Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 02.04.2017

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Федорова Т. А., Оловникова И. Н. Теоретические основы профессионального просвещения младших школьников как предмет психолого-педагогических исследований // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 611-615. — URL https://moluch.ru/archive/147/41352/ (дата обращения: 24.04.2018).



В статье рассматривается понятие профессионального просвещения младших школьников как предмет психолого-педагогических исследований.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное просвещение, профориентация, труд

Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи в профессиональном определении [14].

Профессиональная ориентация включает в себя профессиональное просвещение. Профессиональное просвещение — это ознакомление учащихся с современными видами трудовой деятельности и особенностями различных профессий [14].

Подражание взрослым является психологической особенностью младших школьников. Отсюда формируется интерес детей к профессиям, которые значимы взрослым: учителям, родителям, родственникам. Л. Д. Столяренко дает определение: «Профориентация — это систематические мероприятия, которые направлены на выявление у личности особенностей, интересов и способностей для оказания помощи в верном выборе профессий, соответствующих его индивидуальным возможностям» [12].

Известными исследователями (Е. А. Климов, С. Н. Чистякова, Н. С. Пряжников и др.) в области профессиональной ориентации школьников разработана современная теория самоопределения. Они считают, что на выбор профессии влияет определенный ряд факторов: осознание значимости труда; умение разбираться в профессиях; учет интересов, склонности личности, наличие знаний [4].

В настоящее время педагогами и психологами (О. Ю. Елькина, Е. А. Климов, Е. Н. Прошицкая, Г. В. Резапкина, С. Н. Чистякова и др.) актуализировались вопросы по профессиональному определению и были проведены исследования по вопросам теории и методики профессионального просвещения школьников. По их мнению, младший школьный возраст является этапом пропедевтической подготовки школьников к выбору профессии, так как учебная деятельность расширяет познание мира профессий и труда [4].

Большой ряд исследований посвящен проблемам профессионального просвещения младших школьников. Научно-обоснованную программу формирования интереса к миру профессий предлагает Т. В. Васильева «Путешествие по городу мастеров» [2, с 2]. Е. А. Климов считал, что формирование представлений о мире труда и профессий реализуются с помощью внеклассных мероприятий и должны регулярно проводиться во всех школах, начиная с первого года обучения [4].

А. И. Кочетов отмечал что, раннее знакомство с разнообразными видами деятельности человека не только расширяет знания ребенка о профессиях, но также, дает возможности проявления интересов и склонностей детей к профессиям. Так же он утверждал, если с детства человек ставит перед собой цели, связанные с будущей профессией, пытается осознать свое место в жизни и обществе, то данный человек пополнит социально-благополучный контингент молодежи [6].

По мнению А. И. Кочетова: «Школа и учителя не располагают методиками, с помощью которых можно выявить способности и склонности школьников к профессиям. Данные методики как карта интересов, опросники требуют много времени на обработку полученных данных» [6].

По словам А. И. Кочетова, в школах используются методики: сочинения, беседы, наблюдения, с помощью которых отслеживается склонность школьников к профессиям [6].

По мнению С. Н. Чистяковой успешному ознакомлению с миром профессий в процессе учебной деятельности младших школьников, способствует профессиональное просвещение, которое заключается в формировании у учащихся конкретных знаний о выборе профессии [13].

Основной целью пропедевтики профессионального самоопределения, по мнению С. Н. Чистяковой определяет формирование у младших школьников интереса к профессиям через решение следующих задач: формирование осознанного представления о мире труда и профессиях; развитие интеллектуальной сферы; развитие рефлексии и навыков самопознания; развитие самооценки [13].

Как считает Г. В. Резапкина, учителю следует учитывать особенности самооценки младших школьников, так как чем младше дети, тем более они склонны оценивать свою работу не по реальным достижениям, а по величине приложенных усилий. Сначала формируется самооценка по отношению к другим, после по отношению к себе, так как младшему школьнику легче оценить результаты качества работы других, чем личностные качества» [10].

С развитием личности младшего школьника, как утверждает Г. В. Резапкина, его знание о себе становится более точным, растет умение разбираться в своих возможностях, в различных ситуациях, опираясь не на мнение окружающих, а на собственную самооценку [10].

Работа по профессиональному просвещению предполагает понимание понятий: «труд», «профессия», «специальность». Употребляя слово «профессия», имеют в виду общественность людей, занятых определенным видом деятельности, слово «труд» является целесообразной и общественно полезной деятельностью, «специальность» — это профессия [7].

