Развитие морально-этической ориентации младшего школьника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 25.12.2019

Статья просмотрена: 1472 раза

Библиографическое описание:

Лупандина, Е. А. Развитие морально-этической ориентации младшего школьника / Е. А. Лупандина, Н. В. Кожина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 274-277. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65684/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье предприняты попытки анализа развития морально-этической ориентации младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности. Автор рассматривает влияние семьи на младшего школьника, начиная от времён Древней Спарты, заканчивая 21 веком.

Ключевые слова: развитие, морально-этическая ориентация, младший школьник.

В настоящее время в обществе есть такой запрос: новый его член должен вырасти умным, коммуникабельным, вежливым и компетентным. Данную задачу выполняют все сферы общества: духовная, политическая, экономическая и социальная. Большая часть выполнения этой задачи отводится социальной сфере.

Маленький человек и социальная сфера связаны между собой. Эта связь происходит через семью, его ближайшее окружение — это сверстники, родственники, школа.

Маленький человек растёт и становится школьником. Школа становится его вторым домом. Здесь наравне с семьёй закладываются в него различные качества: умение размышлять, общаться с внешним миром, быть вежливым и компетентным.

Сфера образования справляется с данным запросом общества и требованием к личностным качествам. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) описан системно-деятельностный подход, предполагающий воспитание и развитие личности, отвечающий требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества [7; C.7].

Опишем, в чём же заключается сущность и особенности морально-этической ориентации младшего школьника. Для этого определим значения следующих понятий: «мораль», «этика», «нравственность», «морально-этическая ориентация».

Мораль — слово, которое переводится с латинского языка и обозначает такие нормы поведения, когда человек может различать добро и зло, ведет себя совестливо по отношению к другим людям. Мораль — форма общественного сознания, вид человеческой деятельности и человеческих отношений, важный способ регуляции поведения человека в обществе, складывается из принципов, норм, правил, оценок, которыми человек руководствуется в своем поведении [8].

Этика (от греч. «ēthos») — это нрав, логово, дом, характер, темперамент, обычай. У Гомера слово «ēthos» обозначает местопребывание, совместное проживание. У Гераклита этим словом обозначено «образ жизни», образец. Он употребляет этот термин, говоря об этосе человека. Слово «ēthos» Гераклит понимает как характер, темперамент [10]. В 4 веке до нашей н. э. Аристотель термином «ēthos» обозначил добродетели человека, проявляющиеся в его поведении. Они делают его совершенным: мужественным, умеренным, мудрым, справедливым, благоразумным, честным. А «этикой» он называл науку об этих качествах. Этика — это теория нравственности, обозначающая совокупность добродетелей, а также область знаний о них.

Нравственность — это совокупность норм, которые определяют поведение человека. Слово «нравственность» обычно не употребляется там, где речь идет о негативной оценке поведения, а слово «мораль» более нейтрально по отношению к такой оценке: можно сказать, «человеконенавистническая мораль фашизма», но не «человеконенавистническая нравственность». Некоторые авторы предлагают понимать под моралью нормы, а под нравственностью — степень их соблюдения. Однако такое различие не стало общепринятым [5; С. 103].

Под морально-этической ориентацией понимают знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение, на основе понимания их социальной необходимости [11].

Морально-этическая ориентация — это представление себя в обществе и собственных установок, умение выделять для себя моральные аспекты в жизненных ситуациях. Развитие морально-этической ориентации приводит к тому, что уровень, по которому мы определяем развитость ее у ученика, повышается на целый критерий. Если этого не происходит, значит нужно подбирать усиленные методики для развития морально-этической ориентации.

Знание основных моральных норм у младшего школьника появляется не сразу. Это зависит и от возрастных особенностей: заложено ли в понимании то или иное моральное понятие. Но не менее серьёзный труд, чем школа, должна вносить семья в воспитание ребенка. Именно в семье закладываются основы, из которых будет развиваться морально-этическая ориентация младшего школьника.

Итак, описанные выше понятия дают нам определить, каков же должен быть образ идеального младшего школьника, у которого сформирована на высшем уровне морально-этическая ориентация.

В качестве примера рассмотрим семьи и их детей в разные временные периоды.

