Проектная деятельность как метод развития познавательной и речевой сферы дошкольников с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 августа, печатный экземпляр отправим 16 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 18.06.2020

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Волобуева, М. В. Проектная деятельность как метод развития познавательной и речевой сферы дошкольников с ОВЗ / М. В. Волобуева, А. И. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 381-383. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71838/ (дата обращения: 15.08.2020).



Развитие познавательного интереса и речевой развития в различных областях и видах деятельности является одной из составляющих успешного обучения детей. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют педагогу необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интенсивных технологий. Одним из перспективных методов развития познавательной и речевой активности является метод проектной деятельности.

Творческий проект — это совместная деятельность педагог — ребенок — родитель. Педагог выступает в роли участника проекта, таким образом, создается атмосфера сотрудничества. Педагоги, дети и родители выступают как равноправные партнеры.

В нашем детском саду г. Сызрани функционируют группы для детей с нарушениями речи. Вся работа хоть и строиться по лексическим темам, но часто направление изучаемой темы, определяют сами дети. В этом году мы объединили несколько лексических тем в один большой проект «Я познаю мир». Инициатором первого проекта «Осенний мир природы» стали родители, которые обратили внимание на недостаточные знания детей о изменениях, происходящих в природе, жизни птиц и животных с приходом осени. Родители принимали активное участие в подготовке презентации «У бабушки в саду», в викторине «Осенние забавы», фотовернисаже «Как ты осень хороша». Родители изготовили лэпбук «Овощи-фрукты». Была организована выставка творческих работ родителей и детей «Осенние посиделки». Итоговым мероприятием стало совместное развлечение «Муха-Цокотуха».

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Именно в этот период устанавливается его связь с миром людей, природы, предметным миром. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству, для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение.

Все дети любят сладкое, но после съеденных конфет (особенно после новогодних каникул), остаются только фантики. А что если фантику дать новую жизнь, сделать из него красивую поделку. Дети сделали вывод, что фантики это не только мусор, но и материал для творчества. Проект сформировал представления о том, что любая вещь, даже такая обыкновенная как фантик, может хранить в себе удивительную историю своего появления. Ребята со своими родителями создали прекрасные поделки из фантиков, некоторые изготовили даже костюмы для дефиле.

Животный мир жарких стран очень разнообразен и привлекателен для детей. В нашей группе это не стало исключением. В процессе непосредственной образовательной деятельности по теме «Животные жарких стран» у детей возникло много вопросов о животных, их внешнем виде, среде обитания. В ходе беседы с родителями мы выяснили, что дети много рисуют по данной теме, просматривают детские журналы и энциклопедии в поисках новой информации. Мы решили поддержать увлечение ребят и организовать детский познавательный проект «Животные жарких стран».

В ходе ознакомления детей с лексической темой «Домашние животные» дети с воодушевлением рассказывали о своих питомцах. Выяснилось, что у большинства детей дома живут кошки. Так родился проект «Кошки».

Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды — это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? Метод проекта по лего-конструированию позволил нашим детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательно-творческий процесс интересным и мотивационным. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов — первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.). С помощью родителей посмотрели в интернете видеоролики, нашли недостающую информацию, изготавливали совместные модели. Родителей наблюдали с детьми в вечернее время за звёздным небом и луной. Социальная направленность этого проекта заключалась в тесном взаимодействии детей, родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения.

В рамках арт-проекта «Весна идет» работа получилась познавательной и интересной. Мы старались выстроить все виды детской деятельности вокруг темы наступления весны. Ребенок должен чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить, окружающий мир для своих потомков. И мы — взрослые, родители, педагоги — можем дать необходимые знания, научить беречь, любить природу с малых лет. Итоговым продуктом проекта стало изготовление «Чудо — дерева весны», украшенного работами детей.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Проведенная предварительно работа показала, что дети не знают названия перелетных птиц, их жизни в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания. Именно поэтому, мы решили, что необходимо привлечь дошкольников к творческой и исследовательской деятельности. Родители участвовали в создании совместного проекта «Перелетные птицы» вместе с детьми. Папы изготовили скворечники для птиц, которые мы повесили на территории детского сада.

Великий праздник — 9 мая.Он был, есть и будет праздником со слезами на глазах. Дети страдают дефицитом знаний о подвиге русского народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Часто даже не знают, когда и с кем воевал наш народ,поэтому решили этой проблемой заняться более глубоко и серьезно, изучить её через проектную деятельность. Родители вместе с ребенком подбирали материал о своих прадедушках, рисовали рисунки, делали фотоальбом.Вахта Памяти, акции «Читаем детям о войне», «Бессмертная эскадрилья», в котором принимали участие дети и родители, экскурсия к памятнику К. Жукова.

39 тысяч сызранцев встали на защиту Родины в годы Великой Отечественной войны. 11 607 сызранцев пали смертью храбрых на полях сражений. 26 горожан за ратный подвиг удостоены звания Героя Советского Союза. Школа, к которой мы относимся, носит звание Героя Советского Союза Левина Д. П. жителя г. Сызрани. Вот об этом хотелось рассказать детям в преддверии празднования 73 годовщины Победы. Надеемся, что заложенные знания о Великой Отечественной войне дети приумножат в дальнейшем.

