Дети в Древнем Риме: появление на свет, раннее воспитание, детские игры и игрушки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №33 (323) август 2020 г.

Дата публикации: 17.08.2020

Статья просмотрена: 2845 раз

Библиографическое описание:

Моргунова, М. С. Дети в Древнем Риме: появление на свет, раннее воспитание, детские игры и игрушки / М. С. Моргунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 33 (323). — С. 72-75. — URL: https://moluch.ru/archive/323/73160/ (дата обращения: 17.12.2024).



Автор рассматривает традиции, связанные с рождением нового члена семьи в Древнем Риме, останавливается на проблеме и судьбе нежеланных детей, рассказывает особенности имянаречения, характеризует игры и игрушки маленьких римлян.

Ключевые слова: Древний Рим, отцовское право, игры и игрушки в Древнем Риме.

Цель супружества в Древнем Риме недвусмысленно описывает фраза «liberorum creandorum causa» — «производить на свет детей».

Браки обычно улаживались отцами и основывались не на чувствах, а на добром согласии и необходимости воспроизводства семьи, особенно если род обладал значительным состоянием. Задача появления новых членов общества была непростой по причине высокой детской смертности: из двух третей детей, выживших в младенчестве, только каждый второй достигал двадцатилетнего возраста. Именно поэтому попытки повысить рождаемость отражались в законодательстве. При императоре Августе были введены штрафы для женщин и мужчин, которые оставались незамужними или по каким-либо причинам не заводили детей. В то время действовал принцип: чем больше детей, тем больше льгот [3; c.103].

Римские семьи часто включали детей от разных родителей, объяснялось это недолгой продолжительностью жизни, и когда муж или жена умирали, другой супруг часто вступал в повторный брак, поэтому иметь сводных братьев или сестер было обычным явлением.

Только рождение желанного ребёнка было настоящим праздником для римлянина. Если семья носила траур, она снимала его, т. к. вновь прибывший должен был утешить в потере того, кто умер. Как и в Древней Греции, существовала традиция вешать венки на входную дверь, оповещая соседей о рождении малыша.

Свое продолжение, однако, получила в Древнем Риме и другая традиция. Так, законных детей римляне именовали словом libery («свободные»), но отец обладал в отношении своих детей «правом жизни и смерти» и мог собственного ребёнка, рожденного им в законном супружестве или признать своим и принять в семью, или же, как в Афинах, приказать умертвить его либо бросить безо всякой помощи. Со временем нравы в Риме смягчились, но «ius vitae ac necis» существовало вплоть до IV века.

С этим жестоким обычаем боролись еще христианские писатели, и Минуций Феликс указывает на него, как на одно из преступлений, которое в языческой среде таковым не почиталось: «Вы иногда выбрасываете ваших сыновей зверям и птицам, а иногда предаете жалостной смерти через удавление» (Octav. 30. 2).

Отказ от воспитания ребёнка был одним из способов сокращения членов семьи. Поскольку каждый ребенок получал равную долю наследства (девушке её часть обычно выдавали в виде приданного), слишком большое число детей приводило к сильному дроблению фамильного имущества [1; c.87]

Существовали и другие причины отказа от ребенка, например бедность. Новорожденных детей нередко убивали, продавали или бросали на произвол судьбы. Формально последнее действие не являлось убийством, однако, если младенца никто не подбирал, он, без сомнения погибал. Скорее всего, от девочек отказывались чаще, чем от мальчиков, потому что сын был более желанным для семьи, но прямых доказательств этому нет. Ребенка, от которого решили отказаться, оставляли обычно просто на улице или в каком-либо общественном месте. Многие из тех детей, которых бросили (или оставили умирать) родители, становились рабами. С 374 года подобный отказ от ребёнка стали считать преступлением, но, несмотря на это подобная практика сразу не исчезла.

Детей с врожденными отклонениями также ждала очень суровая участь — их выбрасывали или топили.

Судя по всему, римляне знали некоторые виды контрацепции, а также некоторые способы прерывания беременности. Подобные действия расценивались, как преступление, только если таким способом отца обманом лишали наследника. В остальных же случаях закон не запрещал избавляться от плода.