В наше время О. Ю. Елькина связывает профессиональное просвещение в младшем школьном возрасте с формированием его продуктивного опыта. По исследованиям автора было выявлено, что на повышение сформированности в подготовке к выбору профессий у младших школьников оказывают влияние: использование в процессе обучения методики разноуровневых заданий, которые формируют отношение школьников к образу «Я» и трудовой деятельности; применение произведений о труде; применение метода контентанализа сочинений о профессиях; использование игровых средств [2, с. 1].

Таким образом, рассмотрев проблемы профессионального просвещения младших школьников, можно отметить, что согласно возрастным особенностям младших школьников, основная цель работы — это формирование представлений о различных сторонах профессий, осознанности роли труда в обществе и как самого человека. Особенности младших школьников требуют использования специальных методов и приемов работы по профессиональному просвещению.

Для констатирующего этапа исследования были определены два класса: экспериментальный (ЭК) — 10 человек. Учащиеся 1 класс МБОУ «Краснопольская СШ» и контрольный класс (КК) — 9 учащихся 1 класса МОУ «Смирновская начальная общеобразовательная школа».

Для понимания выдвинутой проблемы, была проведена индивидуальная беседа с учащимися первых классов для выявления взгляда и отношения к профессиям. Беседа включала четыре вопроса.

Анализ беседы по первому вопросу: «Какие профессии тебе известны?» показал, что 6 учащихся (60 %) экспериментального класса (ЭК) из десяти назвали более трех профессий, а 4 учащихся назвали 3 и менее профессий (40 %).

Учащиеся контрольного класса (КК) показали результат: 5 учащихся назвали более трех профессий — (56 %), 4 учащихся назвали 3 и меньше профессий — (44 %).

Самые распространенные профессии: учитель, воспитатель, водитель, пожарный, доктор, повар, продавец.

Таблица 1

Анализ ответов младших школьников на 1 вопрос беседы («Взгляд иотношение кпрофессиям»)

№ п\п

Количество профессий

Экспериментальный класс (ЭК)

Контрольный класс (КК)

Абсолютное число

число в%

Абсолютное число

число в%

1.

Более 3-х

6

60 %

5

56 %

2.

3 и меньше

4

40 %

4

44 %

Рассмотрев ответы второго вопроса: «Какую профессию ты считаешь самой интересной?», учащиеся (ЭК) назвали пять профессий: 1 (10 %) ученик считает, что продавец самая интересная профессия. 2 (20 %) учащихся считают, что врач самая интересная профессия. Так же двое учащихся (20 %) считают, что профессия «пожарный» самая интересная. Большее количество учащихся (40 %) экспериментального класса считают, что профессия «учитель» самая интересная. Один ученик (10 %) считает, что профессия «сотрудник полиции» самая интересная профессия.

Учащиеся контрольного класса (КК) показали такой результат: 2 (22.2 %) учащихся считают, что самая интересная профессия — продавец. Так же 2 (22.2 %) учащихся из 9 считают, что самая интересная профессия — врач. 1 учащийся (11.1 %) из 9 считает, что самая интересная профессия — пожарный. Большее количество учащихся — 3 (33.3 %) из 9 считают, что самая интересная профессия — учитель. 1 учащийся из 9 считает, что профессия «сотрудник полиции» самая интересная профессия.

Таблица 2

Анализ ответов младших школьников на 2 вопрос беседы («Взгляд иотношение кпрофессиям»)

№ п\п

Название профессий

Экспериментальный класс (ЭК)

Контрольный класс (КК)

Абсолютное число

число в%

Абсолютное число

число в%

1.

Учитель

4

40 %

2

22.2 %

2.

Врач

2

20 %

2

22.2 %

3.

Пожарный

2

20 %

1

11.1 %

4.

Продавец

1

10 %

3

33.3 %

5.

Сотрудник полиции

1

10 %

1

11.1 %

Проанализировав ответы третьего вопроса: «Какую профессию ты считаешь нужной? Почему?», Пятеро учащихся (50 %) из десяти экспериментального класса считают, что нужная профессия — врач, так как врач лечит всех взрослых и детей. Трое учащихся (30 %) считают, что нужная профессия — пожарный, так как без данной профессии, люди не могли бы справиться с пожарами. Двое учащихся (20 %) из десяти считают, что нужная профессия — сотрудник полиции, так как без такой профессии, было бы много преступников, которые наносят вред людям.

