В статье анализируются гендерные особенности интеллекта в подростковом и юношеском возрасте. Представлено сравнительное исследование интеллекта мальчиков и девочек подросткового и юношеского возраста.
Ключевые слова: интеллект, особенности интеллекта, мальчики и девочки, лица подросткового и юношеского возраста.
Проблема исследования и развития интеллекта является одной из дискуссионных как в отечественной, так и зарубежной психологии. Исследователи широко расходятся в дефиниции интеллекта, и еще нет ни одного стандартного определения, с которым бы все согласились. Интеллект в широком смысле — это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения [4].
Л. С. Выготский проводит принципиальное противопоставление между натуральными психическими функциями и высшими психическими функциями, которые социально детерминированы и составляют сущность человеческого сознания. К высшим психическим функциям Выготский Л. С., прежде всего, относит понятийное мышление, формирование которого начинается и завершается в подростковом возрасте, полностью перестраивая всю структуру интеллекта. С его точки зрения, обучение подростков ведёт и определяет интеллектуальное развитие. Это решение прямо противоположно позиции Ж. Пиаже [1].
Особый интерес в плане анализа динамики интеллектуального развития представляет собой подростковый возраст. В этот возрастной период складывается особая ситуация развития, происходит половое созревание, которое в некоторой степени может тормозить интеллектуальное развитие, и одновременно формируется теоретическое (формальное, понятийное) мышление, обеспечивающее качественное повышение интеллектуальных ресурсов подростка. Таким образом, возникает основное противоречие подросткового возраста: с одной стороны, это сензитивный период для развития интеллекта, но, с другой стороны, именно на этом этапе онтогенеза отмечается снижение темпа интеллектуального развития [1].
Перестройка интеллектуальной сферы является основой формирования структуры самосознания и саморегуляции, поэтому особое внимание необходимо уделять особенностям интеллекта в подростковом возрасте. Вот почему выбор именно такой темы дипломной работы, которую можно определить как половые особенности интеллекта в подростковом и юношеском возрасте, особенно актуален.
Объект исследования — интеллект.
Предмет исследования — половые особенности интеллекта в подростковом и юношеском возрасте.
Цель исследования — изучить половые особенности интеллекта в подростковом и юношеском возрасте.
В ходе работы ставятся следующие задачи:
- проанализировать психологическую литературу по теме половых особенностей интеллекта в подростковом и юношеском возрасте;
- сравнить особенности интеллекта в подростковом и юношеском возрасте;
- выявить половые особенности интеллекта в подростковом и юношеском возрасте.
Гипотезы:
– предположим, что имеются различия в уровнях интеллектуального развития, вербального, пространственного и математического интеллекта в подростковом и юношеском возрасте.
– предположим, что имеются различия в уровнях интеллектуального развития, вербального, математического, пространственного интеллекта у мальчиков и девочек.
Методологическая основа исследования: триадная теория интеллекта Р. Стернберга (1997), двухфакторная теория интеллекта Ч. Спирмена (1927).
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
-
эмпирические методы:
- тест структуры интеллекта Амтхауэра (сокр. IST)
- тест прогрессивные матрицы Равена
- методы математической статистики: многофакторный и двухфакторный дисперсионный анализ, U-критерий Манна-Уитни.
Новизна исследования состоит в том, что оно затрагивает и исследует тему, которая в научной психологической литературе разработана слабо, а именно это вопрос о половых особенностях интеллекта в подростковом и юношеском возрасте, также данных об исследованиях в этой области крайне скудны.
В психологических исследованиях проблема развития интеллекта, несмотря на большое количество теоретических концепций, моделей и диагностических методик, является одновременно и разработанной, и во многом дискуссионной областью психологического знания. До настоящего времени не сложилось однозначного определения интеллекта, хотя это понятие активно используется в различных областях. Как правило, категория «интеллект» (лат. intellectus) трактуется как ум, рассудок, разум; способности человека к мышлению, рациональному познанию, абстрактно-аналитической деятельности и генерации новой информации. В широком смысле интеллект представляет собой совокупность всех познавательных особенностей человека, начиная от ощущения и восприятия и кончая мышлением и интуицией [2].
