За последние годы в мире произошло большое количество прогрессивных достижений в сфере гендерного равенства. Государства и международные организации принимают активное участие в устранении дискриминации и установлению равноправия, независимо от пола индивида. Благодаря этим новшествам множество женщин получили права на образование, участие в политике, экономике и других сферах жизнедеятельности. Однако, несмотря на подобное развитие, в современном мире сохраняется влияние гендерных стереотипов, которые в большинстве случаев направлены на женщин. Они по-прежнему диктуют «правильный» образ женщины, формируют определенные ожидания общества и даже ограничивают ее индивидуальные и профессиональные возможности. Гендерные стереотипы упрощают процесс мышления человека, но одновременно с этим ограничивают эффективное восприятие представителя другого пола, затрудняют коммуникацию. Подобные стереотипы берут свое начало в прошлом, оказывая влияние на женщин, формируя их судьбы в различные эпохи, включая наше время. Гипотеза исследования заключается в том, что гендерные установки, отразившиеся в романе «Анна Каренина», трансформировались, но не исчезли в современном обществе, продолжая ограничивать личную свободу женщин.
Современная социальная наука разграничивает понятия «пол» и «гендер». Первое (англ. biological sex) представляет собой биологическое начало человека и используется для обозначения анатомо-физиологических аспектов людей, определяя их как женщин или мужчин. Репродуктивная функция остается одним из наиболее значимых биологических различий, тогда как такие параметры, как рост, масса тела и мускульная сила, являются гораздо более вариативными и не всегда связаны с полом. [1]
Гендер (англ. gender), в свою очередь, означает социальную или культурную конструкцию, которая описывает поведение, роли и ожидания, связанные с определенным полом в некотором обществе. Из этого следует, что гендерная идентичность может не всегда совпадать с биологическим полом, и, следовательно, поведение, ассоциируемое с каждым из полов, не является обязательным, а наоборот имеет способность меняться в зависимости от общества и исторического периода.
В связи с этим в обществе, помимо биологических различий, возникает разделение на гендерные роли — социально закрепленные ожидания относительно поведения, внешности и эмоциональных качеств мужчин и женщин. Мужские роли традиционно воспринимаются как более значимые, а женские — как второстепенные. Такое неравенство поддерживается через воспитание, культуру и общественные институты. В результате формируются гендерные стереотипы, которые закрепляют эти различия и ограничивают свободу самовыражения и личностного развития. [2]
Термин «стереотип» впервые был предложен У. Липпманом в книге «Общественное мнение» . Липпман определял стереотипы как упрощённые и устойчивые схемы восприятия, которые позволяют человеку быстрее ориентироваться в социальной реальности. Они создают предсказуемую картину мира, но одновременно искажают его, фиксируя за группами набор заранее заданных характеристик.
Гендерные стереотипы трактуются как устойчивые социальные представления о чертах, ролях и поведении мужчин и женщин. Они формируются под влиянием культурных норм, в первую очередь патриархата, который закрепляет образ «идеальной женщины» как заботливой, эмоциональной и ориентированной на дом, а мужчину — как сильного и доминирующего. Такое разделение приводит к доминантно-зависимой модели отношений и создает неравные ожидания в семейной, профессиональной и социальной сферах. Стереотипы усиливают различия между группами, игнорируя индивидуальные особенности, и задают жесткие стандарты внешности, поведения и сфер деятельности. В образовательной и профессиональной среде они становятся причиной недооценки женщин, ограничивая доступ к престижным ролям и ресурсам. Даже позитивные стереотипы — например, о женской эмпатии — сужают возможности и обесценивают достижения. [3] Таким образом, гендерные стереотипы, возникая на стыке биологических и культурных факторов, оказывают длительное влияние на социальное восприятие и распределение ролей.
Гендерные стереотипы как социокультурный конструкт менялись в разные исторические периоды, однако длительное время наука использовалась для их оправдания: женскую «природную ограниченность» трактовали как доказательство её предназначения к домашней и репродуктивной сфере. Патриархат закреплял зависимое положение женщин и исключал их из образования, политики и профессиональной деятельности, объясняя это «естественным порядком». В XIX веке началось переосмысление женской роли и формирование «женского вопроса». Появляются первые требования равноправия, развивается женское движение и феминизм. [4, с. 74] В России этот процесс проходит позже, но приводит к появлению женских гимназий, возможности слушать университетские лекции и, наконец, к созданию Бестужевских курсов — первого официального высшего учебного заведения для женщин. Конец XIX века стал периодом значимых достижений: женщины получили доступ к образованию и начали занимать позиции в традиционно «мужских» сферах, что стало важным шагом в разрушении гендерных стереотипов. [5]
«Анна Каренина» — многослойный роман, отражающий жизнь России 1870-х годов. Толстой сочетает две сюжетные линии — историю Анны, нарушившей социальные нормы ради любви, и Левина, ищущего гармонии в семье. Их внутренние миры раскрыты через характерный для Толстого психологизм и сложный синтаксис. Толстой опирался на реальные события, литературные впечатления и общественные настроения эпохи — в частности, рост числа самоубийств в Европе и России. Внешность Анны связана с Марией Гартунг, её судьба — с историей Анны Пироговой; прототипами Вронского и других персонажей считают современных Толстому людей.
