Осознанное родительство в молодой семье | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мазур, Д. Н. Осознанное родительство в молодой семье / Д. Н. Мазур. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14954/ (дата обращения: 16.12.2024).



Историю развития отношений между детьми и родителями принято делить на два периода: до восемнадцатого века, когда индивидуальное родительство не представляло собой социальный институт, а детей не замечали и часто бросали; и после восемнадцатого века, когда с изменением роли детей в социуме модель семьи постепенно трансформировалась в детоцентричную [2]. Неотъемлемой частью детоцентрической семьи является — осознанное родительство. В данной статье раскрывается сущность понятия осознанного родительства, а также основные способы формирования осознанного родительства в молодых семьях.

Ключевые слова: родитель, родительское поведение, осознанное родительство, материнская школа.

Проведя анализ психологической литературы по данному вопросу, можно отметить, что общего для всех авторов толкования понятия «родительство» не определено.

Как отмечает Т. В. Короткова, существуют следующие подходы к вопросу феномена родительства:

1) дуальный подход, в рамках данного подхода родительство представляет собой целостный феномен в контексте отношений между матерью и детьми, с другой стороны, родительство является самостоятельным явлением, ядро которого заключается в личностях матери либо отца (такой подход отмечен у таких авторов как Ю. Е. Скромная, Т. А. Гуреева, Г. Г. Филиппова);

2) культурно-исторический подход заключается в том, что модель семьи и семейного воспитания, семейные ценности, которые отмечаются в определенной культуре, оказывают значительное влияние на действия отцов и матерей и на их переживания (такой подход отмечен у Л. С. Выготского и т. д.);

3) биологический подход включает в себя комбинированные исследования, в которых существенная роль отведена эволюционным особенностям формирования и развития мотивационных, физиологических и поведенческих механизмов осуществления материнства;

4) в рамках этологического подхода считается, поведение родителей это более сложно устроенный с психической точки зрения и видоизмененный под действием культурных норм вариант животного поведения, которое направленно на формирование необходимых условий для полноценного развития потомства (такой подход отмечен в работах Д. Хьюбелта Дж. Митчелла, Д. Визела, Н. Тинбергена, Г. Харлоу, др.);

5) культурно-антропологический подход считает родительство как феноменом, который детерминирован культурой, изменен под воздействием факторов динамики истории и который находится под воздействием социально-экономических факторов. Отцовство считается одной из перспектив для реализации человека как личности в общественном пространстве (такой подход отмечен в работах О. Бединтера, Дж. Алена, С. Фарейстона, С. Д. Бовуара);

6) психоаналитический подход рассматривает феномен родительства в плоскости взаимодействия детей со своими родителями. Сторонники данного подхода отдают ведущую роль фигуре матери. Фигура же отца исследуется в контексте вопросов, которые связаны с эдиповой стадией развития детей, на данную стадию приходится возраст детей до поступления в школу, согласно периодизации развития детей в психоаналитике;

7) с точки зрения феноменологического подхода для исследователей интерес представляют родительские функции, специфика родительского поведения, их установки и переживания, предполагаемые ожидания. Исследователи выделяют типы и стили, характерные для поведения родителей, особенности их отношения к детям, родительские позиции;

8) с точки зрения онтогенетического подхода следует, что не только социальный статус человека и его культура определяет особенности родительского поведения, но и зависит от собственной истории развития психических процессов человека до и после рождения [3].

По мнению И. В. Братусь, «осознанное отцовство может быть определено как совокупность родительских качеств, чувств, знаний и навыков, касающихся воспитания, развития ребенка с целью обеспечения процесса формирования здоровой и зрелой личности».

Осознанное родительство включает в себя такие составляющие части, как: ценностные ориентации родителей ребенка (ценности семьи); ожидания и установки родителей; отношение родителей к своим детям; их чувства и позиции; стиль воспитания в семье и позиции родителей по отношению к детям.

По Р. В. Овчаровой, каждый из представленных составляющих осознанного родительства включает в себя три компонента, а именно: когнитивную составляющую, выражающуюся в знаниях родителей, эмоции родителей (их чувства, точки зрения, суждения) и компонент поведенческий (умения родителей, их действия и навыки).

Осознанное родительство включает в себя такие компоненты как:

− осознание родителем существующих в обществе ценностей семьи, родительских ожиданий и установок, чувств и отношения родителей к детям, родительского стиля воспитания;

− понимание родителем себя, своих родительских реакций, мотивов своего поведения, осознание человеком, имеющим детей, своей родительской составляющей;

− понимание одним из супругов своего партнера, и особенностей его родительских реакций, осознание единства родительства, а не только ролей матери или отца по отдельности;

− сформированность, постоянность и комплиментарность составляющих в психологической интегральной структуре феномена родительства [1].