Исследование В. В. Назаровой посвященное изучению закономерностей развития интеллекта учащихся от младшего школьного к старшему подростковому (юношескому) возрасту показало, что оно идет неравномерно, процессы дифференциации, преобладающие в развитии интеллекта младших подростков, сменяются процессами интеграции, являющиеся закономерными в старшем подростковом возрасте. В целом же младшие подростки справляются с решением интеллектуальных задач лучше, чем младшие школьники, а старшие подростки — лучше, чем младшие. При этом от возраста к возрасту наблюдается существенный рост поленезависимости, изменение соотношения вербальных и невербальных компонентов интеллекта: от младшего школьного возраста к старшему подростковому вербальные структуры начинают преобладать над невербальными [3].
Исследование проходило в несколько этапов. Сначала происходило создание выборки для предстоящего исследования: отбор из числа учащихся МКОУ Большеничкинская СОШ № 5 60 испытуемых подросткового и юношеского возраста.
Затем проведено исследование с помощью тестов «прогрессивные матрицы Равена» и «Тест Р. Амтхауэра» 60 испытуемых мальчиков и девочек подросткового и юношеского возраста с целью измерения половых особенностей интеллекта. Подсчёт и обработка полученных данных в Microsoft Office Excel.
Применение на результатах исследования методов математической статистики, а именно многофакторного и двухфакторного дисперсионного анализа, U-критерий Манна-Уитни с использованием SPSS (статистика).
В итоге была получена таблица 6 «Матрица перевернутых компонентов». Дальше происходила интерпретация выделенных 3-х факторов.
При интерпретации 1-го фактора была составлена таблица 7 «Зависимость уровня логичности мышления от возраста» и рисунок 1, который призван наглядно показать взаимосвязи выделенных в 1-м факторе показателей.
При интерпретации 2-го фактора была составлена таблица 8 «Влияние пола на интеллект», в котором отражено влияние показателей данного фактора друг с другом и рисунок 2, который призван наглядно показать их взаимосвязь.
При интерпретации 3-го фактора была составлена таблица 9 «Влияние пола и возраста на интеллект». В ней отражено, какие показатели связаны между собой и насколько сильно, и рисунок 3, который призван наглядно показать взаимосвязи выделенных в 3-м факторе показателей.
Затем полученные данные объединены и из них составлены выводов.
Проведя исследование, мы выявили следующие половые особенности интеллекта в подростковом и юношеском возрасте:
Показатели вербального интеллекта с возрастом улучшаются, причём у девушек сильнее, чем у юношей. Это такие показатели как здравый смысл, акцент на конкретно-практическое, чувство реальности, сложившаяся самостоятельность мышления, это чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность чувствовать, способность комбинировать, подвижность и непостоянство мышления, понимание отношений, обстоятельность мышления, удовлетворенность приблизительными решениями, способность к абстракции, образование понятий, умственная образованность, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей.
Показатели математического интеллекта с возрастом улучшаются, причём у девушек сильнее, чем у юношей. Это такие показатели как способность быстро решать формализуемые проблемы, практическое мышление, теоретическое, индуктивное мышление, вычислительные способности, стремление к упорядоченности соразмерности отношений, определенному темпу и ритму.
Динамики по пространственному интеллекту не наблюдается, наоборот, отмечается некоторое снижение.
Уровень логичности мышления с возрастом повышается, однако пол на этот показатель не влияет. Из этого можно сделать вывод о том, что возраст оказывает значительное влияние на интеллект и успешность решения невербальных тестов интеллекта, а пол — нет. Но при этом совместное влияние факторов также значимо.
Литература:
- Будрина Е. Г. Динамика интеллектуального развития в подростковом возрасте в условиях разных моделей обучения: автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва, 2005. 32 с.
- Калинкина Е. М. Динамика когнитивной сложности познавательной сферы у подростков: автореф. дис. …канд. психол. наук. Ярославль, 2008. 19 с.
- Назарова В. В. Динамика когнитивной дифференцированности и возрастные интеллектуальные особенности школьников: автореф. дис.... канд. психол. наук. Москва, 2001. 19 с.
- Чаликова О. С. Взаимосвязь интеллектуального развития подростков со школьной успеваемостью // Вестник Уральского государственного университета. — 2001. — № 3. — С. 33–36.