Профориентационная работа с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (320) июль 2020 г.

Дата публикации: 25.07.2020

Статья просмотрена: 4559 раз

Библиографическое описание:

Маркова, Т. В. Профориентационная работа с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития / Т. В. Маркова, М. В. Левина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 30 (320). — С. 275-278. — URL: https://moluch.ru/archive/320/72869/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье авторы раскрывают основы профориентации обучающихся с умственной отсталостью. Представляют практический опыт организации профориентационной работы и освоения допрофессиональных и профессиональных компетенций данной категорией школьников.

Ключевые слова: обучающиеся с нарушениями интеллектуального развития, школа, профориентация, социализация.

Одной из актуальных задач современной специальной педагогики является совершенствование системы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки лиц с нарушениями интеллектуального развития (Г. В. Васенков, И. В. Евтушенко, С. Л. Мирский, А. М. Щербакова и др.) [3, 4, 5, 7].

Как отмечает И. В. Евтушенко, профориентация обучающихся с умственной отсталостью представляет собой систему мер, «нацеленных на профессиональное самоопределение обучающихся, с учетом их склонностей, интересов, психофизических возможностей и потребностей современного рынка труда», оказание помощи в трудоустройстве [5, с. 10].

Педагогическая работа по профориентации данной категории школьников имеет целый ряд специфических особенностей, обусловленных структурой и степенью выраженности нарушений, а также, социально-экономическими условиями региона.

Специфическая особенность профориентационной работы с умственно отсталыми обучающимися — ее вариативность , что обуславливает необходимость индивидуализации деятельности. На сегодняшний день контингент школьников с умственной отсталостью достаточно неоднороден, в образовательных организациях обучаются дети и подростки, имеющие различную степень нарушения интеллектуального развития. При этом, возрастает количество учеников, имеющих сочетанные нарушения развития, тяжелые и множественные нарушения. Индивидуализация с учетом вариативности контингента, предполагает организацию различных профилей трудового обучения для разных категорий обучающихся в зависимости от их психофизических возможностей, склонностей, гендерной принадлежности (рис. 1.).

Варианты трудовых профилей

Рис. 1. Варианты трудовых профилей

Еще одной специфической особенностью профориентационной работы является ее непрерывность и комплексность . Профориентация — непрерывный процесс, который целенаправленно осуществляется на всех возрастных этапах (таблица 1). Каждый этап включает четыре направления профориентационной работы: диагностическое; информационное; компетентностное; мотивационно-личностное. На каждом возрастном этапе задачи, содержание и формы работы варьируются. Рассмотрим подробнее содержание каждого направления работы.


Таблица 1

Этапы профориентационной работы с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития

Классы

Формируемые компетенции

Задачи

Формы работы

1–4

универсальные трудовые компетенции

1) формирование интереса и уважительного отношения к труду;

2) формирование элементарных представлений о различных профессиях и видах труда;

3) формирование ручных умений, элементарных общетрудовых навыков;

4) психолого-педагогическая диагностика учебно-трудовых и психофизических возможностей учащихся, склонностей и интересов.

1) коллективная творческая деятельность;

2) профориентационные экскурсии;

3) посещение трудовых мастерских;

4) мастер-классы; творческие конкурсы, тематические квесты и др.;

5) кружки и студии дополнительного образования.

5–7

базовые профессиональные компетенции

1) формирование устойчивого интереса и осознанной потребности в овладении профессионально-трудовыми компетенциями;

2) формирование представлений о содержании различных профессией, организации производства, формах трудовой деятельности;

3) формирование навыков коллективного взаимодействия;

4) психолого-педагогическая диагностика сформированности профессионально-трудовых умений и навыков, сформированность мотивации к обучению и труду.

1) рассказ, беседа, дискуссии, мини-лекция;

2) анкетирование;

3) тестирование;

4) наблюдение;

5) практические занятия;

6) тематические конкурсы, профориентационные игры и др.

8–9

начальные профессиональных компетенций

1) формирование мотивации к овладению определённым видом труда в соответствии с собственными психофизическими возможностями, знаниями и умениями, интересами.

2) формирование знаний о системе организаций профессионального образования;

3) знакомство с условиями и основами трудоустройства, трудового права; формирование навыков делового общения, планирования времени;

4) определение рекомендуемых индивидуальных профессионально-личностных жизненных траекторий.

1) психодиагностические процедуры;

2) мини-лекции;

3) психологические игры и упражнения;

4) экскурсии;

5) деловые игры;

6) мониторинг индивидуального развития личности обучающегося;

7) лектории и мастер-классы.


