Семья является важнейшим социальным институтом, который содержит принципы культуры и воспитания личности. Забота о детях, их воспитание и развитие это, в первую очередь, ответственность семьи, а внутри семьи — их родителей. С самого рождения родители должны защищать своих детей. В настоящее время положение ребенка обусловлено его беззащитностью, которая обусловлена частичной или полной социальной, физической незрелостью.
Дети — это отдельная и особая группа, нуждающаяся в заботе нашего государства. Как гарант прав и свобод человека, государство не может не беспокоиться о состоянии будущего поколения [4].
В пункте 1 статьи 9 Конвенции о правах ребенка говорится, что государство гарантирует право ребенка не разлучаться со своими родителями вопреки их желанию. Однако существуют исключения, как, например, случаи, когда уполномоченные органы в соответствии с решением суда определяют, что такое разделение необходимо в наилучших интересах несовершеннолетнего [1].
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию, содержанию и защите прав ребенка, является социально значимой проблемой российского общества.
Защита прав детей обеспечивается комплексом мер, одной из которых является лишение родительских прав.
Лишение родительских прав применяется, во-первых, как виновное противоправное поведение, а во-вторых, как принудительное по решению суда прекращение родительского правоотношения, влекущее утрату родителем всех своих прав, основанных на факте родства с ребенком.
Сущность лишения родительских прав заключается в прекращении родительских отношений, но есть и исключения. Нельзя лишить родительских прав в отношении ещё не родившегося ребенка. Основания для применения такой меры разъяснены в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда № 10 [3].
Лишение родительских прав рассматривается как мера семейно-правовой ответственности. Такая мера применяется судом в случае, если родители совершили правонарушение, либо умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей.
В статье 69 Семейного кодекса РФ приведены основания лишения родительских прав. Перечень является исчерпывающим.
Родители могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения своих обязанностей, включая злостное уклонение от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома; злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, осуществляя физическое или психическое насилие над ними; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией, а также совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей [2].
Семейный кодекс РФ направлен на создание и поддержание нормальной семьи с детьми, развитие и воспитание их путем ведения приемлемого для общества образа жизни.
Вопрос о лишении родительских прав рассматривается только в судебном порядке. Обратиться с исковым заявлением может как один из родителей, так и оба родителя. Усыновители, опекуны и попечители, прокурор, органы опеки и попечительства, организации для детей-сирот, на которые возложены обязанности по охране прав ребенка, что предусмотрено пунктом 1 статьи 70 Семейного кодекса РФ, также имеют такое право [2]. При рассмотрении дел о лишении родительских прав обязательным условием является мнение несовершеннолетнего, который достиг возраста десяти лет.
Анализируя материалы судебной практики, можно сказать о том, что бывают случаи, когда органы опеки и попечительства передают суду не акты проверки условий жизни ребенка и лица, претендующего на воспитание, а документы, являющиеся актом обследования жилищно-бытовых условий.
Следует отметить, что выводы органов опеки и попечительства зачастую не мотивированы и содержат только общие фразы, касающиеся жилищных условий. Они не раскрывают характер отношений между родителями и ребенком, не включают указаний на опасность для жизни и здоровья ребенка.
Можно сделать вывод о том, что судьи должны выносить такие определения, в которых вопросы должны быть сформулированы органами опеки и попечительства таким образом, чтобы получить на них конкретные ответы [5]. Такими примерными вопросами могут быть:
- в каком окружении находится ребенок;
- насколько условия воспитания ребенка соответствуют его интересам;
- как относятся родители к ребенку.
В судебной практике существует возможность восстановления родительских прав, основанием для которой может стать изменение поведения родителей, образа жизни и отношения к воспитанию ребенка.
На мой взгляд, суды при рассмотрении данного вопроса должны исходить, прежде всего, из интересов самого ребенка.
Изучив практику дел о восстановлении родительских прав, можно сказать о том, что такие иски поступают в суды редко.
Основанием может являться:
- законность, обоснованность судебных решений о лишении родительских прав;
- усиление принципа приоритета семейного воспитания;
- укрепление семейных ценностей, либо тот факт, что большинство родителей, которые лишены родительских прав, на путь исправления не становятся.
Но в то же время, проблема спада авторитета семьи остается актуальной.
Не стоит забывать, что лишение родительских прав выполняет функцию не только наказания в отношении родителей, но и служит целям защиты прав и интересов ребенка, устранения опасности для его жизни, здоровья, создания предпосылок для надлежащего воспитания [6].
Литература:
- «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
- «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019) [принят Государственной Думой Государственной Думой 08 декабря 1995 года]
- О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1998. — № 7.
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) — ст. 38.
- Цуканова В. И. Некоторые особенности доказывания по делам о лишении родительских прав // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. № 2. С. 23–24.
- [Пчелинцева Л. М. Семейное право России: учебник. 3-е изд., перераб. И доп. М., 2004. С. 345.