Центральным понятием романа становится семья. Писатель показывает патриархальную модель как основу общественного устройства: власть главы семьи, зависимость женщин, ранние браки и отсутствие у женщин прав. Женская роль сводилась к подчинению и домашним обязанностям, что закреплялось законом и культурой. [6] Толстой демонстрирует, как эта система действует через образы Долли и Стивы Облонских: она — самоотверженная хранительница семьи, он — представитель дозволенной мужской свободы. На этом фоне Анна разрывает традиционный порядок, открыто признавая свою любовь к Вронскому. Однако их союз разрушается из-за невозможности выйти за пределы укорененных норм. В романе также подчеркивается жёсткость брачного законодательства: разводы были редкими и трудноосуществимыми. В этих условиях поступок Анны становится не только личным выбором, но и символом протеста против патриархальных ограничений.
Переходя от теоретического рассмотрения гендера и гендерных стереотипов к их художественным репрезентациям, обращаемся к роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Анализ произведения позволяет проследить, какие именно стереотипы структурировали женские роли в культуре XIX века.
В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» женские образы представлены в рамках патриархальной системы, которая определяет социальные роли женщин через материнство, брак и жертвенность. Анна, Долли и Кити воплощают разные стратегии взаимодействия с этой системой, однако все они сталкиваются с ограничениями, навязанными гендерными стереотипами XIX века.
Анна, нарушив нормы «порядочной женщины», становится объектом общественного осуждения и быстро утрачивает социальный статус, что подчёркивает двойные стандарты: мужская измена приемлема, в то время как женская рассматривается как тяжкое «преступление». Её попытка обрести личную свободу приводит к изоляции, разрыву с семьей и утрате идентичности, демонстрируя невозможность автономного выбора для женщины в патриархальной культуре. Долли, напротив, следует традиционной роли жены и матери. Её жизнь полностью определена домашним трудом и финансовой зависимостью, а жертвенность воспринимается обществом как естественная добродетель. Такая модель подчёркивает стереотип о женщине как хранительнице семейного очага, чьи личные потребности подчинены интересам семьи. Образ Кити показывает, как женская самооценка формируется через «брачный рынок» и мужское одобрение. Её путь от наивной девушки к супруге Левина остаётся внутри традиционной структуры, где женщина реализует себя преимущественно в браке и материнстве.
Анализ романа позволяет выделить ключевые гендерные стереотипы XIX века: ограничение женской автономии, асимметричные моральные нормы, культ жертвенности и зависимость женщины от мужчины или института семьи. Эти модели не только структурировали социальные ожидания эпохи, но и во многом сохраняются в современном обществе, что требует дальнейшего эмпирического анализа.
Для проверки устойчивости гендерных стереотипов, выявленных при анализе романа, было проведено эмпирическое исследование методом онлайн-опроса. В выборку вошли 240 девушек 18–35 лет. Стереотипы были сгруппированы в три категории: распределение семейных и профессиональных ролей, профессиональная дифференциация и стереотипы феминности. Анализ включал количественную обработку частот ответов и качественную интерпретацию открытых комментариев.
1. Стереотипы закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом
Наиболее распространенными оказались установки о «женской ответственности» за дом (80,8 %), необходимости замужества и материнства (78,3 %), а также требование терпимости к мужскому поведению (71,3 %). Эти данные демонстрируют устойчивость патриархальных норм, аналогичных тем, что представлены в «Анне Карениной» через фигуры Долли и Кити.
2. Стереотипы, связанные с различиями в содержании труда и видах профессиональной деятельности
90 % участниц сталкивались с утверждением о «низких водительских навыках у женщин»; 73,8 % — с представлением, что гуманитарные специальности «женские»; 69,6 % — с убеждением, что женщины не подходят для технических профессий. Это свидетельствует о сохраняющемся разделении сфер деятельности по признаку пола.
3. Стереотипы феминности, в соответствии с которыми женщинам приписываются определенные психологические качества и личностные характеристики
Наиболее частыми стали представления о «женской логике» (89,6 %), эмоциональности (87,1 %) и разрушительных образах женской дружбы (83,3 %). Эти установки перекликаются с образом Анны, чьё поведение в романе интерпретируется через призму чувствительности, а не рациональности.
