Система органов Следственного комитета Российской Федерации и статус сотрудника Следственного комитета: общая характеристика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 18.02.2024

Статья просмотрена: 2079 раз

Библиографическое описание:

Пчелинский, А. С. Система органов Следственного комитета Российской Федерации и статус сотрудника Следственного комитета: общая характеристика / А. С. Пчелинский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111392/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматривается система органов Следственного комитета Российской Федерации, а также статус сотрудника Следственного комитета.

Ключевые слова: Следственный комитет, государственная служба, правовой статус, система органов, специальное звание.

Следственный комитет Российской Федерации (он же просто Следственный комитет) — федеральный государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства [3].

Свою деятельность Следственный комитет осуществляет на основании Конституции Российской Федерации [1], Федеральных законов [2], в том числе 403-ФЗ от 28.12.2010 «О Следственном комитете Российской Федерации», указов президента, постановлений правительства, приказов Следственного комитета, издаваемых в установленном порядке.

Основным направлением деятельности Следственного комитета является осуществление полномочий, предусмотренных ст. ст. 38, 39 УПК РФ (Следователь, руководитель следственного органа) на досудебной стадии производства по уголовному делу — стадии предварительного следствия, по делам, отнесенным к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации — о тяжких и особо тяжких преступлениях против личности, коррупционных, должностных и налоговых преступлениях. А также об иных тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними либо в отношении них [4].

В целях осуществления деятельности органов Следственного комитета на всей протяженности территории Российской Федерации система Следственного комитета построена по территориальному принципу, с привязкой к границам субъектов Российской Федерации (для следственных управления и Главных следственных управлений), либо к границам муниципального образования (образований) — для городских, районных, межрайонных следственных отделов. Вместе с тем в отдельных случаях предусмотрена юрисдикция специализированных следственных органов СК России, которые осуществляют свою деятельность по экстерриториальному принципу (специализированные военные следственные органы, специализированные управления на транспорте СК России, следственный отдел (на правах управления) СК России на комплексе «Байконур») [5].

Вместе с тем в целом система Следственного комитета описана в ст. 12 Федерального закона «О следственном комитете» и представляет собой:

1) центральный аппарат Следственного комитета;

2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;

3) следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета;

4) криминалистические подразделения Следственного комитета (главное управление, управления и отделы по федеральным округам, управления и отделы по субъектам Российской Федерации).

Также в Системе Следственного комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться судебно-экспертное учреждение, научные и образовательные организации, а также иные организации, необходимые для обеспечения его деятельности.

Во главе системы Следственного комитета стоит Председатель Следственного комитета, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Председатель Следственного комитета имеет первого заместителя и заместителей, численность которых определяется Президентом Российской Федерации.

Председателю СК и его заместителям подчиняется Центральный аппарат Следственного комитета, включающий в себя Главное следственное управление (ГСУ), Главное управление криминалистики — криминалистический центр (ГУК «КЦ»), управление процессуального контроля, управление по приему и рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению, управление воспитательной работы, управления материально технического и финансово экономического обеспечения деятельности Следственного комитета.

Ниже в иерархии следственных органов идут следственные управления и Главные следственные управления по субъектам Российской Федерации. Указанные следственные органы также имеют в своем составе следственные подразделения (управления (отделы) по расследованию особо важных дел), отделы (управления) процессуального контроля, приема граждан и документационного обеспечения, криминалистики, финансово-экономического и материально технического обеспечения.

В составе управлений СК по субъектам Российской Федерации действуют территориальные следственные отдела, на профессиональном наречии «земля», то есть базовый, низовой уровень системы органов Следственного комитета. Данный уровень представлен следственными отделами по городам и районам, межрайонными следственными отделами, муниципальными и межмуниципальными следственными отделами. Несмотря на то, что на указанный уровень системы расследует преступления меньшей сложности, но в связи с крайне высоким объемом работы работа «на земле» является по настоящему сложным испытанием для молодого специалиста [7].

Кроме того, служба в следственном комитете накладывает ряд морально-этических обязательств, большинство должностей в органах СК России предусматривают присвоение специальных офицерских званий, которые обязывают к определенному самоограничению. Единообразное применение указанных рекомендательных морально-этических норм обеспечивается Кодексом этики и служебного поведения сотрудника СК России, утвержденного председателем СК России. Так, в частности кодекс регулирует межличностные отношения между сотрудниками и гражданами, требования к внешнему виду, поведению в обществе и т. д. [6].