Контрольный класс показал такой результат: четверо учащихся (44.4 %) из девяти считают, что нужная профессия — врач. Двое учащихся (22.2 %) считают, что нужная профессия — пожарный. Трое учащихся (33.3 %) из девяти считают, что нужная профессия — сотрудник полиции.

Таблица 3

Анализ ответов младших школьников на 3 вопрос беседы («Взгляд иотношение кпрофессиям»)

№ п\п

Нужная профессия

Экспериментальный класс (ЭК)

Контрольный класс (КК)

Абсолютное число

число в%

Абсолютное число

число в%

1.

Врач

5

50 %

4

44.4 %

2.

Пожарный

3

30 %

2

22.2 %

3.

Сотрудник полиции

2

20 %

3

33.3 %

Проанализировав ответы четвертого вопроса: «Кем бы ты хотел(а) стать? Почему?» трое учащихся (30 %) экспериментального класса (ЭК) хотели бы стать сотрудниками полиции. Так же трое учащихся (30 %) из десяти хотели бы стать врачами, потому что им бы хотелось помогать людям, следить за их здоровьем. Двое учащихся (20 %) из десяти хотели бы стать парикмахерами, так как им нравится радовать людей, делать мамам и подругам прически. Один учащийся (10 %) из десяти хотел бы стать воспитателем, потому, что нравится заботиться о младшем брате. Один ученик (10 %) из десяти хотел бы стать пожарным, потому что, хочет предотвращать пожары и помогать людям.

Контрольный класс (КК) показал такие результаты: трое учащихся (33. %) из девяти хотели бы стать сотрудниками полиции. Двое учащихся (22.2 %) из девяти желают быть врачами, так как хотят помогать людям и лечить их. Один ученик (11.1 %) из девяти хотел бы стать парикмахером. Двое учащихся (22.2 %) из девяти хотели бы стать музыкантами, так как им нравятся музыкальные инструменты и музыка. Один учащийся (11.1 %) из девяти хотел бы стать водителем, так как нравятся автомобили.

Таблица 4

Анализ ответов младших школьников на 4 вопрос беседы («Взгляд иотношение кпрофессиям»)

№ п\п

Кем бы хотел(а) стать?

Экспериментальный класс (ЭК)

Контрольный класс (КК)

Абсолютное число

число в%

Абсолютное число

число в%

1.

Сотрудник полиции

3

30 %

3

33.3 %

2.

Врач

3

30 %

2

22.2 %

3.

Парикмахер

2

20 %

0

0 %

4.

Воспитатель

1

10 %

1

11.1 %

5.

Пожарный

1

10 %

0

0 %

6.

Музыкант

0

0 %

2

22.2 %

7.

Водитель

0

0 %

1

11.1 %

Таким образом, индивидуальная беседа показала, что необходимо провести специальные работы по профессиональному просвещению младших школьников, так как учащиеся показали малое представление о мире профессий. Интересы младших школьников к профессиям и то, кем бы хотели стать в будущем имеют противоречия. Если ученику интересна профессия врача, то в будущем он хочет быть сотрудником полиции и др.

Как было сказано ранее, смысл профессионального просвещения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, реализации своих планов и интересов. Поэтому необходимо было выявить каковы действительно профессиональные интересы младших школьников с помощью опросника Г. В. Резапкиной «Профессиональные интересы. Или-или».

На втором этапе констатирующего эксперимента нами был проведен опросник Г. В. Резапкиной «Профессиональные интересы. Или-или».

Опросник позволил выявить профессиональные интересы младших школьников. Учащимся следовало прослушать высказывания и выбрать действие, которое более нравится.

На основе полученных результатов можно определить, к какому типу профессиональных интересов относится ученик. Ч — «Человек», Т — «Техника», П — «Природа», З — «Знак», И — «Искусство».

Рис. 1. Типы профессиональных интересов у учащихся экспериментального и контрольного классов на констатирующем этапе исследования (опросник Г. В. Резапкиной «Профессиональные интересы. Или-или»)

Проанализировав полученные результаты ответов опросника Г. В. Резапкиной «Профессиональные интересы. Или-или», было отмечено, что оба класса имеют профессиональные интересы по типу П — «Природа» экспериментальный класс МБОУ «Краснопольская СШ» составляет — 40 %, контрольный класс МОУ «Смирновская начальная общеобразовательная школа» — 33 % учащихся. Показатели профессиональных интересов обоих классов отличаются на 7 %.