4. Качественные данные
В открытых ответах участницы упоминали также религиозные нормы, контроль внешности, виктимблейминг, а также давление нереалистичных стандартов красоты. Многие описывали последствия стереотипов: снижение самооценки, тревожность, сложности в карьере, внутренние конфликты по поводу материнства и профессионального выбора.
Обобщение
80,5 % респонденток сообщили о сильном или очень сильном влиянии гендерных стереотипов на свою жизнь. Эти данные подтверждают, что патриархальные установки сохраняются и сегодня, воспроизводя ограничения, аналогичные тем, что описаны Толстым в отношении женских персонажей.
Исследование показало, что гендерные стереотипы XIX века продолжают влиять на женщин в XXI веке. Анализ романа «Анна Каренина» и данные опроса продемонстрировали устойчивость патриархальных установок и их влияние на повседневный опыт. Несмотря на социальный прогресс, женщины по-прежнему сталкиваются с давлением ожиданий и ограничениями. Полученные результаты подтверждают необходимость дальнейших культурных и социальных изменений для достижения гендерного равенства.
- Данные категории «Стереотипы закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом»
- Данные категории «Стереотипы, связанные с различиями в содержании труда и видах профессиональной деятельности»
- Данные категории «Стереотипы феминности, в соответствии с которыми женщинам приписываются определенные психологические качества и личностные характеристики»
- Данные категории «Уровень влияния гендерных стереотипов на жизни женщин в современном мире»
- Данные качественных ответов
5.1.2. Примеры ответов, каким образом гендерные стереотипы влияют на жизни женщин:
- «Женщины и мужчины не отличаются по психологии при рождении, но на нас сильно влияет культура воспитания, поэтому уже во взрослом возрасте мы действительно отличаемся (но это не отменяет того, что есть «сильные» женщины и ранимые мужчины). И мне, как женщине-ученому (пока молодому, но всё впереди) из-за излишней эмоциональности действительно тяжелее запоминать информацию. Но я не понимаю, это мое природное, независимое от пола, или навязанное, стереотипное. Это реально мешает в профессии: собраться в нужный момент. А ещё я отказалась от своей давней мечты (это только одна из причин, но, тем не менее) — стать хирургом. В медицине женщины буквально выживаются мужчинами из профессии. Мою старшую сестру не могут повысить из-за гендерных предрассудков уже пару лет, а мама из-за отвратительного отношения начальника ушла из медицины вовсе. В хирургии в отношении женщин всё ещё хуже и жестче, это очень удручает».
- «Уходит свобода. Стереотипы мешают девушкам развиваться и расти в своей жизни как личность и профессионально, просто создают психологическое давление, из-за которого сложно делать то, что нравится, не вспоминая в каком ключе твои действия обсуждают окружающие».
- «До сих пор женщины прибегают к пластическим операциям: подтягивают лицо, накачивают губы, вставляют в своё тело импланты, удаляют нижние ребра, удаляют «горбинку» на носу, удаляют «лишнюю» жировую ткань в своём теле. Это пример того, как девушкам и женщинам навязывают ненужные идеалы, прямо говоря, что если ты отличаешься от таких стандартов красоты, то уродлива. В эту же категорию входит и использование косметики, которая нередко используется для подчеркивания красоты».
4.2 Примеры дополнительных стереотипов, указанных респондентками
- «Мой папа — мусульманин, он максимально хочет, чтобы я следовала их заветам...сказал, что женщина в любой профессии хуже, чем мужчина».
- «Женщина должна носить юбки и обладать длинными волосами. Женщины обязаны регулярно бриться. Если женщина не пользуется косметикой, она не следит за собой».
- «В изнасиловании виновата женщина, так как она всегда пытается сначала соблазнить мужчину, а потом строит из себя жертву».
Источники:
- Толстой Л. Н. Анна Каренина: Роман в 8-ми частях. Книга первая. Ч. I— V. — Куйбышев: Кн. изд-во, 1985–576 с.
- Толстой Л. Н. Анна Каренина: Роман в 8-ми частях. Книга вторая. Ч. VI — VIII. — Куйбышев: Кн. изд-во, 1985–288 с.
Литература:
- https://fem-books.livejournal.com/1945342.html
- Виттиг М. «Прямое мышление и другие эссе» URL http://vittig_izbrannye_esse.pdf/
- Клюкина Ю. В. «Гендерные стереотипы внешнего портрета человека» URL https://cheloveknauka.com/gendernye-stereotipy-vneshnego-portreta-cheloveka
- Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века)/ Ю. М. Лотман. — Москва: Эксмо, 2022. — С. 74.
- Шабанова А. Н. «Очерк женского движения в России». — 1996. URL https://a-z.ru/women/texts/shabanr-1.htm
- Ковальчук Н. М. «Женское» как гендерная проблема в русской литературе и философии XIX-XX вв.». URL https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskoe-kak-gendernaya-problema-v-russkoy-literature-i-filosofii-xix-xx-vv/viewer