Вместе с тем, несмотря на сложность, работа в Следственном комитете имеет и ряд преимуществ. Одним из таковых является статус сотрудника Следственного комитета.

Под статусом в данном случае понимается конкретный набор прав и обязанностей, закрепленных за гражданином в связи с прохождением им службы в системе органов Следственного комитета Российской Федерации.

Так сотрудникам Следственного комитета присваиваются специальные звания (при прохождении службы на должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания). Система специальных званий имеет аналогию с воинскими званиями, младшим в указанной системе является специальное звание младшего лейтенанта юстиции, старшем же звание генерала юстиции Российской Федерации (что аналогично званию генерала армии в вооруженных силах). Специальное звание учитывается при определении размера ежемесячного денежного поощрения (аналога заработной платы).

Также согласно ст. 24 Федерального закона «О следственном комитете» сотрудники Следственного комитета обеспечиваются форменной одеждой в порядке и по нормам, установленным правительством Российской Федерации. Указанные нормы определены Постановлением Правительства РФ 27.01.2018 N 77 «Об обеспечении форменной одеждой сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, имеющих специальные звания». Правила и порядок ношения форменной одежды установлен Приказом Следственного комитета от 05.08.2019 № 88 «О форменной одежде сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, имеющих специальные звания».

Статьей 35 Федерального закона «О следственном комитете» определен перечень гарантий материального и социального обеспечения сотрудников Следственного комитета. В указанный перечень входит ежемесячное денежное вознаграждение, состоящего из оклада, надбавки за специальное звание, надбавки за выслугу лет, надбавки за особые условия работы и т. д., единовременное выходное поощрение при увольнении со службы.

Особую значимость имеет пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета. Так сотрудник следственного комитета имеет право выйти на пенсию, при наличии у него выслуги не менее 20-и лет. Особенностью порядка пенсионного обеспечения сотрудника СК является то, что сотрудник следственного комитета, имеющий право на пенсионное обеспечение, но продолжающий проходить службу в органах СК России имеет право на получение доплаты к ежемесячному денежному поощрению в сумме половины от положенной ему пенсионной выплаты.

Анализируя вышеизложенное, приходим к выводу о том, что служба в Следственном комитете имеет ряд сложностей, вместе с тем, осознавая это законодатель предусмотрел для сотрудников Следственного комитета ряд социальных и материальных гарантий, призванных обеспечить надлежащее материальное благополучие лиц, проходящих службу в органах СК России.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
  3. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 27.11.2023) «О Следственном комитете Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 03.01.2011, N 1, ст. 15.
  4. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ»// «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
  5. Приказ СК России от 13.08.2021 N 131 «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации» // https://sledcom.ru/. — Текст: электронный // Следственный комитет РФ: [сайт]. — URL: https://sledcom.ru/upload/site1/iblock/2aa/4–11.pdf (дата обращения: 17.02.2024).
  6. «Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации»(утв. Следственным комитетом РФ 11.04.2011)// https://sledcom.ru/. — Текст: электронный // Следственный комитет РФ: [сайт]. — URL: https://sledcom.ru/document/1060/?pdf=1 (дата обращения: 17.02.2024).
  7. Организация работы следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по району (городу) учеб.-метод. Пособие/ под ред. А. М. Багмета. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019–231 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Следственный комитет, Российская Федерация, управление, специальное звание, отдел, орган СК России, система органов, документационное обеспечение, ежемесячное денежное поощрение, Центральный аппарат.


Похожие статьи

Федеральная государственная служба в Следственном комитете Российской Федерации: определение, специфика, ограничения

В статье раскрывается вопрос по определению понятия федеральной государственной службы в органах Следственного комитета Российской Федерации, рассматриваются права, обязанности и ограничения, накладываемые на лиц, проходящих в установленном порядке у...

Проблемы взаимодействия органов Следственного комитета России с оперативными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия следователей Следственного комитета России с оперативными работниками Министерства внутренних дел Российской Федерации, основные проблемы реализации взаимодействия, а также решения данных проблем.

