Сила счастливой семьи в романе Толстого «Анна Каренина» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 28.11.2021

Статья просмотрена: 1078 раз

Библиографическое описание:

Нишанов, Я. И. Сила счастливой семьи в романе Толстого «Анна Каренина» / Я. И. Нишанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 541-543. — URL: https://moluch.ru/archive/390/86058/ (дата обращения: 24.11.2024).



В статье рассматривается сила счастливой семьи в романе Толстого «Анна Каренина». Величайший роман о любви, семье, смысле жизни и свойствах страсти. Через истории нескольких семей, счастливых и несчастных, Толстой рассказывает о тончайших движениях человеческой души: кажется, в этом романе он понял о людях больше, чем понимают они сами [1].

Ключевые слова: Л. Н. Толстой, роман «Анна Каренина», счастливая семья, поэтика, научная традиция; творческая история.

Известно, что Толстой начинает роман «Анна Каренина» строкой: «Все счастливые семьи похожи; каждая несчастная семья несчастлива по-своему», рассматривая роман как тематическое исследование счастливых и несчастных семей. Хотя в романе в основном рассказывается о несчастливых семьях, Толстой делает историю одной счастливой семьи — Екатерины Щербатской (Кити) и Константина Левина (Костя) столь же интересной, как и другие. Хотя любые другие отношения, кажется, разрывают их участников, Кити и Костя выделяются, потому что их любовь делает их сильнее. Николай Левин, брат Кости, имеет первостепенное значение для иллюстрации того, как их отношения позволяют им справляться с проблемами, с которыми они не могут справиться в одиночку. Мы видим, как те самые качества, которые не позволяют им справиться с его болезнью самостоятельно, превращаются в добродетели, когда они вместе. Используя жизнь и смерть Николая Левина как способ подчеркнуть различия между Кити и Константином Левиным до и после их брака, Толстой подчеркивает преобразующую силу любви, раскрывая ее способность уравновесить наши слабости и сделать нас целостными.

Толстой подчеркивает преобразующую силу любви, раскрывая способность любви уравновесить наши слабости и сделать нас целостными.

Толстой сразу устанавливает связь между Кити и отношениями Константина и Николая. Впервые читатель встречает Николая сразу после того, как первое предложение Константина было отклонено Кити, что заставило Константина усомниться в его самооценке и цели мира:

Я сам виноват. Какое у меня было право думать, что она захочет соединить свою жизнь с моей? Кто я? А я что? Бесполезный человек, никому и ни в чем не пригодный ''. И он вспомнил своего брата Николая и радостно замолчал при этом воспоминании. «Разве он не прав, что все в мире плохо и мерзко?»

Костя самоуничижен до жалости. В большинстве своем смирение и признание вины — это добродетели, но Костя доводит это до крайности и хочет просто отказаться от мира, когда что-то пойдет не так, стыдясь, что он почувствует себя «никчемным». Связывая ненависть Кости к себе с пессимистическим отношением брата к миру, Николай противопоставляется обычно оптимистичному отношению Кости. Толстой представляет Николая как человека, который заставляет Кости противостоять его самым сокровенным чувствам, а Костя описывает своего брата как кого-то: «Кто его досконально понял, кто вызовет все его сокровенные мысли, заставит его говорить все, что он думает. И этого он не хотел». Глубокий самоанализ делает Кости очень добрым и церебральным персонажем; но в плохие времена это приводит его к навязчивому состоянию, о чем он признает в этом заявлении, говоря, что не хочет так глубоко думать [2].

Николай не только обращает внимание на самоуничижение Кости, но и его крайняя болезнь заставляет Кости задуматься о смерти, заставляя его усомниться в смысле жизни в целом: «Смерть, неизбежный конец всего, явилась ему впервые. время с непреодолимой силой». Как глубоко интеллектуальный и интроспективный персонаж, Костя попадает в ловушку, когда вопрос о смерти ставится перед ним из-за болезни Николая, что приводит его во всепоглощающее состояние нигилизма.

Выбор Толстым слова «неотразимый» указывает на то, как Костя очарован подобными мыслями и не может не иметь их, даже если они сводят его с ума:

Он действительно забыл, упустил из виду одно маленькое обстоятельство в своей жизни — что придет смерть и все кончится, что не стоит ничего говорить и что с этим ничего нельзя поделать. Да, это было ужасно, но это было так.

Сказав, что Костя забыл о возможности смерти, Толстой подчеркивает, насколько сильно болезнь Николая влияет на Костей. Болезнь Николая вынуждает Кости попытаться решить большой вопрос жизни и смерти, но Костя не может с этим справиться, вместо этого он уходит в состояние полного отчаяния: «Он всюду видел либо смерть, либо ее приближение. Но теперь это предприятие занимало его еще больше. Он должен был прожить свою жизнь до конца, пока не пришла смерть. Тьма покрыла для него все» [3].

Нигилизм Кости превращает его из методичного человека с глубокими чувствами в холодного циника. Все недостатки Кости, которые выявляет болезнь Николая (его навязчивое чрезмерное мышление, его полная вина за себя), также являются его лучшими качествами (его глубокий интеллектуализм, его способность брать на себя ответственность за свои действия).

