Женские образы в романе «Война и мир» в аспекте экофеминистской литературной критики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (320) июль 2020 г.

Дата публикации: 23.07.2020

Статья просмотрена: 2089 раз

Библиографическое описание:

Тан, Юй. Женские образы в романе «Война и мир» в аспекте экофеминистской литературной критики / Юй Тан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 30 (320). — С. 160-163. — URL: https://moluch.ru/archive/320/72797/ (дата обращения: 17.12.2024).



Предмет статьи составляют отношения между женщинами и природой, женщинами и мужчинами, мужчинами и природой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Рассматриваются женские образы в романе, выявляется тесная связь между женщинами и природой в свете экофеминистской литературной критики.

Ключевые слова: экофеминизм, Л. Н. Толстой, «Война и мир», женские образы, природа.

XX век ознаменовался расцветом феминизма и экологического движения. Их общность состоит в том, что феминистки надеются получить теоретическое оружие и новые теоретические перспективы, а экологи стремятся к более практическим шагам, направленным на защиту природы. Сочетание двух этих социальных сил создало экофеминизм. Этот термин был введен французской исследовательницей-феминисткой Франсуа де Оппони в 1974 году в книге «Женщины или смерть». Де Оппони увидела общность между женщинами и землей благодаря их способности к размножению-плодородию. Она обвинила патриархальное общество в нанесении вреда окружающей среде и угнетении женщин.

Другой защитник экофеминизма, Патрик Д. Мерфи, также призывает прислушаться к голосам женщин, которые выступают за сохранение природы и культуры. В целом, экофеминизм исследует экологические проблемы, рассматриваемые с гендерной точки зрения. Актуализация гендерной позиции объясняется тем, чем женщина ближе к природе, чем мужчина. Женщины критикуют андроцентризм и антропоцентризм, выступают против дискриминации по половому признаку. Противодействуя различным формам господства и угнетения, они пытаются восстановить мир, в котором люди и природа находятся в гармонии. Некоторые экофеминистские идеи родственны взглядам Л. Н. Толстого.

Глава 1. Естественная женщина в «Войне и мире»

По-мнению представителей экофеминизма, женщина и природа несут ответственность за сохранение жизни на земле. Они всегда жертвуют собой. Кроме того, женщины активнее чем мужчины проявляют нравственную чистоту, искренность и доброту. В романе «Война и мир» Толстой создал несколько женских персонажей: импульсивная, жизнерадостная Наташа Ростова, блестящая светская красавица Элен Курагина, скрытная тихоня Сонечка, стеснительная умница Марья Болконская и т. д.

  1. Невинная Наташа

Наташа в подростковом возрасте показана черноглазой девочкой с большим ртом. Она не красавица. Дружелюбная атмосфера семьи Ростовых воспитала её веселой, активной и своенравной. Юная Наташа не разбирается в условностях высшего света. Она чистый нефрит, не вырезанный искусственно, ни оскверненный ничем мирским. Андрей Болконский называет ее человеком, на котором не стоит клеймо высшего общества.

Наташа близка к природе. В сцене охоты у дядюшки она кажется маленьким зверем в родной стихии. Она любит верховую езду, проявляет интерес к охоте. Сосед Ростовых, помещик Илагин, называет ее Дианой — именем древнегреческой богини охоты и животного мира. Наташа действительно принадлежит природе. В гостях у дядюшки Наташа быстро знакомится с деревенскими женщинами. Она любит деревенскую еду, игру на балалайке. Кульминационным моментом становится исполнение Наташей русского танца под гитару. Она «умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке» [7].