Если плод решали сохранить, то роды проходили в присутствии акушерки (реже — врача), которой помогали несколько родственниц женского пола, но муж или другие мужчины при этом не присутствовали. Женщина рожала сидя на специальном стуле, в вертикальном положении.

Новорожденного, которого отец принял в семью, купали, заворачивали в пеленки и укладывали в колыбель. На восьмой день девочке и мальчику на девятый нарекали имя. Здесь необходимо остановиться на некоторых особенностях римского имянаречения.

Римляне гораздо большее значение, чем греки, придавали «фамилиям» — родовым именам, переходящим от поколения к поколению. Что было обусловлено, прежде всего, различиями между полноправными патрицианскими родами и родами плебейскими.

Первоначально римлянин обходился двумя именами: личным (преномен) и родовым («номен гентиле»). В эпоху республики и позднее его стали называть тремя именами: добавилось семейное прозвище (когномен), а иногда человек получал и другое прозвище — индивидуальное. Личных имен в Риме было немного, около двадцати: Авл, Аппий, Гай, Гней, Децим, Луций, Марк, Квинт, Тиберий и др. [4; c.63].

Интересным является тот факт, что небольшое количество римских имен давало возможность в документах, надписях, литературных произведениях обозначать их общепринятыми сокращениями.

Первоначально при внесении молодого римлянина в списки граждан или в иные официальные документы записывали только его личное имя и полное трехчленное имя его отца в родительном падеже. Впоследствии практика изменилась и стали указывать все три имени нового гражданина вместе с именем его отца. Дочерей называли родовым именем отца в женской форме. Отметим, что в раннюю эпоху публичная регистрация младенцев не проводилась. Римлянина вносили в списки граждан, когда он достигал совершеннолетия. Впервые регистрацию новорожденных сделал в Риме обязательной Октавиан Август, установив тридцатидневный срок оповещения властей о появлении на свет нового жителя.

День имянаречения и принятия ребенка в семью (dies lustricus) был настоящим торжеством: собирались близкие, приносилась жертва, очищавшая ребенка и мать, и устраивалось угощение, соответствовавшее достатку родителей [8; c.112].

Малышу преподносили здесь и первые подарки, целью которых была защита ребенка против сглаза и злых духов. Описания разновидностей данных подарков-амулетов и способов их применения можно встретить в источниках. Известно, например, чтобы предотвратить сглаз очень часто дарили черный непрозрачный камень (Pl. XXXVII. 145) или кораллы (Ibid. XXXII. 24).

С самого рождения младенцев начинали пеленать, а для ухода за ними представители практически всех социальных слоёв обычно на один-два года нанимали кормилиц (nutrices). Данную практику поддерживало далеко не всё римское общество.

В старые и старозаветные римские семьи кормилиц не приглашали, новорожденного кормила мать. Так было в доме у Катона (Plut. Cato mai, 20). Фаворин, друг Плутарха и Фронтона, произнес целую речь в защиту обычая, при котором «мать целиком остается матерью своего ребенка… и не разрывает тех уз любви, которые соединяют детей и родителей», поручая ребенка кормилице, «обычно рабыне, чужестранке, злой, безобразной, бесстыдной пьянице» (Gell. XII. 1) [7; c. 151]. На саркофагах с изображениями сцен из детской жизни мы часто увидим мать, кормящую ребенка.

Дети активно участвовали в жизни семьи, присутствовали на домашних банкетах, прислуживали отцу во время религиозных домашних обрядов. Однако основным видом деятельности для римского ребенка до достижения семилетнего возраста была игра.

Игрушки окружали римлянина с первых дней жизни. Для новорожденных, как мальчиков, так и девочек старались делать шумные игрушки, изготовленные из металла или глины. Они были похожи на трещотки (sistrum) и погремушки (crepitaculum) [5; c.151]. Существовало множество видов погремушек — дорогих, сложных, простых. Они не только забавляли ребёнка, но и по представлению древних римлян отгоняли злых духов.