Для развития у семей осознанного родительства огромным значением обладает его когнитивный компонент. Ценности семейного воспитания выделяются исследователями как определенная устойчивость ценностей личности родителя.

К числу традиционных ценностей семьи относят: заключение брака, процессы рождения и воспитания в семьях детей, многодетность семей, понимание родительства как своей самореализации, высокая престижность статусов матери и отца.

Моделью для успешного развития позитивной позиции к своему статусу родителя может быть материнская школа. В рамках материнской школы осуществляется поддержка педагогами семьи и их детей от самого рождения, в рамках данной модели формируются необходимые условия для того, чтобы можно было реализовать на практике систему «педагоги − родители − дети». В рамках такой модели проводится целенаправленная, профессиональная и систематическая деятельность по оказанию помощи разными специалистами в развитии у молодых родителей навыков и умений воспитательной деятельности. Родители в рамках такой модели могут быть в группе материнской школы вместе со своими детьми, производить наблюдение за переходом своих детей в общество взрослых и сверстников, развивать свои навыки родителя в формировании и становлении личности своих детей.

Главным условием для реализации на практике модели материнской школы является грамотная организация в ней предметно-развивающей среды. Так совместное нахождение детей и родителей в такой школе должно осуществляться в специально для этого оборудованных помещениях (необходимо наличие там удобной и уютной мебели для детей и родителей, библиотеки с воспитательной литературой для молодых родителей, с разного рода дидактическими материалами, и игрушками для организации совместных игр с детьми). Необходимы игровые материалы, которые подбираются с учетом возможностей и имеющихся интересов у детей, а также иные комнаты: это могут быть зал музыки, спортивный зал, игровая площадка, бассейн и т. д.

Так, акцент в рамках модели материнской школы необходимо делать на развитие педагогической компетентности родителей через осознание ими всей важности в формировании личности ребенка их любви как родителя и установления в отношениях со своими детьми доверия, формирование положительного эмоционального фона, который поможет поддерживать дружественную и спокойную обстановку в семье.

К работе с детьми и молодыми родителями необходимо привлекать профессиональных педагогов-психологов, воспитателей, руководителей физического воспитания, музыкальных руководителей, медицинских и иных работников.

Еще один способ формирования ответственного родительства в молодых семьях это педагогический патронаж, он представляет собой систему обслуживания педагогом детей от самого их рождения, а также их родителей в домашних условиях, может проводиться по запросу самих родителей, в рамках патронажа педагогом оказывается профессиональная практическая помощь родителям в воспитании ребенка. Его главная цель заключается в повышении общего уровня родительской педагогической культуры, формировании у родителей чувства ответственности и общей их заинтересованности в воспитании своих детей, формировании благоприятных условий для развития личности детей. Основная специфика такой патронажной деятельности заключается в интеграции усилий всех его участников в формировании детской личности [1].

Еще один способ формирования осознанного родительства это организация для молодых семей консультативного пункта. Главной целью такой профессиональной консультативной помощи считается дача педагогической профессиональной консультации по тому либо иному интересующему вопросу молодым родителям по развитию их детей.

Формированию осознанного родительства также способствуют организованные специалистами совместные занятия родителей и детей (ребенок — родитель — педагог), их проводят с целью налаживания взаимодействия между членами семьи и поддержки детей в их развитии.

Такие занятия как правило включают в себя:

− организованную совместную работу триады «педагог — родитель — ребенок» (специалист организует и непосредственно проводит мероприятие, родители вместе со своими детьми решают поставленные перед ними задачи, родители поощряют действия своих детей, организуются выставки совместных работ);

− самостоятельную деятельность детей (специалисты и родители дают детям возможность по своему усмотрению выбрать себе игру, могут включаться в нее, если возникает такая необходимость);

− совместную деятельность диады «родитель — ребенок» (в этом случае родители активно взаимодействуют со своими детьми, оказывают им помощь, стараются вызвать у детей эмоциональные переживания и сформировать у них желание подражать взрослым).

Таким образом, необходимо оказывать профессиональное содействие в формировании осознанного родительства в молодых семьях, приобщать родителей к психологической и педагогической культуре, повышать педагогическую компетентность родителей.

Литература:

1. Альшанская Е., Арчакова Т. Профилактика отказа от новорожденных: как уберечь малышей? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.deti.ria.ru.

2. Боровик В. Г. Охрана прав детей, оставшихся без попечения родителей // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2017. — № 8. — С. 67–74.

3. Короткова Т. Сироты под защитой // Социальная защита. — 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, материнская школа, подход, родительское поведение, семья, формирование, восемнадцатый век, педагогическая компетентность родителей, семейное воспитание.

Похожие статьи

Технологии работы психолога с отцами как одно из направлений развития школы осознанного родительства

Данная статья посвящена рассмотрению способов работы детского и семейного психолога с родителями и теми, кто собирается ими стать, по теме «Отцовство».

