В статье представлены результаты эмпирического исследования описывающего особенностей профессиональное самоопределение старших подростков с разным уровнем социального интеллекта. Дана психологическая характеристика понятий «профессиональное самоопределение», «социальный интеллект». Описаны психологические особенности и факторы профессионального самоопределения старших подростков с разным уровнем социального интеллекта.
Ключевые слова:профессиональное самоопределение, критерии профессионального становления, ситуации выбора профессии, социальный интеллект, уровни социального интеллекта.
The results of emperical research about the perculiarities of the teenagers with different levels of social intelligence are represented in the article. The psychologial characteristics of such definitions as “professional self-definition”, “social intelligence” are given. The psychological characteristics and some factors of the professinal self-definition of the teenagers with different levels of social intelligence are described in the work.
Key-words:professional self-definition, kriteria of professional self-definition, situation of job choice, social intelligence, levels of social intelligence
Актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы профессионального самоопределения в аспектах его взаимосвязи с уровнем развития социального интеллекта, что необходимо для дальнейшей успешной социальной интеграции подростка в современное общество. Подростковый возраст в рамках данной проблемы наиболее репрезентативен, т. к. именно в этот период онтогенеза формируются многоуровневые компоненты личности, являющиеся предпосылками для вступления подростка в осознанную взрослую жизнь.
Основы психологического подхода к проблеме профессионального самоопределения были заложены еще в трудах С.Л Рубенштейна, Н.С Пряжникова, Э.Ф Зеера, которые определяли профессиональное самоопределение, как иерархический многоуровневый процесс поиска субъектом деятельности смысла в профессиональной сфере.
Понятие «социальный интеллект» было введено в психологию американским ученым Эдвардом Торндайком.
В целом проблему социального интеллекта рассматривали с различных аспектов такие ученые как: Э.Торндайк, Г. Олпорт, Дж. Гилфорд, Ю. Н. Емельянов, Е. С. Михайлова. Г.Олпорт, определял социальный интеллект как специфический «социальный дар», детерминирующий гармоничность и успешность в отношениях с людьми, продукт, которого — социальная адаптация, а не глубина понимания личности [2].
Для теоретической интерпретации и понимания сущности психологических аспектов профессионального самоопределения человека в зарубежной психологии, наиболее значимыми трудами являются работы: А. Маслоу, Дж. Сьюпера, Дж.Холлонда. Проанализировав работы данных исследователей можно выделить такие концептуальные положения как:
- профессиональное становление личности определяется социальными, культурными и историческими предпосылками существования социума;
- ядро профессионального становления составляет формирование личности в процессе профессионального обучения (стадия интерна), овладение профессиональными навыками и умениями (стадия адепта) и усвоение профессиональных ценностей и мастерства;
- процесс профессионального самоопределения личности неповторим и уникален, тем не менее, можно выделить ряд закономерностей и механизмов, присущих профессиональному самоопределению субъекта деятельности в целом;
- профессиональная деятельность позволяет личности реализовать свой жизненный потенциал, раскрыть сущность самости;
- знание психологических закономерностей и этапов профессионального развития дает возможность личности моделировать свою стратегию жизни и деятельности [2].
В трудах Д.Холлонда процесс профессионального становления ограничивается определением самим индивидом личностного профессионального типа, а также выбором профессиональной сферы и квалификационного уровня, в зависимости от интеллектуальных способностей и уровня притязаний личности [12].
В отечественной психологии вопросы профессионального самоопределения субъекта деятельности наиболее глубоко и репрезентативно представлены в трудах Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова.
Э. Ф. Зеер считал, что основополагающим фактором осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональной сфере, самостоятельно моделировать свою профессиональную карьеру, строить собственную временную перспективу в ее непрерывной взаимосвязи с профессиональным становлением [2].
Е. А. Климов, анализируя понятие профессиональное самоопределение, определяет его «как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов» [2, 103].
Н. С. Пряжников рассматривает профессиональное самоопределение как планомерное формирование у школьников внутренней готовности к сознательному планированию, корректировке и реализации перспектив саморазвития, самостоятельному определению личностно значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности [1, с.54].
На процесс формирования профессионального самоопределения влияют различные специфические факторы, в том числе и психологические.
Е. А. Климов выделяет 8 аспектов профессионального выбора личности. 1) На профессиональное самоопределение личности влияет жизненная позиция родителей. 2) Позиция референтной группы. 3) Позиция классного руководителя. 4) Личные профессиональные планы. 5) Уровень общих и специальных способностей личности. 6) Уровень притязаний. 7) Информированность личности 8) Профессиональная направленность личности [6].