Совместная работа с родителями позволила нам создать мини-музей, который рассказывает об особенностях жизни людей в военное время 1941–1945 гг. Были изготовлены альбомы, оформлены выставки военной техники, книг о Великой Отечественной войне, наборы открыток, рассказывающие нам о героях-сызранцах. Важная особенность мини-музеев в ДОУ — участие в их создании детей и родителей.

Литература:

  1. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. Методическое пособие — М.: Вента-Граф, 2015
  2. Шереметова Г. П., Мостовская Я. Ю. Социализация детей с ограниченным возможностями здоровья в условиях интегративного и инклюзивного образования: Из опыта работы участников федеральной стажировочной площадки: Сборник материалов электронной конференции — Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2015
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, Великая Отечественная война, детский сад, животное, звание Героя, проектная деятельность, Советский Союз, среда обитания, сызрань.


Похожие статьи

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей»

детский сад, музейная педагогика, Великая Отечественная война, музей, ребенок, Боевая слава, ветеран ВОВ, патриотическое

Великая Отечественная война 1941–1945 гг. коснулась каждой семьи всего советского народа. В годы войны на территории Якутии были проявления...

Проект «Детям о Великой Отечественной войне»

Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне, поэтому важно сформировать у дошкольников ясные представления о войне 1941–1945гг.

Познакомить детей с событиями в истории России и участии жителей города Ачинска в ВОВ.

Формирование у дошкольников патриотических чувств...

Детский сад формирует у детей первые представления о Родине, окружающем мире, своем городе. Детям дошкольного возраста очень трудно осознать события ВОВ. Каждый наступивший год отделяет нас от страшных лет войны. И чтобы не терялась эта нить памяти, мы взрослые...

Воспитание патриотизма у дошкольников через проектную...

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, Великая Отечественная война, ребенок, Муромец

Проектно-исследовательская деятельность решает также задачу, заложенную в Программе по созданию необходимых условий для...

Проект как средство укрепления детско-родительских отношений

В статье представлены рекомендации для педагогов по укреплению детско-родительских отношений через вовлечение родителей, детей и педагогов в совместную проектную деятельность.

Проект «О той войне…» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной...

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей». Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к. Основная часть мероприятий включена в образовательную деятельность детей старшей и подготовительной.

Педагогический проект «День Победы» по...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. ребенок, Великая Отечественная война, родной город, Родина, приобщение детей.

Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне, поэтому важно сформировать у дошкольников...

Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной...

Сценарий... Советский Союз, ребенок, испанец, СССР, дом, Великая Отечественная война, быль, Гражданская война, Северный Кавказ.

Конспект совместной деятельности детей и педагога... (После ответа детей демонстрируется изображение герба и флага города Шебекино).

Растим патриотов: зачем и как рассказывать дошкольникам о войне

Во время беседы с родителями воспитанников по патриотическому воспитанию детей можно предположить один вопрос, должны ли мы рассказывать нашим детям о блокаде Ленинграда. Есть ли смысл передавать ужас времён молодому поколению, в котором свидетели этих...

Похожие статьи

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей»

детский сад, музейная педагогика, Великая Отечественная война, музей, ребенок, Боевая слава, ветеран ВОВ, патриотическое

Великая Отечественная война 1941–1945 гг. коснулась каждой семьи всего советского народа. В годы войны на территории Якутии были проявления...

Проект «Детям о Великой Отечественной войне»

Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне, поэтому важно сформировать у дошкольников ясные представления о войне 1941–1945гг.

Познакомить детей с событиями в истории России и участии жителей города Ачинска в ВОВ.

Формирование у дошкольников патриотических чувств...

Детский сад формирует у детей первые представления о Родине, окружающем мире, своем городе. Детям дошкольного возраста очень трудно осознать события ВОВ. Каждый наступивший год отделяет нас от страшных лет войны. И чтобы не терялась эта нить памяти, мы взрослые...

Воспитание патриотизма у дошкольников через проектную...

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, Великая Отечественная война, ребенок, Муромец

Проектно-исследовательская деятельность решает также задачу, заложенную в Программе по созданию необходимых условий для...

Проект как средство укрепления детско-родительских отношений

В статье представлены рекомендации для педагогов по укреплению детско-родительских отношений через вовлечение родителей, детей и педагогов в совместную проектную деятельность.

Проект «О той войне…» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной...

Проект «Великая Отечественная Война глазами детей». Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к. Основная часть мероприятий включена в образовательную деятельность детей старшей и подготовительной.

Педагогический проект «День Победы» по...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. ребенок, Великая Отечественная война, родной город, Родина, приобщение детей.

Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне, поэтому важно сформировать у дошкольников...

Занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной...

Сценарий... Советский Союз, ребенок, испанец, СССР, дом, Великая Отечественная война, быль, Гражданская война, Северный Кавказ.

Конспект совместной деятельности детей и педагога... (После ответа детей демонстрируется изображение герба и флага города Шебекино).

Растим патриотов: зачем и как рассказывать дошкольникам о войне

Во время беседы с родителями воспитанников по патриотическому воспитанию детей можно предположить один вопрос, должны ли мы рассказывать нашим детям о блокаде Ленинграда. Есть ли смысл передавать ужас времён молодому поколению, в котором свидетели этих...

Задать вопрос