Диагностическое направление предполагает всестороннее изучение ученика: психофизические возможности, состояние базовых психических функций, особенности коммуникативной и эмоционально-личностной сферы, уровень освоения предметных и личностных результатов адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), сформированность базовых учебных действий, индивидуальные склонности и интересы. Комплексное профориентационное диагностическое обследование проводится ежегодно, с участием специалистов школьной службы психолого- педагогического сопровождения, педагогов и родителей. Результаты, полученные в ходе исследования необходимы для определения индивидуальной профессионально-личностной жизненной траектории ученика.

Отправной точкой является диагностическое исследование школьников по итогам обучения в младших классах. Данные комплексного обследования вносятся в индивидуальную карту развития ученика и, на их основании, определяется рекомендуемый профиль трудового обучения в 5–9 классах (таблица 2).

Таблица 2

Индивидуальная карта развития

ФИ учащегося

Личностные особенности

Познавательная сфера

Моторная сфера

Усвоение программного материала по предмету

«Ручной труд»

Общий балл

Рекомендумый профиль

Самостоятельность

Аккуратность

Принятие помощи

Конфликтность

Память

Внимание

Восприятие

Мышление

Речевое развитие

Скоординированность движений

Работа с инструментами

Выполнение точных и тонких движений

Уровень освения теоретического материала

Уровень овладения трудовыми умениями и навыками

1

2

3

Критерии оценки:

0 баллов — действие/характеристика слабо развита, или находится в стадии формирования; требуестя значительная помощь педагога при выполнении заданных действий; наблюдаюются значительные сложности при взаимодействии со сверстниками;

1 балл — действие/характеристика сформировано, при выполнении заданных действий требуется незначительная помощь педагога;

2 балла — действие/характеристика сформировано, заданные действия выполняются самостоятельно, помощь педагога не требуется.

Рекомендуемый профиль определяется из расчёта суммы баллов. Профили высокой сложности рекомендуются к освоению обучающимся с максимальным количеством баллов (столярное дело, швейное дело).

Компетентностное направление. Получение школьниками с умственной отсталостью профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Ведущая роль отводится урокам профильного труда. Обучение данной категории обучающихся предполагает использование специальных методов и приемов обучения — технологические карты, графические планы, индивидуальное трудовое (рабочее) место, индивидуальные рабочие тетради. С учетом особенностей структуры дефекта используются также альтернативная коммуникация, жестовая система, система графических символов, ассистивные технологии.

Формирование профессиональных компетенций осуществляется не только в рамках освоения предметных областей АООП, но и содержания дополнительных общеобразовательных программ, которые интегрированы с предметной областью «Технология» АООП.

Информационное направление. Реализация данного направления включает мероприятия, направленные на ознакомление с кругом доступных профессий, особенностями организации производства, основами трудового законодательства, охраны труда, делового общения и др. как обучающихся, так и их родителей. Данная работа успешна в рамках сетевого взаимодействия с колледжами и предприятиями региона. Так, мы реализуем следующие формы взаимодействия с колледжами-партнерами: совместная разработка образовательных программ; единые технические требования; проведение практических занятий на базе колледжа; привлечение педагогов колледжа для реализации образовательной области «Технология» АООП; реализации дополнительных программ; совместная подготовка обучающихся к участию в конкурсах; совместные мероприятия для учащихся — фестивали, конкурсы; совместные мероприятия педагогов по обмену опытом — семинары, круглые столы; проведение лекториев и мастер-классов для обучающихся и их родителей.

Также наши ученики посещают различные предприятия и городские учреждения в рамках проектов «Сто дорог — одна твоя», «Профессиональный импульс», «Учебный день в Мастерславле» и др.

Мотивационно-личностное направление. Учитывая тот факт, что для обучающихся с нарушением интеллекта выбор профессии суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступным им специальностей, главным направлением профориентационной работы в школе является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, сформированности базовых учебных действий и профессиональных компетенций.

Внедрение технологий профориентации обучающихся с нарушениями интеллектуального развития позволит формировать наиболее важные структурно-функциональные компоненты системы саморегуляции личности данной категории школьников, а также будет способствовать устранению барьеров в виде неудовлетворенных потребностей в востребованности; во владении теми или иными необходимыми навыками; в освоении навыками в различных видах деятельности, в том числе профессиональной.

Литература:

  1. Дуброва, Т. И. Вариативные программы подготовки к профессионально-трудовой деятельности учащихся с нарушением интеллекта [Текст] / Т. И. Дуброва // Коррекционная педагогика. — 2009. — № 5 (35). — С. 46–51.
  2. Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии [Текст] / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. М.: Образование Плюс, 2006. — 120 с.
  3. Мирский, С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении [Текст] / С. Л. Мирский. — М.: Педагогика, 2009. — 160 с.
  4. Муравьёва, Е. В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников [Текст] / Е. В. Муравьёва // Коррекционная педагогика. — 2009. — № 5(35). — С. 75–80.
  5. Ткачева В. В., Евтушенко И. В., Жигорева М. В. Профориентация и социализация обучающихся со сложными нарушениями развития [Текст]/ В. В. Ткачева, И. В. Евтушенко, М. В. Жигорева. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 198с.
  6. Швец Е. А., Маркова Т. В. Методологические аспекты коррекционно-реабилитационной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального обучения [Текст] / Е. А. Швец, Т. В. Маркова // Профессиональное образование и общество. — 2018. — № 1(25). С. 152–157.
  7. Щербакова, А. М. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида [Текст] / А. М. Щербакова, Н. В. Москоленко // Дефектология. — 2001. — № 3. C. 25.
Основные термины (генерируются автоматически): профориентационная работа, интеллектуальное развитие, умственная отсталость, действие, категория школьников, компетенция, деловое общение, профессиональное образование, психолого-педагогическая диагностика, специфическая особенность.


Похожие статьи

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Основная особенность профориентационной работы заключается в оказании помощи

Немаловажное место в профориентационной работе занимает профессиональная

Психологический. Изучение особенностей личности, формирование профессиональной...

Сопровождение реализации проекта по профессиональному...

Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в

Психолого-педагогические цели этапа профессионального самоопределения обучающихся: – формирование готовности выпускников школы к...

Изучение состояния общения у младших школьников...

Чтобы лучше узнать особенности общения у умственно отсталых учеников в начальных классах, мы решили провести тест анкеты среди учителей

− определить потенциальные возможности умственно отсталых младших школьников в овладении навыками общения

Возможности развития коммуникативных навыков младших...

В своих работах В. Г. Петрова отмечает, что трудности в общении и формировании коммуникативных навыков у младших школьников с интеллектуальными нарушениями являются более выраженными и частыми, чем у их сверстников с нормальным интеллектом.

Психолого-педагогические задачи профориентационной работы

Психолого-педагогические задачи профориентационной работы. Автор: Гаджиева Умажат Басировна.

В системе профессиональной ориентации важное место занимает профконсультация. Учитель, выступающий в роли профконсультанта, должен прежде всею...

Понятие «жизненная компетентность» для лиц... | Молодой ученый

Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять

Однако в отношении лиц с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости данное

Главная проблема детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их связи с...

Специфика организации профориентационной работы...

В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и методов работы по профессиональной ориентации школьников. Однако в современном обществе, когда мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются...

Особенности и пути развития коммуникативных навыков...

Таким образом, процесс общения и развития коммуникативных навыков при аномальном

Причинами трудностей развития коммуникативных навыков младших школьников с

Однако, не смотря на специфические особенности и трудности речевого развития и общения, у...

Особенности психолого-педагогического сопровождения...

Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников.

Теоретические основы профессионального просвещения...

В статье рассматривается понятие профессионального просвещения младших школьников как предмет психолого-педагогических исследований. Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное просвещение, профориентация, труд.

Похожие статьи

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

Основная особенность профориентационной работы заключается в оказании помощи

Немаловажное место в профориентационной работе занимает профессиональная

Психологический. Изучение особенностей личности, формирование профессиональной...

Сопровождение реализации проекта по профессиональному...

Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в

Психолого-педагогические цели этапа профессионального самоопределения обучающихся: – формирование готовности выпускников школы к...

Изучение состояния общения у младших школьников...

Чтобы лучше узнать особенности общения у умственно отсталых учеников в начальных классах, мы решили провести тест анкеты среди учителей

− определить потенциальные возможности умственно отсталых младших школьников в овладении навыками общения

Возможности развития коммуникативных навыков младших...

В своих работах В. Г. Петрова отмечает, что трудности в общении и формировании коммуникативных навыков у младших школьников с интеллектуальными нарушениями являются более выраженными и частыми, чем у их сверстников с нормальным интеллектом.

Психолого-педагогические задачи профориентационной работы

Психолого-педагогические задачи профориентационной работы. Автор: Гаджиева Умажат Басировна.

В системе профессиональной ориентации важное место занимает профконсультация. Учитель, выступающий в роли профконсультанта, должен прежде всею...

Понятие «жизненная компетентность» для лиц... | Молодой ученый

Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять

Однако в отношении лиц с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости данное

Главная проблема детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их связи с...

Специфика организации профориентационной работы...

В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и методов работы по профессиональной ориентации школьников. Однако в современном обществе, когда мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются...

Особенности и пути развития коммуникативных навыков...

Таким образом, процесс общения и развития коммуникативных навыков при аномальном

Причинами трудностей развития коммуникативных навыков младших школьников с

Однако, не смотря на специфические особенности и трудности речевого развития и общения, у...

Особенности психолого-педагогического сопровождения...

Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников.

Теоретические основы профессионального просвещения...

В статье рассматривается понятие профессионального просвещения младших школьников как предмет психолого-педагогических исследований. Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное просвещение, профориентация, труд.

Задать вопрос