Типические черты «токаревской героини» (на материале творчества Виктории Токаревой) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (78) ноябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 19.11.2014

Статья просмотрена: 6514 раз

Библиографическое описание:

Меденцева, Н. П. Типические черты «токаревской героини» (на материале творчества Виктории Токаревой) / Н. П. Меденцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 668-671. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13584/ (дата обращения: 16.11.2024).

В период конца двадцатого — начала двадцать первого века ярким событием в русской литературе стало появление так называемой «женской прозы». Рассказы Виктории Токаревой, Людмилы Петрушевской, Дины Рубиной, Людмилы Улицкой стали открытием для читателей. До этого внутренний мир женщины не освещался столь многопланово. Женщина всегда рассматривалась со стороны, чужими глазами. Но никогда еще не заявляла о своих чувствах и переживаниях сама.

Особенно ярко тема психологического состояния женщины освещена в рассказах Виктории Токаревой. Рассказы Виктории Токаревой необходимы для понимания образа современной женщины.

Объектом исследования в статье станет «женская проза» Виктории Токаревой, а предметом — психотип женщины в ее рассказах.

Различные психотипы героинь токаревских произведений можно объединить в единое понятие «тип современной женщины». В данной работе будет осуществлена попытка подтвердить эту гипотезу методом анализа художественных средств, которые Виктория Токарева использует для раскрытия характеров.

Для анализа были выбраны несколько рассказов Токаревой: «Звезда в тумане», «Счастливый конец», «Летающие качели». Рассказы выбраны произвольно, чтобы более объективно оценить, можно ли героинь «случайно выпавших» рассказов объединить в один литературный тип.

Сначала необходимо понять, что представляет собой понятие «тип литературного героя».

Дмитрий Благой дает такое определение: «Литературные типы (типы героев) представляют собой совокупность персонажей, близких по своему роду занятий, мировосприятию и духовному облику. Распространение того или иного литературного типа может быть продиктовано самой потребностью общества в изображении людей с каким-то устойчивым комплексом качеств». [1]

В русской литературе в разные периоды времени возникали разные типы литературных героев. Их рождению способствовали особые социальные условия, которые формировали идеологию, мировоззрение, условия жизни и даже некоторые детали внешнего облика персонажей.

Примерами подобного рода может послужить целая галерея литературных типов. Некоторым из них критики дали названия.

Образы женщин в произведения Людмилы. Петрушевской, Людмилы Улицкой, Дины Рубиной и Виктории Токаревой очень разнообразны. Но их объединяет общий пространственно-временной промежуток. Сложные времена заставляют героинь принимать нестандартные решения, груз рутинных бытовых проблем принуждает искать выход из стеснительных удушающих рамок серой повседневности.

С одной стороны, женщина пытается построить карьеру, быть равноправной с мужчиной и обеспечивать семью. С другой стороны, женщина не в состоянии отречься от своих природных инстинктов, права чувствовать и любить вопреки «правильным» законам логики.

Внутренний конфликт заставляет женщину совершать поистине «женские» поступки, нелогичные с точки зрения мужчин, но обоснованные «внутренней правдой».

Героини Токаревой, на первый взгляд, абсолютно разные: молоденькие девушки, зрелые женщины, стареющие дамы. Они отличаются друг от друга возрастом, характером, социальным и семейным положением. Но при всем этом они «типичны». Они не выдуманы писательницей, а просто подмечены в реальности.

Раскрытие образов таких героинь требует особого авторского подхода. И Токарева его находит. Характер женщин показан с нескольких ракурсов:

1.                  самооценка;

2.                  внутренний монолог;

3.                  взгляд других людей (близких и посторонних);

4.                  авторская оценка (которая очень часто совпадает с самооценкой героини, потому что они обе — женщины).

Сопоставив все эти критерии, мы сможем охарактеризовать «токаревскую героиню» — литературный тип, прототипом которого являются современные женщины и девушки.

В центре внимания писательницы — женщины, и проблематикой в ее «женской прозе» являются судьбы прекрасной половины человечества и жизненные обстоятельства.

«Тематика ее рассказов и повестей многообразна и многопланова. Токареву интересуют такие нравственные категории, как душевная неуспокоенность, потребность самовыражения, страх одиночества». [2]

Критики с уверенностью называют ее «мастером диалогов», а также рассуждают об ее умении создать неповторимый образ героини: «Виктория Токарева способна углубиться во внутренний мир человека, с осмыслением морально — этических проблем». [2]

Героини Токаревой — обыкновенные люди с обыденными проблемами. С повседневными, но не безынтересными. Кто вправе говорить, что мир «типичной современницы» менее притягателен для исследователя, чем геополитические проблемы? Внутренний мир женщины — целая Вселенная.

И подтверждение этому мы находим в рассказе «Звезда в тумане».

Перед главной героиней возникла банальная житейская ситуация: от нее ушел муж. Ситуация банальная, но к ней никто никогда не готов. Для женщины предательство близкого человека — всегда боль, причем настолько сильная, что она ощущает ее физически: «как будто меня столкнули в холодную речку в октябре», «в грудь влетела шаровая молния и все там пережгла. Это очень больно», «внутри все гудело».

Вообще для творчества Виктории Токаревой характерно раскрытие образа с помощью соотношения душевного и физического состояния. Душевное состояние героини не статично. Взрыв эмоций («мои мозги перемешали большой ложкой») сменяется стремительным «потоком сознания» — новаторским авторским приемом, характерным для современной литературы. Этот прием показывает внутреннее состояние человека «без авторской цензуры»: «И очень хочется выскочить в окно. Это самое простое… я подошла к окну. Из снега торчали трехлитровые банки». «Все-таки банка — вещь полезная…».

Зачем человеку в такой трудный момент думать о полезности банок? Виктория Токарева сознательно оставляет в тексте «нелепую мысль не по теме». С помощью этой детали она ярче показывает эмоциональное состояние героини.

Клубок мыслей героини постепенно начинает распутываться посредством внутреннего монолога, самооценки. Возникает своеобразный парадокс: разговаривая сама с собой, женщина начинает видеть себя глазами третьих лиц.

Внутренний монолог перерастает в полилог:

женщина — женщина

женщина — дочь — женщина

женщина — подруги — женщина

женщина — сотрудницы — женщина

женщина — читатель.

Но каждый раз героиня — связующее звено. Обидевший ее муж остается в стороне, как тень, и существует только в разговорах женщин.

Сторонники аргументированности могут упрекнуть автора в необъективности. Где же взгляд со стороны? Где оценка самой писательницы? Где логичные выводы?

Но чуткий читатель ответит, что они ни к чему.

Токаревской героине не нужна критика со стороны. Она объективна какой — то внутренней правдой. «Звезда в тумане» — очень точная метафора. Успешная женщина, многого добившаяся в карьере, не забывая при этом быть женой и матерью, похожа на Звезду, отдающую свет, радующий всех вокруг. Но при этом череда жизненных обстоятельств, тайных завистников, эгоистичных близких могут, как туман, застилать этот свет, причем … от самих себя. Звезда светит так же ярко, как и прежде. Это отражается во взаимоотношениях героини с дочкой Машей, которую она полюбила «давно, еще до того, как она появилась».

Героиня современна и, как полагается современной женщине, умна и проницательна. Она правильно и трезво оценивает ситуацию: видит эгоизм дочери, злорадство подруг, бесхарактерность мужа, но при этом все прощает. То есть остается доброй, заботливой, понимающей женщиной. Это для нее единственный способ сохранить гармонию и душевное равновесие, хотя и не сразу.

Похожий типаж героини мы можем наблюдать в рассказе «Летающие качели».

Сюжет рассказа незатейлив. Женщина, обремененная грузом семейных и личных проблем, привела дочь в парк в первый день летних каникул. В течение нескольких часов они стоят под палящим солнцем в очереди на аттракцион «Летающие качели». Все это время героиня наблюдает за поведением дочери и детей-близнецов своей подруги. Насколько точны и объективны ее наблюдения! Как они железно беспристрастны! «Моя Наташка как две капли воды походила на меня и одновременно на тюфячок, набитый мукой» «Она [дочь] прощупывала меня, буравила своими ясными трезвыми глазками чекиста».

Такое ощущение, что это слова постороннего строгого воспитателя.

Но давайте задумаемся: действительно ли эта критика направлена на детей?

Вовсе нет. Любая мать видит продолжение самой себя в детях. И замечая недостатки в детях, она прежде всего видит эти недостатки в себе. Далее в тексте мы находим подтверждение этому: героиня хочет расстаться с любимым, так как не видит будущего в их отношениях. Итак, героиня не довольна собой! Она себя упрекает в нерешительности, в неискренности, в некрасивости! Это не дочь ее «буравит глазками», а она сама пытается рассмотреть себя.

Но вот настает долгожданная минута начала аттракциона. «Я полетела в небо», — заявляет героиня. И с этого момента Токарева применяет один из своих излюбленных приемов: она стирает грань между реальностью и фантазией. И дальше действие происходит в «мистической реальности» [термин В.Токаревой]. Качели несут героиню навстречу всем ее желаниям и страхам. Увернуться от них она не может, поэтому вынуждена за секунды принимать решения. За секунду человек действует интуитивно, инстинктивно, не задумываясь, поэтому-то он и честен перед собой.

Героиня увидела молодых отца и мать, свою хохочущую дочурку, нерожденного сына, уже не любимого ей любимого. Она ясно осознает, какие чувства испытывает к этим людям в данный момент и …освобождается от прошлого, готовясь к встрече новой жизни.

В «мистической реальности» происходит и действие рассказа «Счастливый конец». Пережив метафорическую смерть, героиня получила возможность рассказать о себе сама с позиции третьих лиц: сына, мужа, Его (любимого человека), подруг Али и Эли, матери и даже Бога. Взгляд со стороны позволил героине разобраться в своих чувствах.

Жизненное пространство героини заполнено множеством деталей. В квартире это «сверкающее платье, как бесполезное напоминание о том, что человек создан для счастья». На улице — авоська, с которой ее видела дворничиха Нюра. В доме любимого — форточка — намек на ограниченность их встреч. И телефон — связь между ней и Любимым. Благодаря этим деталям Токарева показывает, как многолика сфера человеческих взаимоотношений.

К нелюбимому мужу героиня равнодушна и даже подтрунивает над его никчемностью и потребительским отношением к жизни: «Теперь он был свободен, но что делать со свободой — еще не ясно. И нужна ли она ему. Как ни говори, а пользы от меня было гораздо больше, чем неудобств».

По отношению к сыну заботлива, боится напугать его своим уходом: «Если меня не будет и все скажут, что я умерла, ты не верь. Я поселюсь на облачке и буду смотреть на тебя сверху».

По отношению к Нему испытывает безграничную преданность и любовь: «Мы умели вот так молчать подолгу, и нам не было скучно».

Произведение заканчивается телефонным разговором двух любящих людей, которые «стояли по разные концы города и слышали дыхание друг друга». То есть счастливый конец — это тот конец телефона, у которого стояла вторая половинка. Неважно, какие расстояния и обстоятельства разделяли любящие сердца. Они все равно чувствовали друг друга.

Опять токаревская героиня, умная, вдумчивая, самостоятельно решает проблемы, разбирается в себе, не боясь называть вещи своими именами. Она соединяет в себе функции матери, жены, любовницы, дочери, подруги. Какие-то роли удаются лучше, какие-то хуже, но в каждой роли она настоящая. Просто спектакль смотрят разные зрители.

Во всех проанализированных рассказах Виктории Токаревой центральное место занимает женщина. Читатель видит ее глазами друзей, подруг, родных и себя самой. У всех этих женщин есть много общего. Поэтому мы с полной уверенностью можем заявить, что Виктория Токарева в своих произведениях сумела создать образ современницы, другими словами, в литературе появился тип «токаревской героини».

Все токаревские героини обладают общими типическими чертами.

1.                  Это умная женщина с высшим образованием

2.                  У нее, как правило, есть дети, и она хорошая, заботливая мать («Звезда в тумане», «Счастливый конец»).

3.                  Она замужем, но отношения с мужем ее не устраивают по той или иной причине. (Либо он бросает семью, либо героиня просто сосуществует рядом с нелюбимым).

4.                  Токаревской героине важно, какое место она занимает в обществе. Она стремится быть успешной в работе.

5.                  Она умеет слушать и слышать других людей, открыта для общения, если человек этого достоин.

6.                  Женщина в произведениях Виктории Токаревой крайне самокритична. Критика почти всегда дорастает до самоиронии, а порой и до откровенного стеба.

7.                  Героини Токаревой объективны по отношению к своим детям: они видят их недостатки и достоинства. Но при этом не ломают, не перевоспитывают своих детей.

8.                  Все героини по-женски стремятся к счастью и считают, что заслуживают его. Очень часто они стеснены жизненными обстоятельствами, но они вовсе не забитые существа. У этих женщин очень развито чувство собственного достоинства.

9.                  По мнению В. Токаревой, внутренний мир современной женщины — это «звезда в тумане». Этот мир ярок, удивителен и прекрасен, но немного поблек для стороннего наблюдателя в тумане повседневных забот и житейских неурядиц.

10.              Для раскрытия образа своих героинь Токарева использует типичные для ее творчества приемы внутреннего монолога, «потока сознания», иронии, юмора, философских рассуждений.

Виктория Токарева была в числе авторов, которые затронули вопрос о женской судьбе, о жизни женщины в целом. Ее героини стремятся к познанию себя как личности, и поэтому постоянно критикуют и анализируют свое поведение, отношения между собой и мужчинами, с детьми. Динамика современной жизни заставляет токаревских героинь утверждаться в социуме, но при этом они не отрекаются от права быть женственными.

 

Литература:

 

1.                  Благой Д. Словарь литературных терминов, т.1, 1925.

2.                  Серафимов В. Д. Практические материалы для подготовки к сочинениям, выпускным и вступительным экзаменам.

3.                  Токарева Виктория. Рассказы и повести. М., 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): женщина, героиня, виктория, внутренний монолог, современная женщина, литературный тип, рассказ Виктории, Токаревская героиня, внутренний мир женщины, русская литература.


Похожие статьи

Циклический архетип времени в современной научной фантастике (на материале рассказа К. Чихунова «Цитадель»)

О структуре художественного образа (на материале романа А. Рекемчука «Нежный возраст»)

Чеховские мотивы в творчестве Л. Улицкой (на примере рассказа «Большая дама с маленькой собачкой»)

Речевые особенности «демонической женщины» в художественном тексте

Особенности психологизма прозы И. А. Бунина (на примере цикла новелл «Темные аллеи»)

Своеобразие экспликации пространственных образов в произведении Н.А. Дуровой «Записки кавалерист-девицы»

Мифологизация художественного пространства в романе Павла Крусанова «Укус ангела»

Семантика чуждости в художественном тексте (на примере повести А.Н. Анненской «В чужой семье»)

Функции современной детской литературы (на примере анализа повести Лилии Волковой «Под созвездием бродячих псов»)

Буддийские мотивы в японской литературе эпохи Хэйан (на примере средневековой повести «Дневник Сарасина»)

Похожие статьи

Циклический архетип времени в современной научной фантастике (на материале рассказа К. Чихунова «Цитадель»)

О структуре художественного образа (на материале романа А. Рекемчука «Нежный возраст»)

Чеховские мотивы в творчестве Л. Улицкой (на примере рассказа «Большая дама с маленькой собачкой»)

Речевые особенности «демонической женщины» в художественном тексте

Особенности психологизма прозы И. А. Бунина (на примере цикла новелл «Темные аллеи»)

Своеобразие экспликации пространственных образов в произведении Н.А. Дуровой «Записки кавалерист-девицы»

Мифологизация художественного пространства в романе Павла Крусанова «Укус ангела»

Семантика чуждости в художественном тексте (на примере повести А.Н. Анненской «В чужой семье»)

Функции современной детской литературы (на примере анализа повести Лилии Волковой «Под созвездием бродячих псов»)

Буддийские мотивы в японской литературе эпохи Хэйан (на примере средневековой повести «Дневник Сарасина»)

Задать вопрос