Проблемы теории и практики в выдаче заключения гражданину, выразившему желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Святкина, Т. П. Проблемы теории и практики в выдаче заключения гражданину, выразившему желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей / Т. П. Святкина. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/285/14229/ (дата обращения: 17.12.2024).



В современных условиях одним из важнейших направлений социальной политики является эффективное решение проблем семейного и детского неблагополучия. Государством принимаются необходимые меры, направленные на поддержку семьи, защиту прав и интересов несовершеннолетних, оказание помощи детям, которые особо нуждаются в социальной защите со стороны не только государства, но и общества.

Институт опеки и попечительства является гарантом прав и свобод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С принятием части 1 Гражданского Кодекса РФ (далее по тексту — ГК РФ) данный институт перешел из института семейного права в институт гражданского права. Но данные нормы закона не регулировали отношения по опеке и попечительству на федеральном уровне, в основном отношения регулировались региональным законодательством. Принятие в 2008 году Федерального закона «Об опеке и попечительстве» решило многие проблемы, связанные с институтом опеки и попечительства. Законодателем была проведена комплексная реформа государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству, В данном нормативном акте определены задачи, полномочия, права и обязанности органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов и попечителей, правовой режим имущества подопечных, ответственность опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства, прекращение опеки и попечительства, государственная поддержка опеки и попечительства [1].

Данный закон, как и многие нормативные правовые акты, касающиеся сферы защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сыграли немаловажную роль в системе отношений по опеке и попечительству, на развитие института приемной семьи, но, введение отдельных законов имело первоначальную цель — заполнить правовой вакуум регулирования отношений по опеке и попечительству.

Тем не менее, нормативные правовые акты, регулирующие правовые отношения в сфере опеки и попечительства несовершенны, имеется целый ряд как теоретических, так и практических проблем в вопросах применения законодательства об опеке и попечительстве. Так, например, возникает много вопросов при установлении статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, устройство несовершеннолетнего в замещающую семью, требования к кандидатам в приемные родители, защита имущественных прав ребенка, выплаты замещающим семьям, введение ответственности приемного родителя в случае возврата подопечного ребенка, ответственность органов опеки и попечительства и др.

Вследствие изменений законодательства об опеке и попечительства целый ряд аспектов требует нового рассмотрения и дополнительной комплексной разработанности норм закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 утверждены «Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах» [4].

Данными правилами предусмотрен перечень необходимых документов для предоставления гражданином, выразивший желание принять на воспитание несовершеннолетнего, в органы опеки и попечительства:

заявление;

краткая автобиография гражданина, выразившего желание стать опекуном;

справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) указанного лица;

заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;

копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).

справка из ОМВД об отсутствии за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества.

Данные правила не гарантируют защиту прав и интересов несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей от членов семьи гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем) приемному ребенку, так как данным документом не предусмотрена возможность требовать медицинское заключение и справку об отсутствии судимости от всех проживающих, совместно с кандидатом, совершеннолетних членов семьи.

Гражданка Ш. 13.12.2017г. обратилась в органы опеки и попечительства с заявлением с приложением документов о выдаче заключения о возможности быть опекуном. По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления должностными лицами отдела опеки и попечительства 15.12.217г. выдано заключение о невозможности гражданки Ш. быть опекуном (попечителем), обосновав тем, что согласно решению районного суда сын гражданки Ш., 1982 года рождения признан недееспособным, на основании п.1 ст.29 Гражданского кодекса РФ, как гражданин, который вследствие болезни не может понимать значения своих действий или руководить ими, что может негативно отразиться на ребенке, принимаемом в семью.

Данное заключение гражданкой Ш. было обжаловано в прокуратуре. По результатам проверки прокуратура установила, что должностными лицами отдела опеки и попечительства, в нарушение норм законодательства пр выдаче заключения сделана ссылка на проживание совместно с гражданкой Ш. недееспособного лица, однако объективных данных, подтверждающих невозможность совместного проживания с вышеуказанным лицом несовершеннолетнего, принимаемого в семью, не получено, как и не получено данных, подтверждающих, что вследствие болезни указанного недееспособного лица данное обстоятельство будет негативно отражено на ребенке. В связи с тем, что должностные лица отдела опеки и попечительства без подтверждения вышеуказанных обстоятельств приняли решение о невозможности быть опекуном (попечителем) сотрудникам прокуратурой внесено представление об устранении нарушений требований закона об опеке и попечительстве, Семейного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, практика показывает, что необходимо на Федеральном уровне ужесточить требования, предъявляемые не только к гражданам, выразивших желание принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, но и к членам семьи гражданина, а именно гражданин, выразивший желание стать опекуном обязан предоставить в органы опеки и попечительства справки из органов внутренних дел, подтверждающие отсутствие судимости или факта уголовного преследования за преступления, предусмотренные п.1 ст.146 Семейного Кодекса РФ [3] не только на себя, но и на всех совершеннолетних членов его семьи. Кроме того, считаю необходимым в перечень обязательных документов включить и медицинское заключение о состоянии здоровья всех членов семьи.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ.
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017).
  3. Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017).
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 «Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах».
Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, попечительство, опекун, орган опеки, ребенок, Российская Федерация, Гражданский кодекс РФ, должностное лицо отдела опеки, желание, опека.

Похожие статьи

Особенности участия органов опеки и попечительства в делах об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Формирование социально приемлемого поведения у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, проживающих в психоневрологическом интернате

Педагогические условия организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников

Динамика гражданского процессуального законодательства в сфере повышения гарантий реализации прав лиц, в отношении которых рассматривается дело о признании их недееспособными

Прокурорский надзор за исполнением законов о мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части соблюдения прав несовершеннолетних при направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий

Особенности организации взаимодействия детского сада с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях реализации ФГОС ДО

Проблемы реализации обязанности родителя по предоставлению образования несовершеннолетнему

Условия возникновения обязательств вследствие причинения вреда с участием несовершеннолетних граждан

Формы и методы работы социального педагога образовательного учреждения с семьей ребенка-инвалида (из опыта работы социального педагога МБОУ СОШ № 25 города Пятигорска Ставропольского края)

Похожие статьи

Особенности участия органов опеки и попечительства в делах об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Формирование социально приемлемого поведения у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, проживающих в психоневрологическом интернате

Педагогические условия организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников

Динамика гражданского процессуального законодательства в сфере повышения гарантий реализации прав лиц, в отношении которых рассматривается дело о признании их недееспособными

Прокурорский надзор за исполнением законов о мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части соблюдения прав несовершеннолетних при направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий

Особенности организации взаимодействия детского сада с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях реализации ФГОС ДО

Проблемы реализации обязанности родителя по предоставлению образования несовершеннолетнему

Условия возникновения обязательств вследствие причинения вреда с участием несовершеннолетних граждан

Формы и методы работы социального педагога образовательного учреждения с семьей ребенка-инвалида (из опыта работы социального педагога МБОУ СОШ № 25 города Пятигорска Ставропольского края)