Проблема социального интеллекта наиболее актуальна в современной информационно и коммуникативно-насыщенной среде и представлена в трудах как зарубежных, так и отечественных ученых. Социальный интеллект в широком смысле может быть определен как способность личности к эффективному и продуктивному взаимодействию с референтным социальным окружением, умением правильно интерпретировать поступки окружающих, считывать их эмоциональное состояние и применять полученную информацию для обратной связи.
Дж. Гилфорд понимает под «социальным интеллектом» способность человека адекватно понимать поведение социума и уметь выстраивать глубинные и длительные интеракции с другими людьми [3].
В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было введено в научный тезаурус Ю. Н. Емельяновым. Он определял социальный интеллект как сферу потенциальных возможностей субъект — субъектного познания личности, понимая под этим устойчивую, базирующуюся на специфике когнитивных процессов и апперцепции способность понимать себя, других людей, взаимоотношения с ними, а также прогнозировать изменения в жизни ближайшего социального окружения [6].
Цель исследования: изучить и выявить особенности профессионального самоопределения старших подростков с разным уровнем социального интеллекта.
Объект: профессиональное самоопределение как способность человека реализовать потенциал в процессе профессионального развития, моделировать свою индивидуальную историю в контексте временной перспективы и ее взаимосвязи с профессиональными достижениями.
Предмет:профессиональное самоопределение старших подростков с разным уровнем социального интеллекта.
Выборку составили — 60 старших подростков, пол (мужской, женский); возраст (16–17 лет).
Для выявления профессиональной направленности, использовалась следующие методики исследования: «Дифференциально — диагностический опросник Е. А. Климова; модификация А. А. Азбель».
После обработки эмпирических данных были получены следующие результаты: 21 человек (35 %) выбрал тип профессии «Человек- человек», в нем предметом труда профессионала является другой человек, а основополагающим критерием деятельности — необходимость непосредственного взаимодействия с социумом.
18человек (30 %) выбрали тип профессии «Сам человек». Деятельность в этой области предполагает совершенствование своей привлекательности, тренировку различных спортивных и физических качеств. 10человек (16,6 %) выбрали тип профессии «Человек — художественный образ», который направлен на создание художественных образов, раскрытие своего творческого потенциала через создание образов.
5человек (8,3 %) выбрали тип профессии «Человек-техника». К этому типу относятся профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом и взаимодействием преимущественно с техническими средствами.
4человека (6,6 %) выбрали тип профессии «Человек — знаковая система». Здесь предметом труда служат не сами явления, а информационная структура, содержащаяся в знаках (слова, формулы, условные знаки). 2человека (3,3 %) выбрали тип профессии «Человек — природа». Она объединяет все профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы.
Для выявления способностей в структуре социального интеллекта использовалась «Методика социального интеллекта (Дж. Гилфорда, М. Салливена). После обработки эмпирических данных были получены следующие результаты: 46человек (76,6 %) имеют социальный интеллект ниже среднего 14человек (23,3 %) имеют средний социальный интеллект.
Выводы.
По результатам диагностического исследования было выявлено, что старшие подростки с уровнем социального интеллекта «ниже среднего» выбирают тип профессии «Человек-человек» (36,9 %), а старшие подростки со средним уровнем социального интеллекта выбирают тип профессии «Сам человек»(42,8 %).
Для выявления факторов привлекательности профессии, использовалась методика изучения факторов привлекательности профессии В. А. Ядова (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана). После обработки эмпирических данных были получены следующие результаты: для старших подростков, выбравших тип профессии «Человек-человек» и имеющих социальный интеллект «ниже среднего» значимым фактором является фактор «Большая заработная плата», коэффициент значимости равен 1.
Для старших подростков выбравших тип профессии «Сам человек» и имеющих средний социальный интеллект, значимым фактором является фактор «Работа соответствует способностям», коэффициент значимости равен 0,7.
Литература:
1. Зеер, Э.Ф., Павлова, А.М., Садовникова, Н. О. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы. / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 192 с.
2. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. — 2-е изд., перераб, доп. / Э. Ф. Зеер. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
3. Кабанов, А. Б. Мировая история и социальный интеллект/ А. Б. Кабанов — М.: Изд-во Типография на Нижегородской, 2013. — 102 с.
4. Кондаков, И.М., Сухарев А. Б. Методологические основы зарубежных теорий профессионального развития / И. М. Кондаков, А. Б. Сухарев // Вопросы психологии. — 1989, № 5, с. 158–164.
5. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. Ун-т. Рос. Акад. образования — 5-е изд. / И. Ю. Кулагина.- М.: Изд-во УРАО, 1997. — 176 с.
6. Шалаева, Т. И. Использование методики исследования социального интеллекта в профконсультировании. / Т. И. Шалаева. — Саратов: Изд-во Поволж. межрегион. учеб. центра, 2000.