Основным источником для изучения детских игрушек в Древнем Риме служат находки в детских погребениях, обобщив которые, можно сказать, что широкое распространение получили такие игрушки как мячи, кегли и обручи [10; c.218].

Что касается мячей, то они, по всей видимости, имели много названий, которые сегодня достаточно сложно понять. Существовали такие виды мяча ка trigon — мяч для игры втроем; pila — мяч для игры руками; paganica — «деревенский мяч»; follis или folliculum — большой мяч, надутый воздухом или набитый легкими перьями (от него происходит французское слово fol, означающее «шут»).

Среди игрушек маленьких римлян были и волчки, приводимые во вращение веревочкой. Такие волчки имели своё название — кубарь. Эта популярная в Древнем Риме игрушка упоминается Вергилием в «Энеиде»:

Так от ударов бича кубарь бежит и кружится,

Если дети его на дворе запускают просторном;

Букс, гонимый ремнем, по дуге широкой несется,

И, позабыв за игрой обо всем, глядит и дивится

Дружно проворству его толпа простодушных мальчишек,

Пуще стараясь взбодрить кубарь ударами. (VII. 378)

Основной игрушкой девочек была, конечно же, кукла. Уже в римскую эпоху существовали самые настоящие «куклы-барби» (pupae) [2; c.34]. Подобные игрушки были найдены археологами во многих местах, особенно в захоронениях девочек и девушек подростков. Лучшая из находок игрушек этого типа датируется пятидесятыми годами II в. н. э. — это кукла Крепереи Цэифены. Игрушка выполнена из слоновой кости, имеет подвижные конечности. Куклу можно было одевать; кроме того, на ней надето два золотых кольца и, судя по дырочкам в ушах, надевались сережки; к ней прилагалась шкатулка с гребешками и зеркальцами.

Куклы изготовлялись из ряда материалов, включая дерево, терракоту, слоновую кость. Высота кукол составляла в среднем 15–16 см. У каждой куклы головка увенчана модной прической, вырезанной искусной рукой, по которой можно сразу определить период, когда была сделана эта кукла и когда жила её владелица.

С куклами в период античности связан один из обычаев, о котором сообщают многие исследователи. Так, Бери Роусон пишет о том, что в канун свадьбы невеста приносила в жертву богине Венере свои детские игрушки и носившиеся ею до той поры одежды, символизируя тем самым переход к взрослой жизни замужней женщины. На самом деле, из источников только в «Сатирах» Персия, римского поэта I в. н. э., есть упоминание о том, что именно Венере юные невесты отдавали свои детские игрушки (Pers. 2.70) [6; c.60]

Распространённой среди детей была такая забава, как запрягать мелких животных (мышей или кур) в игрушечные повозки или строить домики. Наиболее популярными животными, с которыми позволялось играть маленькому римлянину, были собаки, кролики, ласточки, реже кошки. Иногда животных заменяли игрушечные изображения из глины, а чаще фаянса, более приятного на ощупь. Часто встречаются надгробные стелы, на которых покойный ребенок играет со своим любимцем. Но проследить с какими животными играли дети в Древнем Риме можно не только в изобразительных источниках, Плиний в письме Аттию Клементу перечисляет, что у сына Регула были пони, собаки, соловьи, попугаи и черные дрозды (Plin. IV, 2).

В Древнем Риме не только игрушки, но и игры отличались большим разнообразием. Игра служила средством раннего развития ребёнка — физического и интеллектуального. Так, Квинтилиан считал, что обучение через игру должно культивироваться с раннего возраста. В труде «О воспитании оратора» он утверждает, что учение до семилетнего возраста должно быть для ребёнка забавою, пусть ребенок играет (lusus hie sit) (Quint. I, 20).

В помещении дети играли в настольные игры, вне дома — в прятки, лапту и другие подвижные игры. Большинство детей, однако, не располагало долгим временем для игр. В бедных семьях дети помогали на ферме или выполняли другие домашние обязанности, начиная с раннего детства.

Излюбленная игра в мяч была сродни греческой «басилинде». Тот, кто выигрывал, получал почетный титул «царя», о чем напоминает в своем послании Гораций Меценату: «…За игрою твердят мальчуганы: «Будешь царем, коли правильно бьешь» (Hor. Ep. I, 1, 59–60).