Из 100 % учащихся в экспериментальном классе 10 % имеют интерес к профессиям Ч — «Человек». Предметом труда для данного типа профессии являются: воспитатель, врач, экскурсовод, военнослужащий.

Из 100 % учащихся в контрольном классе 22 % имеют интерес к профессиям Ч — «Человек». Предметом труда для данного типа профессии являются: воспитатель, врач, экскурсовод, военнослужащий.

Из 100 % учащихся в экспериментальном классе 10 % имеют интерес к профессиям Т — «Техника». Предметом труда для данного типа профессии являются: монтажник, машинист, регулировщик.

Из 100 % учащихся в контрольном классе 22 % имеют интерес к профессиям Т — «Техника». Предметом труда для данного типа профессии являются: монтажник, машинист, регулировщик.

Из 100 % учащихся в экспериментальном классе 20 % имеют интерес к профессиям З — «Знак». Предметом труда для данного типа профессии являются: бухгалтер, экономист, радист, инженер, телефонист.

Из 100 % учащихся в контрольном классе 11 % имеют интерес к профессиям З — «Знак». Предметом труда для данного типа профессии являются: бухгалтер, экономист, радист, инженер, телефонист.

Из 100 % учащихся в экспериментальном классе 20 % имеют интерес к профессиям И — «Искусство». Предметом труда для данного типа профессии являются: писатель, художник, модельер, музыкант, скульптор, архитектор.

Из 100 % учащихся в контрольном классе 11 % имеют интерес к профессиям И — «Искусство». Предметом труда для данного типа профессии являются: писатель, художник, модельер, музыкант, скульптор, архитектор.

Таким образом, проведенное констатирующее исследование выявило, что у младших школьников наблюдается недостаточно большое представление о мире профессий. Интересы младших школьников к профессиям и то, кем бы хотели стать в будущем имели противоречия. Исследование показало необходимость проведения специальной работы по ознакомлению младших школьников с миром профессий.

Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.]: Питер, 2008. — 400: ил. — (Мастера психологии).
  2. Елькина О. Ю., Формирование продуктивного опыта младших школьников // Начальная школа плюс до и после. — 2007. — № 4. — С. 1–5.
  3. Зеер Э. Ф. Основы профориентологии / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова. – М.: Высшая школа, 2005. — 159 с.
  4. Климов Е. А. Как выбирать профессию. / Климов Е. А. — М.: Просвещение, 1986. – 187 с.
  5. Копытов А. Д. Формирование профессиональных интересов учащихся школ и ПТУ [Текст] / А. Д. Копытов. — Томск, 1993. — 80 с.
  6. Кочетов А. И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников. — М., 2006. — 160 с.
  7. Попова Е. В. Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников: методические рекомендации / Е. В. Попова, В. А. Творожникова — Сыктывкар: ГАУ РК «РИЦОКО», 2011. — 66 с.
  8. Прошицкая Е. Н. Джон Голланд о выборе профессии / Школа и производство. Прошицкая Е. Н. — 1993. — № 4. — 22–25 с.
  9. Пряжников Н. С. Деловая игра как средство активизации учащихся в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии, 1987, № 4. — 92–99 с.
  10. Резапкина В. Г. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. — М.: Генезис, 2005. — 208 с., ил.
  11. Сазонов А. Д. Исследование проблем профессиональной ориентации // Советская педагогика, 1983, № 10. — 43–47 с.
  12. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 544 с.
  13. Чистякова С. Н. Основы профессиональной ориентации школьников: Учебное пособие. / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
  14. Профессиональная ориентация (профориентация) // Российское образование. URL: http://www.edu.ru/abitur/act.15/index.php
Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, интересная профессия, ответов младших школьников, просвещения младших школьников, типа профессии, нужная профессия, Предметом труда, Анализ ответов младших, профессионального просвещения младших, «Взгляд иотношение кпрофессиям», Интересы младших школьников, Резапкиной «Профессиональные интересы, интересы младших школьников, профессиональной ориентации школьников, Большее количество учащихся, вопрос беседы, экспериментального класса, контрольном классе, профессиональное просвещение, профессия «сотрудник полиции».

Ключевые слова

профессиональная ориентация, труд, профориентация, профессиональное просвещение

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос