Структурные особенности следственных органов РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 18.06.2020

Статья просмотрена: 11204 раза

Библиографическое описание:

Строганова, О. В. Структурные особенности следственных органов РФ / О. В. Строганова, К. С. Цеунов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 300-302. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71819/ (дата обращения: 18.11.2024).



В современной российской правовой среде к следственным органам относят: Следственный комитет РФ, Следственный департамент МВД РФ, Следственное управление ФСБ России. И если два последних органа принадлежат к ветви исполнительной власти, то Следственный комитет РФ существует вне ветвей власти и подчиняется напрямую Президенту РФ. Основная следственная нагрузка лежит на Следственном департаменте МВД РФ и Следственном комитете РФ. Рассмотрим подробнее структуру каждого следственного органа.

Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Система Следственного комитета РФ объединяет центральный аппарат Следственного комитета РФ, главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета.

Руководство деятельностью Следственного комитета РФ осуществляет Президент РФ. Председатель Следственного комитета РФ возглавляет Следственный комитет РФ, несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ [3, С. 75–77].

Подробнее рассмотрим структуру следственных органов Министерства внутренних дел РФ [1]. Следственные органы МВД России имеют трехуровневую вертикальную структуру, в которую входят: Следственный департамент МВД России, Следственные управления управлений МВД России по субъектам федерации и Следственные отделы Управлений и Отделов МВД России по городам и районам. Руководитель Следственного департамента России совмещает две должности, он является Начальником СД МВД России и заместителем Министра внутренних РФ. Таким образом, при формальной самостоятельности Следственный департамент включен в структуру центрального аппарата МВД РФ и не может быть независимы от ведомственных интересов. Такая ситуация не всегда позволяет учитывать интересы следствия, а в некоторых случаях приводит к серьезному конфликту интересов. Структура Следственного департамента МВД России представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Структура Следственного департамента МВД России

Как мы видим из рисунка 1, внутренняя структура Следственного департамента имеет линейно-функциональную структуру. В связи с совмещением двух должностей в лице руководителя СД МВД России в его прямом подчинении находится Первый заместитель Начальника СД.

У Первого заместителя соответственно в прямом подчинении находятся заместители начальника СД, контролирующие деятельность пяти отделов, а напрямую Первый заместитель руководит отделом Управления по обеспечению деятельности органов предварительного следствия. Таким образом, становится ясно что основная следственная нагрузка лежит на Первом заместителе Начальника СД МВД России и частично на заместителях Начальника СД (в зависимости от отдела, которым рукорводит заместитель).

На сегодняшний день функционируют 84 Главных следственных управлений Главных управлений Министерств внутренних дел России по республикам и иным субъектам Российской Федерации (территориальные управления). 84 Главных Следственных Управления образованы соответственно субъектам Российской Федерации, т. е. 22 — в республиках, 9 — в краях, 46 — в областях, 2 — в городах федерального значения (исключение составляет Санкт-Петербург, который объединен с Ленинградской областью), 1 — в автономной области, 4 — в автономных округах.

Схожая ситуация по ведомственному подчинению складывается и на уровне субъектов федерации. Территориальные следственные управления входят в структуру Управлений МВД по субъектам федерации и, как правило, большинство обеспечивающих функций лежит на структурах ГУ МВД по субъектам федерации. Также финансирование Главных Следственных управлений осуществляется из федерального бюджета, но за счет бюджетных средств выделяемых Главному Управлению внутренних дел по субъекту федерации [2, С. 136].

Начальник Главного Следственного управления структурно подчинен как Начальнику Следственного департамента, так и Начальнику Главного управления МВД по субъекту федерации. В зависимости от размера следственного управления на уровне субъектов федерации им подконтрольны такие подразделения как: организационно-зональный отдел; информационно-аналитический отдел; отдел по связям с общественностью / взаимодействию со СМИ; контрольно-методический отдел / отделы по направлениям; канцелярия и др.

Как и на предыдущих уровнях, Начальник следственного отдела также является заместителем начальника местного ОМВД. В прямом подчинении у начальника следственного отдела находятся следователи, либо следственные подразделения (в случае крупного местного Управления МВД).

Существует еще одна особенность, с одной стороны функциональное распределение деятельности следователей носит территориальный характер, с другой стороны в следственных отделах местных ОМВД и УМВД служат ряд следователей, имеющих строгую следственную специализацию. Считается, что в среднем в Следственном отделе ОМВД служат около 10–20 следователей (количественный состав естественно зависит от размера отдела или управления). Основная задача следователей местных ОМВД и УМВД является расследование возбужденных дел, которые не были переданы в другие следственные структуры.

Так у Главного следственного управления Главного управления МВД России по Челябинской области в подчинении находится 38 следственных управлений, отделов или отделений городов и районов области. В нашей работе мы будем их называть местными управлениями и отделами. На данном уровне следственной вертикали МВД России мы также можем наблюдать двойственность структурного подчинения начальников следственных отделов местных ОМВД (рисунок 2). При этом структура местных ОМВД может быть более сложной, чем представлено на рисунке, но это характерно для крупных городов, в которых действуют местные Управления МВД (например, города-миллионники).

Рис. 2. Структура Следственного отдела местного Отдела МВД

Рассмотрев все уровни вертикальной структуры следственного аппарата МВД РФ, мы можем отметить, что любой следственный орган данной структуры имеет подчинение как по следственной вертикали внутри МВД, так и по вертикали непосредственно самого МВД, при этом не входит в структуру полиции. В тоже время следует отметить функциональную взаимосвязь с полицейскими структурами в деятельности по раскрытию преступлений. Данное двойственное положение следственных органов в структуре МВД РФ вызывает определенные конфликтные ситуации и столкновения интересов, что приводит к снижению эффективности функционирования следственных органов.

Литература:

  1. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Departamenti/Sledstvennij_departament (дата обращения 01.05.2020).
  2. Панеях, Э. Правоохранительная деятельность в России: структура, функционирование, пути реформирования / Э. Панеях, М. Поздняков, К. Титаев, И. Четверикова, М. Шклярук. — СПб, 2012. — 144 с.
  3. Правоохранительные органы. Схемы и определения: учебное наглядное пособие / авт.-сост. М. М. Васягина. — Саранск: Издатель Афанасьев В. С., 2017. — 104 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Следственный комитет РФ, заместитель начальника, субъект федерации, Следственный отдел, структура, прямое подчинение, Российская Федерация, РФ, Следственный департамент, Следственный департамент МВД России.


Похожие статьи

Особенности развития следственных органов Российской Федерации

Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

Понятие и функции судебных органов

Понятие и организация режима в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России

Современные механизмы функционирования кадровой деятельности в органах государственного управления субъектов Российской Федерации

Содержание и функции прокурорского надзора в деятельности правоохранительных органов

Организационные конструкты войсковых частей вооруженных сил РФ

Механизмы стратегического планирования образовательной организации

Правовые аспекты координационной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью

Похожие статьи

Особенности развития следственных органов Российской Федерации

Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

Понятие и функции судебных органов

Понятие и организация режима в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России

Современные механизмы функционирования кадровой деятельности в органах государственного управления субъектов Российской Федерации

Содержание и функции прокурорского надзора в деятельности правоохранительных органов

Организационные конструкты войсковых частей вооруженных сил РФ

Механизмы стратегического планирования образовательной организации

Правовые аспекты координационной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью

Задать вопрос