосознания ниже, чем у юношей в правовых сферах.
- У студентов гуманитарного направления обучения уровень правосознания больше, чем в техническом направление обучения.
- У студентов старших курсов уровень правосознания больше, чем у младших курсов.
- Существует взаимосвязь между возрастом и показателями правового сознания.
Обсуждение результатов:
В ходе проведенного исследования было выявлено, что уровень правового сознания у студентов гуманитарного направления равен 16,52, а у студентов технического направления равен 16,45 (при p> 0.05). Данные различия не являются статистически значимыми. Таким образом, данная гипотеза не подтвердилась (Рис.1).
Рис. 1
При исследовании уровня правосознания у студентов старших и младших курсов, были получены результаты, представленные на рис.2.
Рис. 2. (при р>0,05)
Значимых различий по уровню правосознания между студентами 1–2 и 3–5 курсов обучения не выявлены.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что правовой уровень у юношей выше, чем у девушек. Наиболее сформированными сферами правосознания у юношей являются «правовые знания» (5,81), «деловая» (4,98), «гражданская» (3,91). А у девушек наиболее сформированной сферой является «бытовая» (5,77), Данная гипотеза подтвердилась. (Рис. 2)
Рис. 3. (при р <0,05)
При исследовании взаимосвязи между возрастом и уровнем правосознания был использован метод Пирсона. В ходе исследования был выявлен r= 0,389. Таким образом, присутствует прямая связь, которая говорит, что с возрастом уровень правового самосознания увеличивается.
Обобщение результатов исследования позволяют утверждать следующее:
– В сравнении уровня правосознания у студентов гуманитарного и технического направления обучения было выявлено, что особых различий не имеется. Это может говорить о том, что направление обучения не влияет на уровень правового сознания.
– Исходя из гипотезы № 2 нами было выявлено, что у студентов младших курсов уровень правосознания выше, чем у студентов старших курсов. Это может говорит о том, что у младших курсов отношение к праву более сформировано по сравнению со студентами старших курсов.
– У юношей уровень правосознания значительно выше по сравнению с девушками. Это может говорить о том, что юноши более заинтересованы к правовой сфере.
Литература:
- Васильев В. Л. Юридическая психология. — СПб: Питер, 2002. — 65 с
- C. Н. Мамонтова. «Прикладная Юридическая Психология». 2001