Период существования Древней Спарты: XI век до н. э. — 146 год до н. э. Спартанская семья — воинственная семья, люди-воины. Ребенок, растущий в такой семье, приобретает и соответствующие моральные качества. Его морально-этической ориентация имеет основание мужества, выносливости и готовности к воинским обязанностям [1].

Рассмотрим семейное воспитание в России в 19 веке. Филина А. И. в статье «Особенности воспитания в дворянских семьях XVIII-XIX века» пишет: «Детством, как мы уже упоминали выше, считался период до 7 лет. Дворянину не подобало выражать свои эмоции, он должен был вести себя статно, смиренно, поэтому ребёнок до 7 лет и не считался полноценным носителем дворянского статуса. «Семьёй» для ребёнка становились учебные заведения, военные училища, пансионы, лицеи. Это можно аргументировать тем, что главным долгом любого дворянина было служение обществу. Семья являлась одной из ступеней такого служения, поэтому личные нужды и пристрастия стояли ниже семейных, личность в сравнений с семьей находилась на порядок ниже [9]».

Опишем влияние семьи на морально-этическую ориентацию младшего школьника в 20 веке. Во времена СССР существовали «советские» семьи, в которых были единые правила и подчинение власти народа не было необсуждаемо. Морально-этические ценности таких семей подкреплялись лозунгами, актуальными в 20 век, в период советской власти. Дети в таких семьях вырастали с ориентацией и целью в жизни на «светлое будущее». Известный педагог Макаренко А. С. писал о воспитании детей: «Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы» [3].

В настоящее время существуют свои морально-этические ориентации младшего школьника. Прибегнем к истории психолого-педагогических исследований и приведем пример ученых, занимавшихся изучением морально-этической ориентации младшего школьника.

Изучением морально-этической ориентации и нравственности младшего школьника занимались такие ученые как Э. Туриэль и Л. Колберг. Они разрабатывали методики и диагностики, с помощью которых можно измерить уровень сформированности моральных и этических качеств младшего школьника.

Рассмотрим разработанную Л. Колбергом методику оценки уровня морального развития младшего школьника. Суть этой методики заключается в том, что она предназначена для оценки уровня морального развития младшего школьника. Л. Колбергом было выделено 9 дилемм [4; с. 65]. Когда оцениваются эти дилеммы, в них можно встретить нормы морали и права, моральные ценности. Но специфика этого метода состоит в том, что описанные Л. Колбергом дилеммы не носят нравственного характера, скорее наоборот. В их описании мы встречаем воровство, ложь. Автор методики создал резкий контраст между тем, как хорошо делать, а как нет. И поэтому детям предлагается после прочтения учителем этих дилемм, ответить на вопросы, тем самым выявить тот уровень развития морального сознания.

Существует еще одна методика определения уровня развития морально-этической ориентации младшего школьника. Эта методика называется «Оцени поступок», по Э. Туриэлю в модификации Е. А. Кургановой и О. А. Карабановой. С помощью данной методики можно выявить дифференциацию конвенциональных и моральных норм [6].

Выбор методов для развития морально-этической ориентации стоит делать с опорой на то, что у младшего школьника ещё мало жизненного опыта.

Традиционные методы нравственно-этического воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания [9; С. 5].

В настоящее время с помощью различных методик учителями, также студентами проводятся диагностические исследования. Данные исследования зачастую показывают средний или низкий уровень сформированности и развития морально-этической ориентации школьника. Чтобы разрешить эту проблему нужно прилагать для этого больше усилий.

Учитель должен учитывать возраст детей при подборе методик, так как нормативно-возрастные показатели развития должны формироваться в процессе начального образования.

В рассмотренные временные эпохи воспитание сильно отличалось друг от друга, но понятия морали и нравственности всегда сохраняли свой смысл.

В качестве вывода следует сказать, что семья и школа должна стараться оградить младшего школьника от негативных влияний извне. Привить мудрость и научить мыслить самостоятельно и разумно. Тогда развитие морально-этической ориентации будет протекать без сбоев и осложнений.

