В утвержденных Министерством образования и науки РФ федеральных государственных образовательных стандартах формулируются требования, обязательные для реализации основной образовательной программы общего образования и направленные на обеспечение доступности получения качественного общего образования. В рамках этих требований прописана необходимость оснащения образовательной организации электронными ресурсами, в том числе электронными медиаресурсами и указывается возможность и необходимость использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе вместе (или вместо) печатных ресурсов.
Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет больше возможностей для организации образовательного процесса и может использоваться в качестве не только источника информации, но и инструмента для выполнения практических, лабораторных работ, письменных заданий, наблюдения за различными процессами и пр. Преподаватели физики эффективно используют в своей деятельности в 7–11-х классах следующие интерактивные учебные пособия:
– Физика. 8 класс. Лабораторные работы. ООО «Издательство «Экзамен», ООО «Экзамен-Медиа», 2015 г. Москва.
– Экспериментальные задачи по механике. Издательство «Просвещение». 2009 г. Москва.
– Уроки физики Кирилла и Мефодия. 10 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», г. Москва, 2006 г.
– Физика. Сферы. Электронное приложение. 7 класс. ОАО «Просвещение», г. Москва 2009 г.
– Экспериментальные задачи по механике. ООО «Кирилл и Мефодий», г. Москва, 2008 г.
– Лабораторные работы по физике. Виртуальная физическая лаборатория. 9 класс. ООО «Дрофа», ООО «Квазар-Микро», 2006 г. Москва.
Известно, что для активного овладения конкретной предметной областью необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки в решении задач. Для этого нужно научиться строить физические модели изучаемых процессов и явлений, проектировать алгоритмы решения. Для достижения этой цели преподаватели физики и используют вышеперечисленные электронные учебные пособия.
На современном этапе применяются различные методы тестирования. Так с целью контроля знаний и подготовки к ГИА преподаватели отдельных дисциплин «Русский язык и литература», «Математика, информатика и ИКТ», «Иностранные языки» в 9–11-х классах используют следующие электронные ресурсы:
– Электронный ресурс «4ВПР. Всероссийские проверочные работы» /http://4vpr.ru/
– Электронный ресурс «Рустьюторс» / http://rustutors.ru/
– Электронный ресурс «Сдам ГИА. Решу ЕГЭ. Русский язык» /http://rus-ege.sdamgia.ru/
– Электронный ресурс «Сдам ГИА. Решу ЕГЭ. Математика» /http://rus-ege.sdamgia.ru/
– Электронный ресурс подготовка к ГИА по математике http://www.alexlarin.net/index.html
– Электронный ресурс «Сайт Федерального института педагогических измерений» /http://fipi.ru/
– Сдам ГИА: Решу ЕГЭ Образовательный портал для подготовки к экзаменам: Английский язык https://ege.sdamgia.ru/ ( 9–11 классы).
– Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ФГБОУ «Федеральный институт педагогических измерений» http://www.fipi.ru/ ( 9–11 классы).
С этой же целью преподаватели математики в 5–6-x классах используют электронный ресурс сайт «Конструктор онлайн-тренажеров» https://etreniki.ru/
Преподаватели английского языка в 8-х классах используют электронное учебное пособие:
– Е. В. Звероховская, Е. Ф. Косиченко. Грамматика английского языка: Теория. Практика. Учебное пособие, 2-е издание, «БХВ — Петербург», г. Санкт-Петербург.
Преподаватели ОД «Искусство, МХК и технология» активно используют на уроках следующие электронные ресурсы:
– СD-приложение к учебнику Емохова Л. Г. Мировая художественная культура средне (полное) общее образование (базовый уровень) — М: Издательский центр «Академия», 2008–240 с. (для 10–11-х классов).
– Электронное приложение с презентациями к пособию «Изобразительное искусство «Рабочая программа и технологические карты уроков с мультимедийным сопровождением по учебнику А. С. Питерских. Г. Е. Гурова. Линия УМК под ред.Б. М. Неменского, автор составитель И. Н. Клочкова. — Изд. 2-е, испр. Волгоград. Учитель, 2017–193 с. (для 7-х классов).
– Мультимедиа-пособие: Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». Издательство «Кирилл и Мефодий», 2007. (для 5–8-х классов).
– Науменко Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Аудиоприложение к учебнику Mp3. М: Дрофа, 2011 (для 5–8-х классов).
Преподаватели ОБЖ используют следующие пособия:
– «Основы безопасности личности, общества и государства». ООО «Издательство «Экзамен», ООО «Экзамен — Медиа», г. Москва, 2017 г. (для 7–11-х классов).
– «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». ООО «Издательство «Экзамен», ООО «Экзамен — Медиа», г. Москва, 2017 г. (для 7–11-х классов).
– «Основы военной службы». ООО «Издательство «Экзамен», ООО «Экзамен — Медиа», г. Москва, 2017 г. (для 10–11-х классов).
Преподаватели в 6-х классах используют линию учебно-методических комплектов «Сферы» по биологии. Электронное приложение «Живой организм», г. Москва, Издательство «Просвещение», 2007г.