Влияние раннего опыта отношений привязанности с матерью на формирование личности и особенности построения социальных взаимоотношений взрослого человека

В данной статье раскрывается вопрос влияния раннего опыта отношений привязанности в диаде мать-ребенок на формирование личности и особенности построения социальных взаимоотношений взрослого человека. Рассматривается зависимость развития коммуникатив...

Влияние семьи на формирование характера ребёнка

Представлен анализ влияния различных аспектов внутрисемейного взаимодействия на формирование личности ребёнка. Показано, что формирование полноценной личности, особенно в современных условиях, возможно только при активном участии взрослых членов семь...

Феномен неполной материнской семьи и проблемы ее функционирования

В данной статье были рассмотрены основные аспекты воспитания в неполной материнской семье, особенности функционирования семьи с одиноко воспитывающей матерью, а также психологические особенности взаимоотношений женщины с ребенком в целом и одинокой м...

Созависимость и контрзависимость в период взрослости при разных типах привязанности к близким людям

В настоящее время большинством представителей психологических направлений признается фундаментальность роли характера установившихся в раннем детстве отношений ребенка и родителя в контексте успешности построения всей его последующей жизни. Так, от т...

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Психологическая готовность детей к школьному обучению

Одной из основных проблем детского развития является проблема вхождения детей в образовательную деятельность. Психологический кризис первого года школьной жизни, — по-видимому, один из не многих кризисов психологического развития детей, когда формаль...

Проблематика воспитания ребёнка как самостоятельной личности в условиях влияния детоцентризма

В статье автор пытается определить современные проблемы воспитания детей, а также найти пути решения проблемы излишнего детоцентризма, чтобы нынешнее поколение подходило к образованию детей более осознанно и ответственно.

Особенности психологического благополучия детей младшего школьного возраста

Актуальность заключается в том, что психологическое благополучие детей определяет высокий статус дальнейшего личностного развития и функционирования, в то время как существует недостаток теоретических и эмпирических исследований по конкретным вопроса...

Институт восстановления родительских прав: современное состояние и ретроспектива развития

В статье автор исследует институт восстановления родительских прав, а также ретроспективу развития законодательства в данной области. Ребенок имеет право на воспитание в семье, это одно из главных его прав. Законодатель не уточняет, в какой именно се...

Похожие статьи

Технологии работы психолога с отцами как одно из направлений развития школы осознанного родительства

Данная статья посвящена рассмотрению способов работы детского и семейного психолога с родителями и теми, кто собирается ими стать, по теме «Отцовство».

Влияние раннего опыта отношений привязанности с матерью на формирование личности и особенности построения социальных взаимоотношений взрослого человека

В данной статье раскрывается вопрос влияния раннего опыта отношений привязанности в диаде мать-ребенок на формирование личности и особенности построения социальных взаимоотношений взрослого человека. Рассматривается зависимость развития коммуникатив...

Влияние семьи на формирование характера ребёнка

Представлен анализ влияния различных аспектов внутрисемейного взаимодействия на формирование личности ребёнка. Показано, что формирование полноценной личности, особенно в современных условиях, возможно только при активном участии взрослых членов семь...

Феномен неполной материнской семьи и проблемы ее функционирования

В данной статье были рассмотрены основные аспекты воспитания в неполной материнской семье, особенности функционирования семьи с одиноко воспитывающей матерью, а также психологические особенности взаимоотношений женщины с ребенком в целом и одинокой м...

Созависимость и контрзависимость в период взрослости при разных типах привязанности к близким людям

В настоящее время большинством представителей психологических направлений признается фундаментальность роли характера установившихся в раннем детстве отношений ребенка и родителя в контексте успешности построения всей его последующей жизни. Так, от т...

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Психологическая готовность детей к школьному обучению

Одной из основных проблем детского развития является проблема вхождения детей в образовательную деятельность. Психологический кризис первого года школьной жизни, — по-видимому, один из не многих кризисов психологического развития детей, когда формаль...

Проблематика воспитания ребёнка как самостоятельной личности в условиях влияния детоцентризма

В статье автор пытается определить современные проблемы воспитания детей, а также найти пути решения проблемы излишнего детоцентризма, чтобы нынешнее поколение подходило к образованию детей более осознанно и ответственно.

Особенности психологического благополучия детей младшего школьного возраста

Актуальность заключается в том, что психологическое благополучие детей определяет высокий статус дальнейшего личностного развития и функционирования, в то время как существует недостаток теоретических и эмпирических исследований по конкретным вопроса...

Институт восстановления родительских прав: современное состояние и ретроспектива развития

В статье автор исследует институт восстановления родительских прав, а также ретроспективу развития законодательства в данной области. Ребенок имеет право на воспитание в семье, это одно из главных его прав. Законодатель не уточняет, в какой именно се...