Повышение эффективности расходов бюджета в сфере благоустройства на примере г. Ростова-на-Дону | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аксененко, Я. С. Повышение эффективности расходов бюджета в сфере благоустройства на примере г. Ростова-на-Дону / Я. С. Аксененко, Г. С. Оганесян, А. В. Пустовая, Д. С. Харченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 31 (321). — С. 84-85. — URL: https://moluch.ru/archive/321/72948/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: благоустройство города, современная городская среда, муниципальная программа.

Благоустройство городской среды находится в прямой зависимости от величины местного бюджета, формируемого за счет налоговых поступлений от жителей благоустраиваемой территории. Соответственно возникает необходимость анализа экономических отношений в области благоустройства города, поиска путей повышения эффективности экономических ресурсов, вложенных в данное направление. [1, 30]

В рамках благоустройства города Ростова-на-Дону эффективность расходования бюджетных средств находится в прямой взаимосвязи с качеством и эффективностью реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды города Ростова-на-Дону».

Основная проблема эффективности расходования бюджетных средств — низкий уровень сотрудничества муниципальных властей и предпринимателей. Так, финансовое обеспечение муниципальной программы «Формирование современной городской среды города Ростова-на-Дону» состоит из следующих источников:

– Средства федерального бюджета;

– Средства областного бюджета;

– Средства бюджета города Ростова-на-Дону.

Как видно, бюджет муниципальной программы «Формирование современной городской среды города Ростова-на-Дону» не предусматривает финансирование из внебюджетных источников, когда, например в муниципальной программе «Сохранение и развитие культуры и искусства города Ростова-на-Дону» такой вид финансирования предусмотрен. Выгода от инвестирования очевидна для обеих сторон: муниципалитет получает дополнительные средства для благоустройства города, а предприниматели повышают привлекательность своих объектов. Так, например, новый жилой комплекс, построенный рядом с облагороженной парковой зоной является на порядок привлекательнее для покупателей, чем жилой комплекс, находящийся рядом с загазованной улицей, и при этом стоимость квартир обоснованно повышается.

С целью решения проблемы низкого уровня сотрудничества муниципалитета и бизнеса рациональным представляется сформировать единый информационный ресурс, который содержал бы в себе сведения об осуществлении на территории города мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в рамках муниципальных программ, которые вместе с тем нуждаются в частных инвестициях.

Вместе с тем, эффективность расходования бюджетных средств напрямую зависит и от степени вовлеченности общественности в лице жителей в реализацию проектов благоустройства городской среды. Отсутствие такой вовлеченности может привести к риску неэффективности проектных решений при недостаточной осведомленности архитектора объекта о спектре местных ресурсов, ценностей и проблем, а также к риску необоснованной траты средств на реализацию «ненужных» для жителей проектов. Вовлеченность граждан особенно важна, так как благоустройство городской среды несет значительный социальный эффект и именно жители территории являются получателями общественного блага в виде благоустройства.

Вышеприведенные проблемы можно с решить с помощью более активного использования целевой модели по организации общественного участия, а также вовлечения бизнеса и граждан в реализацию проектов благоустройства городской среды, размещенной в свободном доступе на сайте Минстроя России. Она содержит такие положения, как:

– Интервьюирование разных групп пользователей территории;

– Выявление всех потенциально заинтересованных сторон и возможных партнеров проекта;

– Проведение общественных обсуждений;

– Регулярное информирование о статусе проекта, проведении общественных обсуждений и т. д. посредством СМИ.

Стоит отметить, что целевая модель предусматривает проведение общественных обсуждений в три этапа:

  1. Обсуждение территории (когда концепция проекта еще не разработана);
  2. Обсуждение предложенного зонирования, концепции развития (когда разработан концептуальный проект);
  3. Обсуждение конкретных решений, предлагаемых архитектором (когда разработан эскизный проект). [2]

Активное использование целевой модели повысит уровень заинтересованности граждан, а также доверия к органам местного самоуправления, позволит привлечь представителей бизнес-сообщества.

