Административным правонарушением является посягающее на публичные интересы, частную, государственную, муниципальную и иные виды собственности, права и свободы граждан противоправное, виновное деяние лица, за которое федеральным законом предусмотрена административная ответственность.
Основным критерием административного проступка является противоправность деяния, оценка последствий правонарушения в свою очередь производный критерий от выше указанного.
Таким образом, проанализировав статью 2.1 КоАП можно прийти к выводу, что при квалификации правонарушения могут быть выявлены следующие признаки административного правонарушения:
− противоправность, то есть общественно опасное деяние, посягает на правоохраняемые публичные интересы, права и свободы граждан;
− общественная опасность — важный признак административного правонарушения, отграничивающий проступок от преступления;
− совершение административного правонарушения влечет за собой применение особой санкции — административного наказания. Административные наказания являются разновидностью публичных санкций, включающих в себя уголовные наказания, налоговые и бюджетные санкции, также дисциплинарные наказания.
Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения, то есть субъективных и объективных элементов, которые позволяют установить наличие признаков противоправного деяния или их отсутствие. В случае отсутствия данных признаков производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, либо подлежит прекращению.
В структуре административного правонарушения выделяют следующие элементы:
1) объект правонарушения составляют общественные отношения, на которые посягает деяние. Виды данных отношений указаны в заголовках глав Особенной части КоАП;
2) объективная сторона правонарушения — определенная разновидность противоправного действия или бездействия, которое наносит вред или ущерб правам граждан или публично — правовым интересам, охраняемым КоАП.
Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения являются:
− противоправное деяние (в форме действия или бездействия);
− общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.
Факультативными элементами в свою очередь выступают:
− время, то есть временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия;
− место, то есть определенная территория, на которой было совершено противоправное деяние и наступили его последствия;
− способ, то есть методы, которые использовались при совершении правонарушения;
− обстановка, то есть совокупность обстоятельств, которые окружали событие правонарушения;
− признак другого лица предполагает неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем.
3) субъект правонарушения — вменяемое физическое лицо, которое достигло к моменту правонарушения возраста 16 лет, либо юридическое лицо. В КоАП определены следующие физические лица:
− несовершеннолетние граждане,
− граждане,
− физические лица военной и правоохранительной службы,
− должностные лица,
− публичные должностные лица, наделенные иммунитетом от административной ответственности,
− иностранные лица, подлежащие административной ответственности либо наделенные иммунитетом от административной юрисдикции,
− индивидуальные предприниматели.
Особый юрисдикционный статус выше указанных лиц предполагает применение к ним норм об административной ответственности в случаях и порядке, определенных КоАП.
Могут быть освобождены от административной ответственности при применении к ним иных мер публичного воздействия несовершеннолетние граждане, а также лица, наделенные особыми публичными полномочиями. Публичные санкции не применяются в отношении лиц, на которых распространяется иммунитет от административной юрисдикции.
4) субъективная сторона административного правонарушения определяет психоэмоциональное отношение лица к деянию и выявляет признаки вины в форме умысла либо неосторожности.
В случае противоправного деяния юридического лица вина квалифицируется лишь при наличии объективных и субъективных критериев деяния.
При анализе российского законодательства можно определить, что существенно отличается понятие административного правонарушения в федеральных законах от определения приведенного в части 1 статьи 2.1 КоАП — во многом это связано с наличием кодифицированных актов, которые устанавливают административные санкции, а также предусматривают применение административных наказаний в соответствии с КоАП. Например, по отношению к лицу, совершившему бюджетное правонарушение, применяется такое административное наказание как штраф, определяемое КоАП, а также дополнительные санкции, приведенные в статье 282 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Таким образом, можно прийти к выводу, что законодательство об административных правонарушениях охраняет не только нормы административного права, а также нормы бюджетного, конституционного и других отраслей права.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.03.2020) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N (ч.1), ст.1.
- Административная ответственность: учебник для магистров / А. Б. Агапов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015.