В условиях высшего света поведение Наташи выглядит противоречивым. С одной стороны, она любит, когда на нее смотрят, хочет привлечь к себе внимание. Наташа огорчается, когда ее не приглашают танцевать, но, оказавшись среди танцующих пар, вновь испытывает радость. С другой стороны, среди чопорных аристократов она выглядит чужой: «она знала, что всё это должно было представлять, но всё это было так вычурно-фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно на них. Она оглядывалась вокруг себя, на лица зрителей, отыскивая в них то же чувство насмешки и недоумения, которое было в ней; но все лица были внимательны к тому, что происходило на сцене и выражали притворное, как казалось Наташе, восхищение» [2, с.327]. Наташа невинна и естественна. Она наблюдательна. Замечая уродливость актеров, Наташа видит восхищение на лицах других зрителей. Так происходит столкновение героини с лицемерием высшего общества.

2. Скромная Марья

Дочь Николая Андреевича Болконского княжна Марья вместе с отцом живёт в деревне и ведёт почти монашескую жизнь. Внешность княжны Марьи отличается от облика Наташи Ростовой: у неё худое лицо, она выглядит физически слабой и непривлекательной. Единственное, что отмечают все в ее облике — это глаза: глубокие, лучистые, спокойные и нежные. Они позволяли увидеть её прекрасное сердце и чистую душу. Кто бы ни смотрел в эти глаза, сразу забывал о внешней непривлекательности девушки.

Княжна Марья — добра и религиозна, в тайне от отца она принимает в доме «божьих людей». Девушка чтит Библию и её законы, основанные на любви, милосердии, терпении, всеобщей гармонии. В письме к Жюли Карагиной княжна Марья пишет: «Мне кажется только, что христианская любовь к ближнему, любовь к врагам, достойнее, отраднее и лучше, чем те чувства, которые могут внушить прекрасные глаза молодого человека молодой девушке, поэтической и любящей, как вы» [1, с.113]. Марья всегда с величайшей добротой относится к другим людям: с терпимостью к странному упрямому отцу, заботится о брате и беременной невестке, заботится о подруге, потому что, по её мнению, в этом состоит счастье.

Христианская вера делает княжну Марью проницательной в оценке людей. В то время как другие унижают Пьера, видя в нём лишь незаконнорожденного сына графа Безухова, героиня способна оценить сердечность Пьера. Для неё доброта — главное качество человека. Когда другие завидуют Пьеру, унаследовавшему огромное состояние отца, княжна Марья замечает: «Я жалею князя Василия и еще более Пьера. Столь молодому быть отягощенным таким огромным состоянием, — через сколько искушений надо будет пройти ему!» [1, с.114]. Княжна Марья словно предвидит драматические события в судьбе Пьера, вызванные его женитьбой на Элен Курагиной. Если аристократическое общество во главе с князем Василием Курагиным ценит лишь знатность и богатство, то Марья Болконская хорошо понимает всю тяжесть бремени денег. Она похожа на озеро, чья спокойная, невозмутимая гладь отражает происходящее вокруг.

3. Печальная Элен

Если Наташа Ростова и княжна Марья олицетворяют душевную красоту и обаяние женщины, то Элен, дочь князя Василия, демонстрирует блестящую внешность: «Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющем и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала» [1, с.14].

Элен принадлежит к категории женщин, очарованных блеском светской жизни. Естественность, искренность, чистота не знакомы светской красавице, их место заняли лицемерие и алчность. Элен не может жить без роскоши, знаков внимания, она привыкла купаться в лучах своей женской славы, которой окружили её мужчины. Мечта о богатстве сблизила её с Пьерлм, но, выйдя на него замуж, она не стала счастливее. Элен изменяет мужу, выбирая своих поклонников в зависимости от их положения в обществе, богатства. Она, как птица в клетке, радуется удобству этой клетки и не замечает, что утратила возможность летать, лишена общения с природой. Несмотря на блестящую внешность, сердце Элен остаётся пустым, и её трагическая судьба предопределена.