Существовали игры, направленные на развитие меткости: ребята должны по очереди издалека кидать орехи, стараясь разбить сложенные из орехов же пирамидки. Играли дети и в костяшки: кости должны были иметь элемент азартных игр, которые были популярными во взрослом римском обществе. Например, дети играли в чет или нечет, подбрасывали в вверх динарии с головой Януса на одной стороне и кораблем на другой, кричали, стараясь угадать «голова» или «корабль», причем выигрывал тот, кто угадал верно; проигравший подставлял бедро, а выигравший бил по нему [9; c.17]. Существовали также злые, подчас жестокие игры: уже в Древнем Риме любили прикреплять или приклеивать монету на дороге, с радостью наблюдая, как прохожий, согнувшись, безуспешно пытается ее поднять.

Сцены играющих детей часты, как на фресках, так и на саркофагах, в римском искусстве с первого по третий век. Чаще всего на изображениях присутствуют мальчики, представленные в одиночку или группами. Они держат костяшки, они боксируют и борются, бросают шарики и орехи, крутят обручи и катаются на телегах.

Древнеримские мальчики также предпочитали играть «в войну», о чем говорят найденные в огромном количестве деревянные мечи, щиты и лошадки.

Итак, рождение желанного ребенка было для римлянина праздником. И здесь представляется возможным провести аналогии с Древней Грецией — торжественный обряд принятия ребёнка в семью был очень схожим. Объединяет греко-римский мир и безраздельная власть отца, имеющего полное право распоряжаться судьбой новорожденного. Как и на территории Эллады в Риме существовало три способа избавления от нежеланных детей.

Мы выяснили, что дети, которых миновала суровая участь, проходили обряд очищения и имянаречения, становясь полноценными членами своего рода.

Дальнейшая их жизнь была беззаботной и проходила в играх и развлечениях. Основными источниками о древнеримских играх и игрушках служат археологические находки, изображения на фресках, сосудах, саркофагах, а также упоминания в текстах некоторых античных авторов. Дети играли в кости, орехи, прятки, лапту, подбрасывали монетку и следили, какой стороной она упадет. Излюбленным развлечением были всевозможные игры с мячом. Часто дети играли с животными или их фигурками. Основной игрушкой девочек, как и в наше время, была кукла.

Литература:

  1. Адкинс, Л. Древний Рим / Л. Адкинс, Р. Адкинс. — М., 2009. — 527 с.
  2. Анджела, А. Один день в Древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы / А. Анджела. — М., 2010. — 480 с. — URL:http://royallib.com/read/andgela_alberto/odin_den_v_drevnem_rime_povsed (дата обращения: 01.08. 2020).
  3. Буассье, Г. Картины древнеримской жизни. Очерки общественного настроения времен цезарей / Г. Буссье. — СПб: Полигон, 1914. — 269 с.
  4. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. — М.: Высшая школа, 1988–496 с.
  5. Гуревич, Д., Рапсат Шарлье, М.-Т. Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме / Д. Гуревич, М.-Т. Рапсат Шарлье. — М., 2006. — 272 с.
  6. Литовченко, Е. В. К вопросу о свадебной церемонии в письмах Сидония: некоторые аспекты ритуала / Е. В. Литовченко // Научные ведомости БелГУ. Серия: История, политология. — 2016. — № 22 (243). — Вып. 40. — С.56–61.
  7. Сергеенко, М. Е. Жизнь Древнего Рима / М. Е. Сергеенко. — СПб: Летний сад, 2000. — 368 с.
  8. Dixon, S. Childhood, class and kin in the Roman world / S. Dixon. — London: Taylor & Francis e-Library, 2005. — 282 p.
  9. Matz, D. Daily life of the Ancient Romans / D. Matz. — London: The Greenwood Press, 2002. — 165 p.
  10. Rawson B. Children and childhood in Roman Italy / B. Rawson. — New York: Oxford Univercity Press, 2003. — 419 p.
Основные термины (генерируются автоматически): Древний Рим, ребенок, игра, игрушка, Рим, кукла, семья, Древняя Греция, желанный ребенок, семилетний возраст.


