Ключевые слова: общий ребенок, бывший супруг, предоставление алиментов, супруг, правовое регулирование, семейный кодекс, алиментное обязательство супругов.
Предоставление материальных благ, необходимых для обеспечения основных жизненных потребностей человека осуществляется в виде исполнения алиментных обязательств. Субъектами таких алиментных отношений, согласно Семейному кодексу Российской Федерации, наряду с иными членами семьи выступают супруги и бывшие супруги. В тоже время действие правовых норм, регулирующих алиментные отношения супругов и бывших супругов, не является безусловным, а сама сущность отношений отличается от сущности алиментных отношений между родителями и детьми. Ввиду вышеуказанного в регулировании алиментных обязательств супругов существуют проблемные вопросы, которые нуждаются в соответствующей правовой доработке.
Большинство граждан, ратующих за правовое равноправие полов, в первую очередь, обращают внимание на отсутствие у мужа (бывшего мужа), самостоятельно реализующего содержание ребенка и уход за ним, права на обеспечение такого супруга (бывшего супруга) алиментированием. Так, согласно абзацу третьему части 2 статьи 89 СК РФ, в случае отказа материально поддерживать другого супруга, а также одновременно в случае отсутствия соглашения между супругами об уплате алиментов право требовать предоставление алиментов в судебном порядке в течение трех лет со дня рождения общего ребенка имеет только жена. Также, согласно абзацу второму части 1 статьи 90 СК РФ, право требовать предоставление алиментов от бывшего супруга в судебном порядке в течение трех лет со дня рождения общего ребенка имеет бывшая жена.
Таким образом, согласно вышеуказанным правовым нормам, право требовать предоставления материального содержания от другого супруга (бывшего супруга) в течение трех лет со дня рождения общего ребенка имеют только жена и бывшая жена. Мужчина — отец, воспитывающий общего ребенка единолично, такой возможностью законом не наделен.
Именно на эти правовые нормы ссылаются большинство теоретиков с целью показать несправедливость правового регулирования алиментных отношений супругов.
Так, по мнению А. А. Идегеновой супруг (бывший супруг) также, как и женщина в аналогичной ситуации, претерпевает неблагоприятные последствия в связи с самостоятельной реализацией содержания и воспитания ребенка [4]. Воспитывая и осуществляя уход за маленьким ребенком, мужчина также, как и женщина, может не иметь возможности работать, и как следствие, не иметь денежных средств на свое собственное содержание. В то же время, согласно Конституции Российской Федерации и СК РФ, бремя содержания ребенка, а соответственно и все последствия этого бремени должны нести оба родителя в равной мере.
По мнению Н. В. Соловьевой в рассматриваемой ситуации должно учитываться единство правового положения супругов, которое учитывается, например, при наделении и матери, и отца обязательствами алиментирования в случае оставления их детей без попечения родителей [6].
Изначально введение законодателем рассматриваемой правовой нормы было обусловлено исторически сложившейся практикой воспитания детей матерями — одиночками и направлено на защиту женщин в связи с их особым состоянием в указанный период, а также целесообразностью воспитания и ухода за ребенком хотя бы матерью, нежели сотрудниками детских учреждений и иными чужими лицами.
Cогласно данным статистического сборника, выпущенного Федеральной службой государственной статистики в 2019 г., в Российской Федерации имеется 648,04 тысяч одиноких отцов, которые воспитывают детей, не достигших возраста совершеннолетия [3]. Из чего следует, что в настоящее время также наличествует и проблема единоличного воспитания детей отцами. В связи с чем ненаделение таких мужчин правом на получение материальной помощи от супруги (бывшей супруги) является не просто нарушением принципа равенства супругов, но и реальным необеспечением защитой еще одной социально незащищенной категории населения.
В том случае, когда государство не в состоянии взять на себя бремя содержания нуждающихся лиц, законодателем должна быть рассмотрена возможность возложения обязанности по содержанию нуждающихся граждан на лиц, связанных с ними брачно-семейными отношениями. В случае такой необходимости по отношению к мужу (бывшему мужу) должна быть рассмотрена возможность привлечения к алиментированию супруги (бывшей супруги).
Вместе с тем, необходимо обратить внимание на уже сложившуюся юридическую практику и на то, как правоприменитель решает рассматриваемую проблему.
Так, Пленум Верховного суда Российской Федерации в своем постановлении от 26 декабря 2017 № 56 указывает, что в случае если уход за общим ребенком супругов до достижения им возраста трех лет осуществляет отец ребенка, а мать отстранилась от его воспитания и содержания, то исходя из аналогии закона супруг или бывший супруг могут обратиться в суд с требованием к супруге (бывшей супруге) о предоставлении содержания до достижения ребенком возраста трех лет [2].
Указанное положение свидетельствует о том, что иски о предоставлении алиментов на содержание отцов имеют место в судебной практике, что также свидетельствует о наличии проблемы единоличного воспитания детей до возраста трех лет их отцами, и как следствие, о наличии неблагоприятных последствий в виде отсутствия возможности самостоятельного обеспечения собственного содержания.
Верховный суд Российской Федерации решая вопрос о наличии права мужа (бывшего мужа) на такое требование о предоставлении алиментов, указал на применение аналогии закона, тем самым решив для правоприменителей проблему пробела правового регулирования.
Е. В. Некрасова и Л..Д. Донская справедливо отмечают, что такой правовой институт, как аналогия права, является оперативным средством преодоления пробелов в праве, позволяет праву быть одновременно гибким и стабильным [5]. В тоже время, аналогия закона, используемая в конкретной ситуации, должна быть явлением временным, а вовсе не окончательным решением возникшей проблемы правового регулирования. Судебные решения, в которых применяется институт аналогии, лишь обогащает юридическую практику, которая по своей сути должна становится основой для совершенствования законодательства, а не его заменой.
Все вышеуказанное определяет необходимость создания правовой нормы, способной урегулировать возникшую проблему необеспечения социальной защитой мужей (бывших мужей), воспитывающих детей в одиночку, и как следствие определяет необходимость вмешательства правотворческого органа в решение данной проблемы. В связи с этим хотелось бы предложить следующее изменение статей 89 и 90 СК РФ.
Такое условие требования предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга (бывшего супруга), как нахождение жены (бывшей жены) в периоде беременности и в периоде течения трех лет со дня рождения общего ребенка, заменить на следующих два отдельных условия:
1) нахождение жены (бывшей жены) в периоде беременности;
2) нахождение супруга в периоде течения трех лет со дня рождения общего ребенка при условии воспитания ребенка и ухода за ним таким супругом.
Литература:
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)// СЗ РФ. — 1996. — № 1.
- Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов»// Консультант плюс: Судебная практика.
- «Женщины и мужчины России. 2019» Стас. сб./Росстат. — М. — 2019.
- Идегенова А. А. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов: проблемные вопросы// Вопросы науки и образования. — 2019.
- Некрасова Е. В., Донская Л. Д. Некоторые аспекты применения аналогии в семейном праве// Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернандского/ Юридические науки. — 2016. — Т.2 (68). № 4.
- Соловьева Н. В. Правовое регулирование алиментных обязательств в РФ// Исполнительное право. — 2010. – № 2.