Следует отметить, что на данный момент в Ростове-на-Дону проходит множество мероприятий, среди которых общественные слушания, воркшопы, обсуждения проектов. Однако, не всегда на данных мероприятиях присутствует достаточное количество заинтересованных лиц. На наш взгляд, это связано с низкой информированностью населения, несмотря на наличие различных сервисов и платформ. Ярким примером этого является то, что на официальном аккаунте Центра компетенций по развитию городской среды в Instagram всего около 3400 подписчиков из всей многомиллионной Ростовской области.

Итак, для решения данной проблемы представляется необходимым развивать гибкость модели информирования населения о проведении таких мероприятий:

– Необходимо продвигать аккаунты в социальных сетях путем размещения рекламы на разных интернет-ресурсах. Это повысит информированность молодого населения;

– Размещение наружной рекламы о проведении, например, общественных слушаний, будет способствовать вовлечению населения пенсионного возраста;

– При этом реклама должна соблюдать принцип территориального соответствия. Представляется нелогичным размещать в Железнодорожном или Пролетарском районах рекламу о проведении обсуждения проекта парковой зоны, находящейся в Ворошиловском районе.

Таким образом, финансовые средства, направляемые в сферу благоустройства городской среды, требуют особого подхода и рациональности своего использования. Зачастую благоустройство территорий выполняется некачественно, без учета общественного мнения и привлечения бизнес-структур. Все это приводит к неэффективности использования бюджетных средств.

На муниципальном уровне перечисленные проблемы следует решать комплексно, опираясь на предложенные рекомендации. Данные предложения позволят существенно повысить качество выполняемых работ по благоустройству города. Все вышеперечисленные направления совершенствования сферы благоустройства позволят значительно повысить уровень эффективности использования бюджетных средств.

Литература:

  1. Гафуров И. Р., Васильев В. Л. Разработка подхода для экономической оценки бюджетных расходов на благоустройство города // Вестник экономики, права и социологии. — № 1. — 2009. — С. 30–33
  2. Целевая модель по организации общественного участия, а также вовлечения бизнеса и граждан в реализацию проектов благоустройства городской среды [Электронный ресурс] URL: https://www.minstroyrf.ru/upload/iblock/225/tselevaya-model.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): городская среда, муниципальная программа, современная городская среда, благоустройство города, средство, целевая модель, активное использование, жилой комплекс, местное самоуправление, реализация проектов благоустройства.


Похожие статьи

Общая характеристика исполнения бюджета городского округа «Город Калуга» в 2016–2020 гг.

Реализация национального проекта «Жилье и городская среда» в Республике Башкортостан

В данной статье рассматриваются результаты реализуемой в республике федеральная программа «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда». Представлены некоторые показатели реализации данной программы, по кот...

Благоустройство территории колледжа как повышение качества городской среды

В работе рассмотрены теоретические аспекты и современные проблемы благоустройства территории. Изучены нормативные документы, на основании которых были выяснены перспективы повышения качества городской среды Комсомольска-на-Амуре. Описано проведенное ...

Практика планирования и осуществления расходов городских округов на примере города-героя Волгограда

Произведен анализ законодательства в сфере планирования и исполнения расходов муниципальных образований. Изучена практика применения данного законодательства на примере города-героя Волгограда и в совокупности с территорией дана комплексная оценка. В...

Проблемы доступной среды

Поводится анализ жилой застройки в ХМАО — Югре. Рассматриваются проблемы доступной среды. Ставится проблема соответствия существующих застроек, на примере г. Сургута, нормативным требованиям. Проводится анализ государственной программы «доступная сре...

Анализ инструментов государственного стимулирования инвестиционной деятельности на территории ЗАТО г. Железногорска

В статье рассмотрены инструменты и механизмы государственного стимулирования инвестиционной деятельности. Проанализировано значение продуктивного использования этих инструментов на территории ЗАТО г. Железногорска в целях его социально-культурного и ...