Глава 2. Общее в природе и женщине

На протяжении тысячелетий мужчины реализуют свои властные интенции, угнетают женщин, эксплуатируют природу. Экологический феминист Грета Гард утверждает, что угнетение природы и женщин основано на одной идеологии — двойственном антагонизме мужского централизма и антропоцентризма. Женщины и природа, включенные в систему мужского доминирования, объективируются, переходя в категорию «других». В романе «Война и мир», изображающем в основном жизнь представителей дворянского общества, показано разрушение мира вследствие войны, угнетение женщины в царской России.

  1. Человечество и природа

Природа — источник жизни, наш общий с растениями и животными дом. Между тем в процессе истории возобладал антропоцентризм, возвысив человека над природой. Человек сделался полновластным хозяином мира, превратив природу в объект разграбления. Мужское общество, поощряющее стремление к власти, богатству, славе, отделило людей от природы: «Люди перестают резать друг друга, и событию этому сопутствует оправдание, состоящее в необходимости единства власти, отпора Европе и т. д. Люди идут с запада на восток, убивая себе подобных» [4, с.320]. В пожаре войны природа превратилась из родительницы человечества в арену борьбы за власть и мировую бойню: «…в этот жаркий, августовский день, это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге» [3, с.256]. Десятки тысяч трупов, одетых в военную форму разных стран, лежали на полях и лугах, на траве и грязи везде была кровь.

На бранном поле жизнь обесценивается, природа подвергается поруганию, растительность уничтожается, животные изгоняются, крестьяне лишаются своих жилищ. Гармония жизни разрушается: «Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: “Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?”» [3, с.263]. Дождь — это слёзы природы, которая оплакивает неисчислимые людские потери. Природа скорбит о человечестве, ввергнутом в пучину бедствий и страданий, но она не в силах исправить ситуацию. Природе достаётся участь жертвы, на которую её обрекает безжалостный мир мужских амбиций, развязавший войну.

2. Мужчина и женщина

Толстой в романе подвергает высший свет беспощадной критике. Несмотря на то, что страна находится в опасности, представители знати продолжают плести интриги, бороться за власть, вести разгульную и аморальную жизнь. Князь Андрей понимает, что такая жизнь далеко от его идеалов. Он признается Пьеру, что великосветская гостиная, где царят сплетни, интриги, мелочное тщеславие, образует лабиринт, из которого он не может выбраться. Этим продиктовано его желание отправиться на войну, где, как ему кажется, он найдёт себя.

Но великокняжеским женщинам, таким как Элен, судьба не оставила выбора: они родились и выросли в социальной среде, из которой нет выхода. Участь благородных дам — быть аксессуарами мужчин, их внутренний мир едва ли не беднее, чем мир простолюдинок. Жизнь аристократок проходит в светских гостиных, а не на природе, которую они не знают и не чувствуют. Задача знатных дам — угождать мужчинам, обменивая свою любовь и красоту на семейный союз, который в патриархальном обществе ценится очень высоко. Слабохарактерный Пьер после получения наследства снискал почёт и уважение в аристократических кругах. Бедная родственница Соня, из милости живущая у Ростовых, лишена возможности выйти замуж за любимого ею Николая. И хотя князь Андрей склонен упрекать женщин в эгоизме, тщеславии, умственной неразвитости и духовной пустоте, он не понимает, что эти недостатки — результат навязанной им патриархальной модели общества, где социальная роль женщины искажена.

Феодальная система гендерных отношений препятствует духовному развитию женщины, а война, будучи делом мужчин, вмешивается в мир женщин. Разрушено семейное счастье Лизы Болконской. Молодая беременная женщина находится в деревенском заточении под присмотром своенравного свёкра. Она так и не успевает увидеть мужа, окружить заботой рождённого ребёнка. Война заставляет графиню Ростову отправить на фронт двух сыновей, смерть младшего из них, Пети, повергает её в отчаяние, став причиной развития душевной болезни. Война — это не только погибшие мужчины, но и потерявшие своих мужей, братьев, сыновей женщины — несчастные вдовы, матери, сёстры. Война наносит тяжёлый удар их истерзанным душам. Женщины бессильны противостоять войне, как бессильна Лиза удержать своего мужа или графиня Ростова — своих сыновей. В этом выражается несправедливость и жестокость мира, которым управляют мужчины.