Ключевые слова

Древний Рим, отцовское право, игры и игрушки в Древнем Риме

Похожие статьи

Обустройство детского быта в Древней Греции: сведения о детских комнатах, одежде и игрушках

В статье автор рассматривает особенности детского быта в Древней Греции.

Возрастные аспекты развития первоклассников в контексте адаптационных механизмов

В статье автор раскрывает возрастные особенности учащихся начальных классов, влияющие на успешность адаптации к началу школьного обучения.

Образ будущего ребенка у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена исследованию образа будущего ребенка у детей младшего дошкольного возраста. Рассматриваются особенности формирования образа будущего ребенка в 4–5-летнем возрасте. Приводятся примеры интерпретации детских рисунков и предлагается моди...

Образ идеальной женщины в императорской семье в поздневизантийский период

В данном исследовании рассматривается конструирование образа идеальной женщины в императорской семье в поздневизантийский период (образ действий, мысли, манеры, внешний вид) на основании «Истории» Акрополита Георгия и «Истории ромеев» Никифора Григор...

Особенности психического развития детей в неполных семьях

В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы воспитания детей в неполных семьях, изучены социально-психологические особенности адаптации и психического развития детей, воспитывающихся в неполных семьях.

Развитие морально-этической ориентации младшего школьника

В статье предприняты попытки анализа развития морально-этической ориентации младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности. Автор рассматривает влияние семьи на младшего школьника, начиная от времён Древней Спарты, заканчивая 21 веком.

Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка

В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекоменда...

Особенности социального развития детей раннего возраста, занимающихся по педагогической системе Марии Монтессори

В статье анализируются вопросы социального развития детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Рассматривается педагогическая система Марии Монтессори, как инструмент для развития социальных навыков детей раннего возраста.

Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи

В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Осознанное родительство в молодой семье

Историю развития отношений между детьми и родителями принято делить на два периода: до восемнадцатого века, когда индивидуальное родительство не представляло собой социальный институт, а детей не замечали и часто бросали; и после восемнадцатого века,...

Похожие статьи

Обустройство детского быта в Древней Греции: сведения о детских комнатах, одежде и игрушках

В статье автор рассматривает особенности детского быта в Древней Греции.

Возрастные аспекты развития первоклассников в контексте адаптационных механизмов

В статье автор раскрывает возрастные особенности учащихся начальных классов, влияющие на успешность адаптации к началу школьного обучения.

Образ будущего ребенка у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена исследованию образа будущего ребенка у детей младшего дошкольного возраста. Рассматриваются особенности формирования образа будущего ребенка в 4–5-летнем возрасте. Приводятся примеры интерпретации детских рисунков и предлагается моди...

Образ идеальной женщины в императорской семье в поздневизантийский период

В данном исследовании рассматривается конструирование образа идеальной женщины в императорской семье в поздневизантийский период (образ действий, мысли, манеры, внешний вид) на основании «Истории» Акрополита Георгия и «Истории ромеев» Никифора Григор...

Особенности психического развития детей в неполных семьях

В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы воспитания детей в неполных семьях, изучены социально-психологические особенности адаптации и психического развития детей, воспитывающихся в неполных семьях.

Развитие морально-этической ориентации младшего школьника

В статье предприняты попытки анализа развития морально-этической ориентации младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности. Автор рассматривает влияние семьи на младшего школьника, начиная от времён Древней Спарты, заканчивая 21 веком.

Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка

В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекоменда...

Особенности социального развития детей раннего возраста, занимающихся по педагогической системе Марии Монтессори

В статье анализируются вопросы социального развития детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Рассматривается педагогическая система Марии Монтессори, как инструмент для развития социальных навыков детей раннего возраста.

Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи

В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Осознанное родительство в молодой семье

Историю развития отношений между детьми и родителями принято делить на два периода: до восемнадцатого века, когда индивидуальное родительство не представляло собой социальный институт, а детей не замечали и часто бросали; и после восемнадцатого века,...

Задать вопрос