Вопросы финансирования государственной программы «Формирование современной городской среды в Республике Башкортостан» в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда»

В данной статье рассматриваются источники финансирования реализуемой в республике федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда». Представлены объемы и структура финансирования государс...

Конкурентные преимущества туристской отрасли Ростова-на-дону на национальном и международном рынках

Выявлены сдерживающие факторы развития туристической сферы города Ростова-на-Дону и сформулированы стратегические направления развития рынка туристских услуг. Рассмотрено развитие гостиничной инфраструктуры в рамках подготовки к проведению Чемпионата...

Реализация федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» как форма повышения социальной активности населения в решении вопросов местного значения (на примере администрации Мечетлинского района Республики Башкортостан)

Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» важен как форма повышения социальной активности населения в решении вопросов местного значения. Реализация проекта предполагает благоустройство общественных территорий и создание механизма ...

О социальных приоритетах развития городской транспортной инфраструктуры

Реализация автопарковочной политики и политики землепользования в процессе развития городской транспортной инфраструктуры должна в первую очередь учитывать социальные приоритеты и обеспечение комфортных условий жизни населения.

Похожие статьи

Общая характеристика исполнения бюджета городского округа «Город Калуга» в 2016–2020 гг.

Реализация национального проекта «Жилье и городская среда» в Республике Башкортостан

В данной статье рассматриваются результаты реализуемой в республике федеральная программа «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда». Представлены некоторые показатели реализации данной программы, по кот...

Благоустройство территории колледжа как повышение качества городской среды

В работе рассмотрены теоретические аспекты и современные проблемы благоустройства территории. Изучены нормативные документы, на основании которых были выяснены перспективы повышения качества городской среды Комсомольска-на-Амуре. Описано проведенное ...

Практика планирования и осуществления расходов городских округов на примере города-героя Волгограда

Произведен анализ законодательства в сфере планирования и исполнения расходов муниципальных образований. Изучена практика применения данного законодательства на примере города-героя Волгограда и в совокупности с территорией дана комплексная оценка. В...

Проблемы доступной среды

Поводится анализ жилой застройки в ХМАО — Югре. Рассматриваются проблемы доступной среды. Ставится проблема соответствия существующих застроек, на примере г. Сургута, нормативным требованиям. Проводится анализ государственной программы «доступная сре...

Анализ инструментов государственного стимулирования инвестиционной деятельности на территории ЗАТО г. Железногорска

В статье рассмотрены инструменты и механизмы государственного стимулирования инвестиционной деятельности. Проанализировано значение продуктивного использования этих инструментов на территории ЗАТО г. Железногорска в целях его социально-культурного и ...

Вопросы финансирования государственной программы «Формирование современной городской среды в Республике Башкортостан» в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда»

В данной статье рассматриваются источники финансирования реализуемой в республике федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда». Представлены объемы и структура финансирования государс...

Конкурентные преимущества туристской отрасли Ростова-на-дону на национальном и международном рынках

Выявлены сдерживающие факторы развития туристической сферы города Ростова-на-Дону и сформулированы стратегические направления развития рынка туристских услуг. Рассмотрено развитие гостиничной инфраструктуры в рамках подготовки к проведению Чемпионата...

Реализация федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» как форма повышения социальной активности населения в решении вопросов местного значения (на примере администрации Мечетлинского района Республики Башкортостан)

Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» важен как форма повышения социальной активности населения в решении вопросов местного значения. Реализация проекта предполагает благоустройство общественных территорий и создание механизма ...

О социальных приоритетах развития городской транспортной инфраструктуры

Реализация автопарковочной политики и политики землепользования в процессе развития городской транспортной инфраструктуры должна в первую очередь учитывать социальные приоритеты и обеспечение комфортных условий жизни населения.

Задать вопрос