Глава 3. Природные силы женщины

Женщины от природы наделены особыми защитными механизмами, которые позволяют им оставаться деятельными и душевно активными в экстремальных условиях. Они могут сохранять искренность и доброту, а также противостоять судьбе и продолжать процесс внутреннего саморазвития.

  1. Сила женского самовосстановления

Проживая до войны в усадьбе с отцом, княжна Марья не испытывала трудностей. Его смерть стала для неё тяжёлым ударом. Вместе с тем путы отцовской власти, сковывающие дочь в течение десяти лет, оказались разорваны, и княжна Марья была вынуждена сама строить свою жизнь. Любовь к Николеньке спасла ее от горя. Она отказалась от предложения укрыться во Франции, потому что Франция виновна в смерти её отца и разрушении Родины. Свои душевные и физические силы княжна Марья сосредоточила на воспитании племянника. Несчастие не сломило её, научив сопротивляться обстоятельствам.

В отличие от княжны Марьи, Наташа находилась под защитой своей большой и дружной семьи. Только когда семья была вынуждена оставить Москву, чтобы не оказаться в оккупации, Наташа столкнулась с жестокой реальностью. Суровым испытанием для неё стала встреча с тяжело раненным князем Андреем. Увидев на его лице печать смерть, она ухаживает за ним, как верная сиделка, мучаясь оттого, что не может облегчить его страдания. Другим ударом стала для Наташи гибель Пети, её младшего брата. Но горе матери заставило её сохранить душевные силы. Наташа окружила её заботой и любовью, пытаясь залечить нанесённые войной раны.

  1. Сила женщин в трудной ситуации

Мы становимся свидетелями удивительного преображения княжны Марьи. Когда она снова появилась перед Николаем, «первый раз вся та чистая духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу. Вся ее внутренняя, недовольная собой работа, ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование — всё это светилось теперь в этих лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черте ее нежного лица» [4, 24]. Потеряв брата, княжна Марья посвятила себя воспитанию его маленького сына, Николеньки Болконского, и эта преданная любовь не могла не вызвать отклик в сердце Николая Ростова.

Нравственные испытания изменили и Наташу Ростову. От былых весёлости, резвости не осталось и следа. Её взгляд стал меланхоличным, душа — отзывчивой и терпимой. Пьер даже не сразу узнал ее, когда они снова встретились. Повзрослевшая Наташа сохранила детскую невинность и женскую элегантность. Теперь она не позволит себе обмануться, приняв внешнюю привлекательность мужчины за его нравственную сущность. Она ценит сердечность отношений и родство душ, которые связывают её с Пьером. После того, как Наташа вышла замуж за Пьера, она посвятила себя мужу, детям, семье, реализовав своё женское предназначение.

В «Войне и мире» Л. Н. Толстой создаёт образы Наташи Ростовой и княжны Марьи, раскрывая их богатый внутренний мир и душевную красоту. По контрасту с ними показан образ холодной светской красавицы Элен. Автор описывает женскую красоту, отмечает близость женщин к природе, осуждает дискриминацию женщин в аристократическом обществе. Вместе с тем Толстой раскрывает суровую правду войны, изображая героизм и трагедию русского народа. Таким образом, Толстой выразил своё желание вернуться к природе, создать мир, в котором мужчины, женщины и природа находятся в гармонии.

Несмотря на то что представление Толстого о назначении женщины ограничивается семейной сферой, его изображение женских характеров и судеб в «Войне и мире» позволяет сделать следующий вывод: писатель ценит добрую, душевно развитую, естественную женщину, способную к самовосстановлению и саморазвитию в трудных ситуациях.

