Работа посвящена актуальной и злободневной проблеме современного общества — табакокурению. Несмотря на видимые успехи в борьбе с курением в нашей стране, среди молодежи процент курящих остается высоким, и молодые люди не спешат расставаться с этой вредной привычкой. С целью изучения распространенности и причин курения, мотивов отказа и возможностей профилактики табакокурения в студенческой среде ДВГМУ посредством интернет-анкетирования опрошено 792 студента, что составило 25 % от всех учащихся в ДВГМУ. Углубленное изучение курительного поведения проведено очно среди 48 человек с использованием рекомендованных Минздравом Здравоохранения России анкет и опросников, которые в таком сочетании как в данной работе, ранее не применялись. Это позволило всесторонне изучить проблему табакокурения среди студентов-медиков и сформулировать ориентированные на студенческую аудиторию рекомендации по профилактике и отказу от курения. Разработки внедрены и продолжают внедряться в программу по формированию здорового образа жизни.
Ключевые слова: курение, студенчество, курительное поведение, здоровый образ жизни.
Курение является общеизвестным, доказанным и полностью предотвратимым фактором риска развития более 40 различных заболеваний и патологических состояний и смертей от них. Российская Федерация относится к странам с высокой распространенностью табакокурения [2]. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению распространенности курения среди молодежи и более раннему началу регулярного табакокурения, особенно это заметно среди молодых женщин. По данным [4] в возрастной группе 20–29 лет процент курящих женщин в 10 раз больше, чем в возрасте старше 60 лет.
Высокое распространение курения среди врачей, не отличающееся от такового среди остального населения [5], может являться одним из главных барьеров на пути снижения распространенности табакизма среди населения [1, 5]. Работ по изучению курения среди врачей и будущих врачей (студентов-медиков) немного. Каковы глубинные причины начала курения в этой группе? Какие факторы могут послужить стимулом к прекращению курения среди студентов-медиков? Какие преобладающие типы курительного поведения у этой категории граждан? Все эти вопросы послужили основанием к настоящему исследованию.
Целью которого, явилось изучение курения в студенческой среде ДВГМУ: распространенности, причин, мотивов отказа, возможностей профилактики.
Необходимо было решить следующие задачи исследования:
- Изучить распространенность курения и отношение к курению в студенческой среде, на примере студентов ДВГМУ;
- Провести углубленное изучение курительного поведения среди курящих студентов ДВГМУ;
- Предложить профилактические рекомендации для не курящих студентов и персональные рекомендации для курящих на основании полученных сведений.
Материалы и методы. На интернет-площадке была размещена анкета, составленная частично из вопросов, рекомендованных Министерством здравоохранения РФ для проведения исследования распространенности табакокурения, адаптированная к студенческой среде медицинского ВУЗа. В добровольном интернет-анкетировании приняли участие 792 студента с 1 по 6 курсы. Углубленное изучение курительного поведения провели среди 48 курящих студентов 4–6 курсов, которые добровольно изъявили желание участвовать в анкетировании. Для определения никотиновой зависимости предлагали три опросника: первый — включал фиксацию анамнестических данных; второй — анкета Д. Хорна, в переводе А. Леонова для определения типа курительного поведения. В нашем исследовании мы учитывали только преобладающие типы; третий — тест Фагерстрома для определения степени никотиновой зависимости. Статистический анализ данных выполнен в Центре БИОСТАТИСТИКА с помощью статистических пакетов SAS 9.4 и STATISTICA 12. Критическое значение уровня статистической значимости при проверке нулевых гипотез принималось равным 0,05.
Результаты и обсуждение. Средний возраст респондентов интернет-анкетирования составил 19,7±0,1 лет. Абсолютное большинство респондентов (84,6 %) считали, что курение оказывает значительное влияние на здоровье. На вопрос: «Считаете ли вы, что пассивное курение вредно для здоровья?», практически все респонденты сошлись во мнении о том, что пассивное курение оказывает негативное влияние на здоровье. Из тех, кто ответил, что пассивное курение не оказывает вреда для здоровья, ¾ были курящими.
Распространенность регулярного курения составила 13,1 %, на эпизодическое курение (не каждый день) указали 12,4 % респондентов, «курили ранее, но бросили» — 103 человека (13 %). Ответы на вопрос: «Как вы думаете, что может помочь курящим студентам бросить курить» интересны тем, что отражают видение ситуации курения и прекращения курения как курящими, так и некурящими респондентами. Среди популярных ответов были 37,6 % — «бонусы в учебе для тех, кто не курит», «повышение цен на сигареты» — 25 %, 19,4 % — «помощь профессионального психолога», 18,4 % — «бесплатные тренинги на базе университета по борьбе со стрессом и проблемами в семье», 18,2 % ответили, что «ничего не поможет, пока серьезно не заболеет», 16,9 % указали «регулярное занятие спортом». Остальные ответы встречались менее 15 %. Так, наименьшую популярность имели такие факторы, как: запрет семьи, информирование о вреде курения, не поселение в общежитие (выселение), отчисление из университета.
При углубленном изучении курительного поведения среди студентов-медиков распределение лиц женского и мужского пола составило 27:21, что согласуется с данными [4], где в молодой возрастной группе до 30 лет доля курящих женщин была заметно выше, чем среди женщин старше 50 лет, авторы находят соответствие с популяционными тенденциями заметного роста распространенности табакокурения среди молодых женщин.
На момент анкетирования 84,6 % респондентов курили регулярно, ежедневно, 11,5 % — не каждый день, эпизодически и один из опрошенных указал, что бросил курить (3,9 %). Интересным оказался тот факт, что год назад студенты в среднем выкуривали 9,4±2 сигареты в день, на момент участия в исследовании количество выкуриваемых сигарет увеличилось до 11,9±1,4 штук в день. То есть студенты продолжили увеличивать интенсивность курения, несмотря на год обучения в медицинском ВУЗе, где практически на каждой кафедре обсуждается вред курения на организм человека.
