Статья посвящена проблеме реализаций полномочий прокурора на стадии возбуждения уголовного дела.
Ключевые слова: прокурор, стадия возбуждения уголовного дела, уголовный процесс, полномочия прокурора.
Первоначальной стадией в уголовном судопроизводстве является стадия возбуждения уголовного дела. Так, например, доктор юридических наук и правовед Михаил Соломонович Строгович писал, что «возбуждение уголовного дела — правовое основание для всех дальнейших процессуальных действий при расследовании и разрешении уголовного дела». [5, с.10].
Сущность стадии возбуждения уголовного дела заключается в исследовании и разрешении сообщений и заявлений о преступлении и производстве, в определенных случаях, действий процессуального характера, которые направлены на установление характерных признаков преступления для того, чтобы принять законное и обоснованное решение, связанное с возбуждением либо отказом в возбуждении уголовного дела.
Получается, что соблюдение закона и правильная организация работы на первой стадии уголовного судопроизводства необходимы для защиты прав и законных интересов лиц, которые в той или иной ситуации стали потерпевшими, а также защита личности от незаконного обвинения или осуждения. Поэтому имеется необходимость заострить внимание на несовершенстве механизма влияния прокурора в данной стадии для успешного решения задач, стоящих перед прокуратурой, как органом, выступающим в качестве законности на процессуальной деятельности в рамках возбуждения уголовного дела.
К числу немаловажных полномочий, представляющим прокурора на стадии возбуждения уголовного дела на основании статьи 37 УПК РФ относятся:
– проверка исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
– вынесение мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
– требование от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
– дача дознавателю письменных указаний о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
– дача согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
– и т. д.
Однако, самостоятельно прокурор возбуждать уголовное дело не вправе.
Итак, в 2007 году законодатель лишил некоторых прав прокурора на стадии возбуждения уголовного дела. Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» изменили правовое положение прокурора на всех стадиях уголовного судопроизводства. Наиболее важным из них является лишение прокурора права возбуждать уголовное дело. Закон ему это право не предоставил.
В результате изменений в законодательстве, по мнению ученых-исследователей, это не привело к положительному результату. Напротив, усложнилась процедура возбуждения уголовного дела при обнаружении прокурором признаков состава преступления, по сравнению с нормами, ранее закрепленными в УПК РФ. Подобная позиция закона крайне нелогична.
Исследовав литературу, можно убедиться, что многие авторы возмущены состоявшимися ограничениями в полномочиях прокурора в стадии уголовного процесса.
Например, доктор юридических наук, Нина Сергеевна Манова вполне обоснованно указала, что «без возможности самостоятельно возбудить уголовное дело право прокурора на участие в уголовном преследовании на досудебном производстве превращается больше в формальность, чем в реальную возможность» [4, с. 183].
Также, в свою очередь, прокурор Чеченской республик Шарпудди Муйадович Абдул-Кадыров пишет, что «…без восстановления прав на дачу письменных указаний следователю, обязательных для исполнения по материалу доследственной проверки, и возбуждение уголовного дела в тех случаях, когда признаки преступления очевидны, говорить о возможности прокурора обеспечить оперативную защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, не приходится» [2, c. 14].
Кроме того, профессор, кандидат юридических наук Анатолий Петрович Кругликов в связи с этим отмечает, что, к примеру, «в учебнике по уголовному процессу ФРГ одна из глав носит название: «Принцип монополии прокуратуры возбуждать уголовное преследование и предъявлять государственное обвинение» [1], поэтому отсутствие у прокурора в российском уголовном процессе такого полномочия «противоречит международным стандартам деятельности прокуратур, придающим им важную роль в уголовном судопроизводстве» [3].
Рассмотрев позиции вышеперечисленных исследователей, стоит отметить, что состояние законности на стадии возбуждения уголовного дела с лишением прокурора права самостоятельно возбуждать уголовные дела если и изменилось, то только в худшую сторону. Об этом также свидетельствуют статистические данные Генеральной прокуратуры РФ.
Обозначенный дефект в механизме обеспечения законности на стадии возбуждения уголовного дела в деятельности прокуратуры позволяет говорить о то, что лишение права прокурора самостоятельно возбуждать уголовные дела является противоречащим роли прокурора в уголовном процессе. Подобное положение снижает его роль в уголовном судопроизводстве, и позволяет говорить о бесспорности необходимости наделения прокурора полномочиями по возбуждению уголовного дела.
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 29.07.2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 20.07.2020).
- Лапин С. Ю. Прокурор-следователь: революция началась // ЭЖ-Юрист. — 2007. — № 26. — С. 21–25.
- Луговская К. О. Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела // Молодой ученый. — 2016. — № 11. — С. 1316–1318. — URL https://moluch.ru/archive/115/31010/ (дата обращения: 10.07.2020).
- Манова Н. С. Функции и полномочия прокурора в досудебном производстве // Публичное и частное право. 2009. № 11. С. 183.
- Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса. Т. 2. М., 1970. С. 10.