Литература:

  1. Бугович В. Некоторые аспекты интерпретации романных образов Л. Н. Толстого (образ Наташи Ростовой в романе Война и мир) // Гуманитарное пространство. -2012. -№ 2. -С.391–406.
  2. Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студентов вузов / под общ. ред. И. В. Костиковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2005. 235 с.
  3. Волкова В. Б. Человек и природа в романе Л. Н. Толстого»Война и мир». Дис. канд. фил. наук / В. Б. Легонькова. — Магнитогорск, 2002. -174с.
  4. Гулин Александр. Идеальный женский образ в русской эпической прозе XIX века. Маша Миронова и Наташа Ростова // Русская словесность. -2019.-№ 6.-С.71–80.
  5. Петухова Т. В. Л. Н. Толстой и его последователи о роли женщины в общественной жизни // Проблемы социально-экономического, политического и культурного развития России Межвузовский сборник научных трудов. -Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, -2015. -С.57–62.
  6. Стрельцова А. С. Человек-природа-общество в философской системе Л. Н. Толстого // Л. Н. Толстой и русская отечественная мысль о национальном воспитании сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. -Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, -2016. -С.259–266.
  7. Толстой Л. Н. Война и мир. Т. 1–2: роман в 4 т. М.: Художественная литература, 1937–1940. 1916 с.
  8. Юрьева О. Ю., Ван Ланьцзюй. Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» в свете идей китайской философии // Казанская наука. 2018. № 10. С. 56–59.
Основные термины (генерируются автоматически): природа, женщина, Война, Ростов, княжна, мужчина, высший свет, мир, аристократическое общество, высшее общество.


Ключевые слова

, Л. Н. Толстой, природа

Похожие статьи

Экзистенциальные переживания в контексте темы крепостного права в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»

В статье описаны экзистенциальные мотивы в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина». Проанализировано их воплощение в произведении: система персонажей, лирические отступления. Определена специфика экзистенциальных переживаний в произведен...

Игра, ложь и одиночество как неотъемлемые компоненты любовных отношений в рассказе Ивана Бунина «Генрих»

Статья посвящена анализу новеллы Ивана Бунина «Генрих» входящей в состав сборника «Темные аллеи» и являющейся ярким примером человеческих взаимоотношений в сложном художественном мире нобелевского лауреата. Предметом анализа в данной статье является ...

Ихтиологические образы в поэзии символистов (на основе стихотворения В. Брюсова «Солнцеворот»)

Ихтиологические образы фольклора и литературы можно отнести к архетипическим образам, поскольку они связаны с древнейшими представлениями людей о мире и пронизывают литературу от древности до сегодняшнего дня. В данной статье делается попытка выявить...

Пространственная структура эмиграции в творчестве Э. М. Ремарка на примере романа «Ночь в Лиссабоне»

Статья посвящена закономерностям функционирования художественного пространства в романе Э. М. Ремарк «Ночь в Лиссабоне». Рассматривается феномен пространства эмиграции, которое выстраивается с точки зрения героев-эмигрантов. Доказывается, что в струк...

Проблема времени в романе Э. М. Ремарка «Жизнь взаймы»

В данной статье рассматривается проблема художественного времени и его реализация в романе Эрих Мария Ремарка «Жизнь взаймы». Проанализированы особенности художественного времени и его отражение в образах главных героев. Использованы описательный мет...

Субъективно-эмоциональное воспроизведение романтической концепции Ф. М. Достоевского (на примере произведений «Двойник» и «Белые ночи»)

Статья посвящена исследованию субъективно-эмоционального воспроизведения романтической концепции в раннем творчестве русского писателя Ф. М. Достоевского. Предметом исследования является анализ двух произведений «Белые ночи» и «Двойник». Целью статьи...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Вечные темы в рассказе В. В. Набокова «Рождество»

В статье раскрыты основные темы рассказа В. В. Набокова «Рождество». Автор акцентирует внимание на таких вечных темах как взаимоотношения с Богом, противостояние жизни и смерти. Предметом анализа выступают взаимоотношения с Богом, противостояние жизн...