Литература:

  1. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. — Перевод с польского. — М.: // Высшая школа, 2011. — 495 с.
  2. Лупандина Е. А., Савина В. Ю. Формирование гражданской идентичности учащихся в процессе изучения курса «ОРКСЭ» в начальной школе. Оренбург: 2018. т. 8 № 11. С. 842–848.
  3. Макаренко А. С. «Лекции о воспитании детей» [Электронный ресурс], — http://itexst.net.
  4. Михайлова Е. В. Психологические основы формирования нравственных ценностей у младших школьников [Текст] / Е. В. Михайлова // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2007. — № 1. — 75с.
  5. Ожегов С. И. Толковый словарь Ожегова: [Электронный ресурс] / С. И. Ожегов. Электрон. дан. -Режим доступа к дан.: http://slovarozhegova.ru/. -(Дата обращения: 12.03.19).
  6. Туриэль Э. Дифференциация конвенциональных и моральных норм / В модификации Е. А. Кургановой, О. А. Карабановой. Анкета «Оцени поступок». 2004 г.
  7. Ушаков Д. Н. Толковый словарь Ушакова: [Электронный ресурс] / Д. Н. Ушаков. Электрон. дан. –Режим доступа к дан.: http://ushakovdictionary.ru/. (Дата обращения: 12.03.19).
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. -3-е изд. -М.: Просвещение, 2016. -31 с. (Стандарты второго поколения).
  9. Филина А. И. Особенности воспитания в дворянских семьях XVIII — XIX века // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/16739.
  10. Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже / Флейвелл Дж.-М.: Просвещение,1967. -623 с.
  11. Шилова, М. И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3. -40 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьник, морально-этическая ориентация, семья, XVIII-XIX, влияние семьи, Древняя Спарта, маленький человек, моральное развитие, нравственное качество личности, социальная сфера.


Похожие статьи

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

Проблемы диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе

В статье рассматриваются теоретический и практический аспекты организации процессов диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе.

Влияние родительского отношения на эмоционально-личностное развитие ребёнка в дошкольном возрасте

В статье рассмотрено влияние стиля родительского отношения на особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребёнка

В статье рассматривается влияние стиля семейного воспитания на особенности эмоционального развития детей подросткового возраста. Представлены результаты исследования стилей семейного воспитания и особенностей эмоционального развития детей подростково...

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Возрастные аспекты развития первоклассников в контексте адаптационных механизмов

В статье автор раскрывает возрастные особенности учащихся начальных классов, влияющие на успешность адаптации к началу школьного обучения.

Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье автор пытается показать возможности театрализованной деятельности для развития коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития.

Современное состояние изучения проблемы саморегуляции учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры

В статье автор пытается определить актуальность саморегуляции учащихся младшего школьного возраста.

Анализ феномена взаимодействия матерей с детьми младшего школьного возраста

В статье автор анализирует влияние родительского отношения матери на формирование личности младшего школьника.

Особенности проявления ответственности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития у младших школьников ответственности и представлений о ней.

Похожие статьи

К проблеме формирования личности в юношеском возрасте

В статье проанализирована проблема формирования личности в юношеском возрасте. Представлены положительные и отрицательные стороны развития личности старшеклассника в зависимости от школьного воспитания. Предпринята попытка разработки рекомендаций для...

Проблемы диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе

В статье рассматриваются теоретический и практический аспекты организации процессов диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе.

Влияние родительского отношения на эмоционально-личностное развитие ребёнка в дошкольном возрасте

В статье рассмотрено влияние стиля родительского отношения на особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребёнка

В статье рассматривается влияние стиля семейного воспитания на особенности эмоционального развития детей подросткового возраста. Представлены результаты исследования стилей семейного воспитания и особенностей эмоционального развития детей подростково...

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Возрастные аспекты развития первоклассников в контексте адаптационных механизмов

В статье автор раскрывает возрастные особенности учащихся начальных классов, влияющие на успешность адаптации к началу школьного обучения.

Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье автор пытается показать возможности театрализованной деятельности для развития коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития.

Современное состояние изучения проблемы саморегуляции учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры

В статье автор пытается определить актуальность саморегуляции учащихся младшего школьного возраста.

Анализ феномена взаимодействия матерей с детьми младшего школьного возраста

В статье автор анализирует влияние родительского отношения матери на формирование личности младшего школьника.

Особенности проявления ответственности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития у младших школьников ответственности и представлений о ней.

Задать вопрос