Педагог дополнительного образования для организации и проведения занятий по робототехнике использует следующие электронные ресурсы:
– Программирование LEGO mindstorms NXT
– «Programming with Robots» Albert W.Schueller Whitman College? 2011
– «Teaching ROBJTC for LEGO Vindstorms» Carnegie Mellon Robotics Academy
– https://www.lektorium.tv/robotics
Компания «Экзамен-Медиа», основываясь на современных требованиях к результатам и условиям образования, прописанных во ФГОС, разработала серию мультимедийных электронных учебных пособий «Наглядная школа» — это комплект учебных интерактивных наглядных пособий по предметным дисциплинам.
В рамках требований ФГОС были созданы интерактивные учебные материалы, которые могут быть использованы при работе с любым учебником, имеющим гриф Министерства образования и науки РФ и включенным в Федеральный перечень учебников.
Так, преподаватели училища успешно используют на своих уроках интерактивные учебные пособия серии «Наглядная школа»:
– «Наглядная математика».ООО «Издательство «Экзамен», ООО «Экзамен — Медиа», 2017 г. 107078, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 18, стр. 5. (для 5–11-х классов).
– «Наглядный русский язык» — Москва: «Экзамен», 2018. (для 5–9-х классов).
– «Наглядная литература» — Москва: «Экзамен», 2018. (для 5–9-х классов).
– «Наглядная химия» — г. Москва, ООО «Издательство «Экзамен», ООО «Экзамен — Медиа», 2017 г. (для 8–11-х классов).
– «Наглядная биология» — г. Москва, ООО «Издательство «Экзамен», ООО «Экзамен — Медиа», 2017 г. (для 5–9-х классов).
– «Наглядная история». ООО «Издательство «Экзамен», ООО «Экзамен — Медиа», 2017 г. 107078, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 18, стр. 5. (для 6–9-х классов).
– «Наглядное обществознание». ООО «Издательство «Экзамен», ООО «Экзамен — Медиа», 2017 г. 107078, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 18, стр. 5. (для 10–11-х классов).
– «Наглядная география». Артикул: 98145705 ООО «Издательство «Экзамен», ООО «Экзамен — Медиа», 2017 г. 107078, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 18, стр. 5. (для 5–11-х классов).
– Наглядная физика. Кинематика и динамика. Законы сохранения. Версия 3.0. Изд. «Экзамен, ООО «Экзамен — Медиа», 2017 г. Москва.
– Наглядная физика. Версия 5.0. Изд. «Экзамен, ООО «Экзамен — Медиа»2017 г. Москва.
– «Великая Отечественная война». ООО «Издательство «Экзамен», ООО «Экзамен — Медиа», 2015 г. 107078, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 18, стр. 5. (для 11-х классов).
– «История СССР». ООО «Издательство «Экзамен», ООО «Экзамен — Медиа», 2017 г. 107078, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 18, стр. 5. (для 11-х классов).
Учебный материал каждого пособия из серии «Наглядная школа» посвящен разделу школьного курса. Интерфейс данных пособий максимально адаптирован для работы с интерактивной доской.
Методики работы с электронными учебниками делают упор на самостоятельное получение и освоение знаний учеником под руководством преподавателя. Таким образом, применение новых информационных технологий способствуют повышению эффективности обучения.
В целом в училище используются следующие электронные образовательные ресурсы:
1) приобретенные (учебные фильмы, компьютерные программы, системы тестирования, тестовые задания), перечисленные выше;
2) собственные разработки (электронные учебно-методические материалы, слайд-лекции, мультимедийные энциклопедии, мультимедийные презентации, аудиоматериалы).
На учебных занятиях преподаватели училища регулярно используют мультимедийные презентации, которые являются одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам. Создание презентаций преподавателям училища даёт возможность преподавателю самостоятельно компоновать учебный материал исходя из особенностей обучающихся, темы, предмета, что позволяет строить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
3) в свободном доступе (в сети Интернет). Современным преподавателям предоставлен широкий выбор информационных ресурсов, размещенных на специализированных порталах: это видео, аудиоматериалы и т. п.
Высокий технологический уровень организации учебного процесса училища и мониторинг качества образования обеспечивается системой — LMS Школа. Функциональным назначением специализированного программного обеспечения «Система управления обучением «Школа»» является автоматизация процессов управления и организации учебного процесса в училище.
Использование электронных учебников и электронных информационных ресурсов только средства для достижения образовательного результата, а будут ли эти средства эффективны, зависит от преподавателя.
Рекомендации:
– активное использование в учебном процессе электронных учебников и электронных информационных ресурсов;
– продуктивное использование интерактивных учебных пособий серии «Наглядная школа», интеграция их в любую из современных педагогических технологий (в качестве примера технология разноуровневого обучения);
– создание преподавателями собственных электронных учебных пособий, так как они будут являться наиболее близкими к преподаваемому предмету, особенностям каждого класса и стилю работы педагога;
– учет продолжительности непрерывного применения электронных образовательных ресурсов на уроках, соблюдение санитарно-гигиенических норм работы с интерактивной доской, чередование во время урока различных видов учебной деятельности (СанПиН 2.4.2.2821–10);
– тщательный подбор, компоновка и анализ материалов для использования на уроках из глобальной сети.