Толстой подчеркивает это, чтобы показать, как в такой сложной ситуации, как смерть любимого человека, так легко развалиться. Одержимость Кости смертью осложняет его отношения с Николаем, потому что он не может выразить свои чувства, вместо этого он чувствует себя безнадежным по сравнению с силой смерти:

Константин сказал бы только: «Ты умрешь, умрешь, умрешь!», А Николай ответил бы только: «Я знаю, что умру, но я боюсь, боюсь, боюсь!» И они бы больше ничего не сказали, если бы говорили от всего сердца.

Китти представлена как наивный, эмоциональный и поверхностный персонаж, которому не хватает моральной глубины, о чем свидетельствует ее первое впечатление от Николая Левина. Китти и Николай впервые встречаются в спа-салоне, но Китти не знает его личности:

Это были очень высокий сутулый мужчина с огромными руками, в старом, слишком коротком для него пальто, с темными, наивными и в то же время пугающими глазами, и симпатичная, слегка рябая женщина, очень бедная и бедная. безвкусно одет. Узнав в этих людях русских, Кити уже начала складывать в своем воображении красивый и трогательный роман о них.

Толстой заставляет Кити казаться ребенком, который повсюду видит сказки. Ее пристальное внимание к деталям подчеркивает, какое значение она придает внешнему виду. Узнав, что это Николай и Марья Николаевны, и услышав, как мать осуждает их, Кити быстро меняет свое мнение: «Эти люди вдруг стали ей очень неприятны. Этот Левин своей привычкой подергивать головой вызвал теперь в ней неудержимое чувство отвращения». Вместо того, чтобы сочувствовать больному человеку, Китти демонстрирует отсутствие сочувствия, вместо этого испытывая отвращение. Первое суждение Китти о Николае показывает, насколько легко она подчиняется мнению других и как она формирует мнение других по тому, как они выглядят, как это делает ребенок.

Хотя в разлуке Костя и Кити не могли нормально обращаться с Николаем, после свадьбы они вместе смогли противостоять смерти и облегчить переход Николая от жизни к смерти, демонстрируя силу счастливого брака. Сцена смерти Николая открывает в Китти новый уровень моральной глубины. Она проявляет самоотверженность и сочувствие, когда Костя не хочет, чтобы она шла с ним к смертному одру Николая, но она настаивает, говоря: «Вы должны понять, что мне гораздо труднее видеть вас, а не видеть его. Возможно, там я могу быть полезен тебе и ему. Пожалуйста, позвольте мне!»- умоляла она мужа, как будто от этого зависело счастье ее жизни». Хотя Китти ранее создавалась как поверхностный персонаж, в этой сцене раскрывается ее новая сторона, поскольку она показывает всю глубину своей любви к мужу, приравнивая его счастье к своему собственному.

Хотя визуально Николай на смертном одре более отвратителен, чем когда она впервые увидела его, она больше не видит в нем объекта отвращения, вместо этого рассматривая его с любовью и состраданием: «При виде больного она почувствовала к нему жалость. Описание ее как имеющей «женскую душу» служит двум целям: это показывает, что Китти взрослый, а не ребенок, а также показывает, что женщины обладают силой сочувствия и сочувствия, которой не обладают мужчины.

Таким образом, Толстой использует жизнь и смерть Николая Левина как средство говорить о зависимости мужчин и женщин друг от друга. Толстой иллюстрирует эту более широкую идею тем, как Костя и Кити нуждаются друг в друге, чтобы справиться со смертью Николая, — тема, которую они раньше не могли решить самостоятельно. Поскольку он начинает роман со слов «Все счастливые семьи похожи», он пытается сделать это утверждение о том, как мужчины и женщины нужны друг другу, универсальной правдой обо всех счастливых семьях.

Литература:

  1. Бабаев Э. Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. М.: Изд-во МГУ, 1993. 285 с
  2. Бычков С. П. Толстой в оценке русской критики // Л. Н. Толстой в русской критике: сборник статей. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. С. 3–52.
  3. Горная В. З. Мир читает «Анну Каренину». М.: Книга, 1979. 128 с.
  4. https://museum-kam.ru/raznoe-2/kitti-iz-anny-kareninoj-harakteristika-kiti-shherbaczkoj-v-romane-anna-karenina-obraz-opisanie.html
Основные термины (генерируются автоматически): смерть, жизнь, счастливая семья, болезнь, Кость, моральная глубина, поверхностный персонаж, преобразующая сила любви, смертный одр, смысл жизни.


Ключевые слова

Л. Н. Толстой, поэтика, роман «Анна Каренина», счастливая семья, научная традиция, творческая история

Похожие статьи

Сюжетные линии романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и их лирическая интерпретация (на материале лирики поэта)

В данной статье исследуется связь лирики И. А. Бунина с его романом «Жизнь Арсеньева», так как роман писателя стоит воспринимать, по большей степени, не как обычную прозу, а как «прозу поэта». Роман создавался на сходстве чувств и переживаний Алексея...