Эстетика сюрреализма в репрезентации антиномий бытия: «Чёрная обезьяна» З. Прилепина

Статья рассматривает проявление сюрреалистической эстетики в романе З. Прилепина «Чёрная обезьяна». Центральное место отводится проблеме духовной стагнации героя, утратившего семейное единство и оказавшегося в ситуации экзистенциального тупика. Конце...

Традиции житийной литературы в повести Л. Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского»

В статье рассматриваются традиции житийной литературы в повести Л. Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского». Отмечается связь произведения с житиями на жанровом, идейно-образном, композиционном уровнях. Автор приходит к выводу о том, что писатель, испо...

Похожие статьи

Экзистенциальные переживания в контексте темы крепостного права в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина»

В статье описаны экзистенциальные мотивы в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина». Проанализировано их воплощение в произведении: система персонажей, лирические отступления. Определена специфика экзистенциальных переживаний в произведен...

Игра, ложь и одиночество как неотъемлемые компоненты любовных отношений в рассказе Ивана Бунина «Генрих»

Статья посвящена анализу новеллы Ивана Бунина «Генрих» входящей в состав сборника «Темные аллеи» и являющейся ярким примером человеческих взаимоотношений в сложном художественном мире нобелевского лауреата. Предметом анализа в данной статье является ...

Ихтиологические образы в поэзии символистов (на основе стихотворения В. Брюсова «Солнцеворот»)

Ихтиологические образы фольклора и литературы можно отнести к архетипическим образам, поскольку они связаны с древнейшими представлениями людей о мире и пронизывают литературу от древности до сегодняшнего дня. В данной статье делается попытка выявить...

Пространственная структура эмиграции в творчестве Э. М. Ремарка на примере романа «Ночь в Лиссабоне»

Статья посвящена закономерностям функционирования художественного пространства в романе Э. М. Ремарк «Ночь в Лиссабоне». Рассматривается феномен пространства эмиграции, которое выстраивается с точки зрения героев-эмигрантов. Доказывается, что в струк...

Проблема времени в романе Э. М. Ремарка «Жизнь взаймы»

В данной статье рассматривается проблема художественного времени и его реализация в романе Эрих Мария Ремарка «Жизнь взаймы». Проанализированы особенности художественного времени и его отражение в образах главных героев. Использованы описательный мет...

Субъективно-эмоциональное воспроизведение романтической концепции Ф. М. Достоевского (на примере произведений «Двойник» и «Белые ночи»)

Статья посвящена исследованию субъективно-эмоционального воспроизведения романтической концепции в раннем творчестве русского писателя Ф. М. Достоевского. Предметом исследования является анализ двух произведений «Белые ночи» и «Двойник». Целью статьи...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Вечные темы в рассказе В. В. Набокова «Рождество»

В статье раскрыты основные темы рассказа В. В. Набокова «Рождество». Автор акцентирует внимание на таких вечных темах как взаимоотношения с Богом, противостояние жизни и смерти. Предметом анализа выступают взаимоотношения с Богом, противостояние жизн...

Эстетика сюрреализма в репрезентации антиномий бытия: «Чёрная обезьяна» З. Прилепина

Статья рассматривает проявление сюрреалистической эстетики в романе З. Прилепина «Чёрная обезьяна». Центральное место отводится проблеме духовной стагнации героя, утратившего семейное единство и оказавшегося в ситуации экзистенциального тупика. Конце...

Традиции житийной литературы в повести Л. Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского»

В статье рассматриваются традиции житийной литературы в повести Л. Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского». Отмечается связь произведения с житиями на жанровом, идейно-образном, композиционном уровнях. Автор приходит к выводу о том, что писатель, испо...

Задать вопрос