Большинство (38,5 %) указали, что курят легкие сигареты, для них важен сам факт курения, сигарета выступает как атрибут взрослости, общения, моды. Сигареты, без уточнения крепости, курили 34,6 % студентов, для них важна сигарета как таковая, как средство, которое может удовлетворить потребность в самоконтроле, помочь расслабиться и т. д. Крепкие сигареты курили 26,9 % студентов, это те респонденты, у которых уже сформировалась физическая зависимость от никотина.
Средний возраст начала курения составил 16,3±0,6 лет, т. е. молодые люди, начинали курить в старших классах школы и продолжали, обучаясь в университете, соответственно средняя длительность курения составила 4,1±0,7 лет. Среди преобладающих причин начала курения 57,5 % указали «желание расслабиться с помощью сигареты», 12,8 % не помнили причину, по которой начали курить, в 8,5 % случаев респонденты отвечали, что начинали курить из-за «любопытства» и «желания выглядеть взрослее», в 6,4 % молодые люди «не хотели отставать от курящих приятелей». Эти ответы демонстрируют влияние современной среды, где курение ассоциируется со взрослостью: если ты куришь, то можешь находиться в компании взрослых, курящих приятелей. На вопрос «собираетесь ли вы бросить курить?» 50 % ответили положительно, 19,2 % ответили отрицательно и треть — 30,8 % затруднились ответить. С одной стороны студенты-медики понимают вред курения, и выражают желание отказаться от этой вредной привычки, с другой — если это модно и приятно, отказываться от курения не хочется. Внутренний конфликт, сформированный под влиянием вышеуказанных установок не позволяет принять однозначного решения в пользу продолжения или отказа от курения. В прошлом 78,3 % респондентов предпринимали попытки бросить курить. Среднее количество этих попыток было 2,8±0,6 и самый длительные период абстиненции составил в среднем 6,9±1,4 месяцев, что соответствует периоду от сессии до сессии. Т. е. учеба и сессия вынуждают студентов брать сигарету. Из опрошенных 21,7 % никогда не пытались бросить курить.
Наиболее часто — в 85,4 % преобладающим типом курения была «Поддержка». Этот тип курения связан с ситуациями волнения, эмоционального напряжения, дискомфорта. Респонденты относятся к курению как к средству, снижающему эмоциональное напряжение. На втором месте (64,6 %) — был тип «Расслабление». При нем с помощью курения человек получает «дополнительное удовольствие» от отдыха. Эти лица бросают курить долго, много раз возвращаясь к курению. На третьем месте (47,9 %) выявили тип «жажда», который обусловлен физической привязанностью к табаку. Далее в 18,8 % преобладающим типом была «Игра с сигаретой», на пятом месте — «Рефлекс». Выявление данных типов курения указывают на наличие нервно-психического напряжения и дезадаптивных форм поведения среди студентов, что согласуется с результатами исследователей из г. Якутска [3]. По сумме баллов теста Фагерстрома, среди студентов-медиков выявили умеренную степень никотиновой зависимости.
На вопрос «Бросили бы вы курить, если это было легко?», в 69,8 % студенты давали однозначные положительные ответы. Среди ответов на вопрос «Как сильно вы хотите бросить курить?», всего одна треть студентов (29,5 %) указали сильное и очень сильное желание бросить курить. Выявленный результат может отражать тенденцию приверженности к курению в целом по группе молодых людей, которые недавно начали курить и не хотят отказываться от этой привычки, разница со студентами-медиками может быть в том, что осознавая вред курения, будущие врачи в 69,8 % думают о прекращении курения, если бы это было легко. Однако это теория, которая требует проверки последующими исследованиями.
Выводы. Выявлена высокая степень готовности к отказу от курения среди студентов-медиков. В прошлом безуспешные попытки бросить курить предпринимали 78,3 % респондентов. Это указывает на необходимость разработки индивидуальных программ отказа от курения, учитывая особенности курительного поведения в данной группе. Выявленные преобладающие типы курительного поведения («поддержка», «расслабление», «жажда») свидетельствуют о наличии нервно-психического напряжения и дезадаптации среди студентов, которые усиливаются к сессии. Поэтому для помощи в отказе от курения и профилактики начала курения, студентам с низкой стрессоустойчивостью и дезадаптацией следует оказывать превентивную психологическую помощь, показывать альтернативные сигарете методы борьбы со стрессом, снятия нервного напряжения.
Литература:
- Ажгиреева С. К., Аубекерова А. С., Филиппова Н. В. Отношение молодежи к курению на примере студентов медицинского ВУЗа // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. — 2017. — Т. — 1. — № 7. — С. 321–322.
- Андреева Т. И., Красовский К. С. Прекращение курения в России и Украине: сравнение результатов Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака. Наркология. — 2011. — № 4. — С. 44–48.
- Жапарова А. Н., Унарова С. Н. Исследование психологических особенностей курительного поведения студентов // «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки»: Электронный сборник статей по материалам XXV студенческой международной научно-практической конференции. — Новосибирск: Изд. «СибАК». — 2014. — № 10(25) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.sibac.info/archive/guman/10(25).pdf.5
- Комплексное наблюдение условий жизни населения. Федеральная служба государственной статистики. Доступно на: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/KOUZ/survey0/index.html. Проверено 30.11.2017.
- Левшин В. Ф., Слепченко Н. И. Курение среди врачей и их готовность к оказанию помощи пациентам в отказе от курения // РМЖ. — 2009. — Т. 14. — № 17. — С. 917–920.