В данной работе проанализированы организационная и правовая формы Центрального банка Российской Федерации, как особого публично-правового института. Анализируется проблема двойственной природы Банка России как государственного органа и юридического лица.
Ключевые слова: Банк России, Центральный банк, публично-правовой институт, государственный орган, юридическое лицо, двойственная природа.
В теории права Российской Федерации все юридические лица отнесены к определенной организационно-правовой форме. Благодаря этому, можно судить об их деятельности, целях создания и о характере взаимоотношений между собой. Однако, не у всех юридических лиц определен их правовой статус. Статьей 75 Конституции Российской Федерации [1.] установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка Российской Федерации, в которой определено его особое право на осуществление денежной эмиссии и функция, которая выражается в защите и обеспечении устойчивости рубля. Правовое регулирование ЦБ РФ регламентируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Главным элементом правового статуса Центрального банка РФ является принцип независимости, который в свою очередь проявляется в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительными правами. Согласно Конституции РФ [1.] и ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» [2.] Центральный Банк Российской Федерации осуществляет свои функции и полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Хотя по своей природе полномочия Банка России относятся к функциям государственного органа, так как их реализация может привести к применению мер государственного принуждения.
Отличительным признаком правового статуса Банка России является его двойственная природа. Настоящее законодательство не относит Центральный банк РФ к государственным органам, а также не определяет организационно-правовую форму юридического лица.
Среди ученых не сложилось единого мнения при определении правового статуса Центрального банка РФ. Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин придерживались мнения, согласно которому существует четвертая ветвь власти — «денежная власть» [3. С. 14]. А. Г. Братко говорил, что Центральный Банк РФ не является органом государственной власти, потому что в соответствии со статьей 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Банк России не включен в этот перечень. Следовательно, его нельзя назвать государственным органом [4. С. 96]. Но мы считаем это мнение не совсем верным, так как Конституция РФ и большинство федеральных законов закрепляют порядок создания и деятельности органов государственной власти, которые тоже нельзя отнести ни к одной ветви власти. Также Т. Б. Замотаева считает, что порядок назначения руководящих органов Центрального банка РФ, статус служащих Банка России (приравненных к государственным служащим) позволяют однозначно признать Центральный банк РФ государственным органом [5. С. 40–45]. Согласно статье 5 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России подотчетен Государственной Думе РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ по представлению Президента РФ, а также назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ.
Гаврин Д. А. утверждает, что «остроты» спору добавляет принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков», который дает очередной повод отнести Банк России к государственному органу [6. С. 70–75]. По мнению Белых В. С., именно из-за двойственной природы Банка России усматривается парадоксальная ситуация: противопоставления статуса Центрального банка РФ как органа, наделенного властными полномочиями, и юридического лица, хозяйствующего субъекта [7. С. 48].
Еще одним признаком Банка России как государственного органа, можно назвать его право на нормотворчество. Это его исключительное право на создание нормативно-правовых актов, которые в последствие обязательны для федеральных органов власти, органов власти субъектов, органов местного самоуправления, а также для физических и юридических лиц. Хотя Банк России и не обладает законотворческой инициативой, при этом законы, касающееся функций ЦБ РФ, должны направляться на дачу заключения именно в Банк России, что является весьма странным.
В соответствии со статьей 1 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России является юридическим лицом [2.]. Согласно статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [8.]. О правовом положении Центрального банка РФ ГК РФ говорит в пункте 4 статьи 48 [8.].
ГК РФ делит все юридические лица на коммерческие и некоммерческие. Но к какой организационно-правовой форме относится Банк России законодатель не указал. Если анализировать все организационно-правовые формы юридических лиц, то скорее всего ЦБ РФ можно отнести к государственным учреждениям. Поскольку извлечение прибыли не является целью деятельности Банка России, ему присущи властные управленческие полномочия, имеется уставный капитал, при этом ЦБ РФ наделен как финансовой, так и имущественной самостоятельностью. Но и эта точка зрения не является верной, так как государство не отвечает по обязательствам Банка России, который в свою очередь не отвечает по обязательствам государства, что не характерно для государственных учреждений.
Можно рассмотреть вариант, что Банк России — это государственная корпорация. Государственная корпорация — это некоммерческая организация, не имеющая членства, которая учреждена Российской Федерацией на основе имущественного, созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Как мы видим, Банк России учрежден на основе имущественного взноса, создан в соответствии с Федеральным законом, не имеет членства и уставных документов. Однако, чтобы считать Банк России государственной корпорацией, это должно быть четко определено в его Федеральном законе [9. С. 19–24].
Таким образом, проанализировав данную проблему, можно сделать вывод, что организационно-правовая форма Центрального Банка Российской Федерации как юридического лица должна быть закреплена на законодательном уровне. Данные пробелы в законодательстве существенно влияют на взаимоотношения Банка России с государственными органами, юридическими и физическими лицами, а также на понимание в целом природы Банка России.
Литература:
- Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года.: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 — ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
- О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: от 10.07.2002 № 86-ФЗ: ред. от 03.04.2020 № 167-ФЗ // СПС «Консультант плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
- Тосунян, Г.А., Викулин, А.Ю. [Текст]: Деньги и власть. Теория разделения властей и проблемы банковской системы. / М.: Юстицинформ, 2000. — С. 14.
- Братко, А.Г. [Текст]: Центральный банк в банковской системе России. / М.: Юстицинформ, 2001. — С. 96.
- Замотаева, Т. Б. Правовой статус Центрального Банка России [Текст] / Замотаева Т. Б. // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2012. — № 2. — С. 40–45.
- Гаврин, Д. А. От банковской деятельности до банковских операций [Текст] / Гаврин Д. А. // Бизнес, менеджмент и право. — 2016. — № 1–2. — С. 70–75.
- Белых, В. С. Банковское право [Текст]: учебник / отв. Ред. Белых В. С. — М.: Проспект, 2014. — С. 48.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая [Электронный ресурс]: от 30.11.1994 № 51-ФЗ: ред. от 16.12.2019 № 34-ФЗ // СПС «Консультант плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
- Белых, В.С, Белых, С. В. Конституция РФ и правовые основы предпринимательской деятельности [Текст] / Белых В. С. Белых С. В. // Бизнес, менеджмент и право. — 2015. — № 2. — С. 19–24.