Детство и природа в повести «Детство Никиты»

Всем известно, А. Н. Толстой является одним из самых известных писателей 20 века. Повесть «Детство Никиты» была написана в эмиграции в 1920 году. Повесть по праву считается одной из лучших отечественных книг для детей. В произведении описываются осно...

О природе художественных приемов в цикле очерков Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы»

В статье рассмотрены тропика и другие приемы художественного отображения действительности в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. Контраст, парадокс, сравнение, использованные писателем, позволяют раскрыть некоторые аспекты авторского мировиден...

Жанровое своеобразие романа-антиутопии В. Войновича «Москва 2042»

Как формы художественного воплощения общечеловеческого стремления к совершенствованию мира антиутопия и утопия, базируясь на общих объектах изображения и познания, образуют единый жанр амбиутопии. В статье дается характеристика жанрового восприятия р...

Экология природы и «экология души» в рассказах М. М. Пришвина

В данной статье рассмотрена духовно-нравственная проблема сохранения жизни на Земле, проблема ответственности человека и общества за сохранение природы. Проанализированы рассказы М. М. Пришвина «Лесной царь», «Сухостойное дерево», «Паутинка».

Вечные темы в рассказе В. В. Набокова «Рождество»

В статье раскрыты основные темы рассказа В. В. Набокова «Рождество». Автор акцентирует внимание на таких вечных темах как взаимоотношения с Богом, противостояние жизни и смерти. Предметом анализа выступают взаимоотношения с Богом, противостояние жизн...

Женские образы в романе «Война и мир» в аспекте экофеминистской литературной критики

Предмет статьи составляют отношения между женщинами и природой, женщинами и мужчинами, мужчинами и природой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Рассматриваются женские образы в романе, выявляется тесная связь между женщинами и природой в свете эко...

Парижские стихи В. К. Тредиаковского в контексте диалога культур («Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России»)

В статье рассматривается проблема диалога культур на примере стихотворений В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России». Анализируется система образов, особенности лирического героя. Особое внимание уделяется языковым ха...

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

«Над чем смеетесь?» Природа смеха в произведениях Н. В. Гоголя

В статье автор раскрывает природу смеха в произведениях Н. В. Гоголя, устанавливает связь между психологией смеха и текстом, проводит параллели юмора в литературе и в искусстве.

Похожие статьи

Сюжетные линии романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и их лирическая интерпретация (на материале лирики поэта)

В данной статье исследуется связь лирики И. А. Бунина с его романом «Жизнь Арсеньева», так как роман писателя стоит воспринимать, по большей степени, не как обычную прозу, а как «прозу поэта». Роман создавался на сходстве чувств и переживаний Алексея...

Детство и природа в повести «Детство Никиты»

Всем известно, А. Н. Толстой является одним из самых известных писателей 20 века. Повесть «Детство Никиты» была написана в эмиграции в 1920 году. Повесть по праву считается одной из лучших отечественных книг для детей. В произведении описываются осно...

О природе художественных приемов в цикле очерков Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы»

В статье рассмотрены тропика и другие приемы художественного отображения действительности в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. Контраст, парадокс, сравнение, использованные писателем, позволяют раскрыть некоторые аспекты авторского мировиден...

Жанровое своеобразие романа-антиутопии В. Войновича «Москва 2042»

Как формы художественного воплощения общечеловеческого стремления к совершенствованию мира антиутопия и утопия, базируясь на общих объектах изображения и познания, образуют единый жанр амбиутопии. В статье дается характеристика жанрового восприятия р...

Экология природы и «экология души» в рассказах М. М. Пришвина

В данной статье рассмотрена духовно-нравственная проблема сохранения жизни на Земле, проблема ответственности человека и общества за сохранение природы. Проанализированы рассказы М. М. Пришвина «Лесной царь», «Сухостойное дерево», «Паутинка».

Вечные темы в рассказе В. В. Набокова «Рождество»

В статье раскрыты основные темы рассказа В. В. Набокова «Рождество». Автор акцентирует внимание на таких вечных темах как взаимоотношения с Богом, противостояние жизни и смерти. Предметом анализа выступают взаимоотношения с Богом, противостояние жизн...

Женские образы в романе «Война и мир» в аспекте экофеминистской литературной критики

Предмет статьи составляют отношения между женщинами и природой, женщинами и мужчинами, мужчинами и природой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Рассматриваются женские образы в романе, выявляется тесная связь между женщинами и природой в свете эко...

Парижские стихи В. К. Тредиаковского в контексте диалога культур («Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России»)

В статье рассматривается проблема диалога культур на примере стихотворений В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России». Анализируется система образов, особенности лирического героя. Особое внимание уделяется языковым ха...

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

«Над чем смеетесь?» Природа смеха в произведениях Н. В. Гоголя

В статье автор раскрывает природу смеха в произведениях Н. В. Гоголя, устанавливает связь между психологией смеха и текстом, проводит параллели юмора в литературе и в искусстве.

Задать вопрос