Понятие «сотрудник правоохранительных органов»

В статье раскрывается общее понятие «сотрудник» правоохранительных органов. Определены сотрудники, образующие правоохранительную систему. Выделены признаки, характеризующие сотрудников правоохранительных органов.

Подследственность уголовных дел Следственного комитета Российской Федерации: актуальные проблемы и возможные пути их решения

В настоящей статье рассматриваются актуальные проблемы подследственности Следственного комитета Российской Федерации (далее — СК РФ), как вневедомственного органа предварительного следствия. Автором анализируются статистические данные о работе указан...

Правовые основы деятельности Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: состояние, проблемы, пути совершенствования

В статье автор пытается определить состояние, проблемы, пути совершенствования деятельности Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

К вопросу о правовом статусе сотрудника МЧС России

В статье авторы анализируют генезис правового статуса сотрудника МЧС России.

Проблемы правового статуса службы в органах прокуратуры РФ

В данной статье анализируется специфика правового статуса службы в органах Прокуратуры Российской Федерации. Исследование правового статуса службы в органах Прокуратуры РФ касается, в том числе, законодательного регулирования данной службы. В статье ...

Самостоятельное и независимое от Прокуратуры РФ функционирование Следственного комитета РФ: плюсы и минусы

Отделение Следственного комитета РФ от Прокуратуры РФ имеет как положительные последствия, так и отрицательные. После проведения данной реформы был органичен процессуальный статус прокуроров, а процессуальный статус следователей, наоборот, был увелич...

Современные проблемы определения правового статуса прокуратуры Российской Федерации

В данной статье раскрывается проблематика правового статуса органов прокуратуры Российской Федерации.

К вопросу о роли и месте органов внутренних дел Российской Федерации в системе борьбы с коррупцией

В рамках данной статьи определяется роль и место органов внутренних дел Российской Федерации в системе борьбы с коррупцией.

Похожие статьи

Федеральная государственная служба в Следственном комитете Российской Федерации: определение, специфика, ограничения

В статье раскрывается вопрос по определению понятия федеральной государственной службы в органах Следственного комитета Российской Федерации, рассматриваются права, обязанности и ограничения, накладываемые на лиц, проходящих в установленном порядке у...

Проблемы взаимодействия органов Следственного комитета России с оперативными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия следователей Следственного комитета России с оперативными работниками Министерства внутренних дел Российской Федерации, основные проблемы реализации взаимодействия, а также решения данных проблем.

Понятие «сотрудник правоохранительных органов»

В статье раскрывается общее понятие «сотрудник» правоохранительных органов. Определены сотрудники, образующие правоохранительную систему. Выделены признаки, характеризующие сотрудников правоохранительных органов.

Подследственность уголовных дел Следственного комитета Российской Федерации: актуальные проблемы и возможные пути их решения

В настоящей статье рассматриваются актуальные проблемы подследственности Следственного комитета Российской Федерации (далее — СК РФ), как вневедомственного органа предварительного следствия. Автором анализируются статистические данные о работе указан...

Правовые основы деятельности Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: состояние, проблемы, пути совершенствования

В статье автор пытается определить состояние, проблемы, пути совершенствования деятельности Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

К вопросу о правовом статусе сотрудника МЧС России

В статье авторы анализируют генезис правового статуса сотрудника МЧС России.

Проблемы правового статуса службы в органах прокуратуры РФ

В данной статье анализируется специфика правового статуса службы в органах Прокуратуры Российской Федерации. Исследование правового статуса службы в органах Прокуратуры РФ касается, в том числе, законодательного регулирования данной службы. В статье ...

Самостоятельное и независимое от Прокуратуры РФ функционирование Следственного комитета РФ: плюсы и минусы

Отделение Следственного комитета РФ от Прокуратуры РФ имеет как положительные последствия, так и отрицательные. После проведения данной реформы был органичен процессуальный статус прокуроров, а процессуальный статус следователей, наоборот, был увелич...

Современные проблемы определения правового статуса прокуратуры Российской Федерации

В данной статье раскрывается проблематика правового статуса органов прокуратуры Российской Федерации.

К вопросу о роли и месте органов внутренних дел Российской Федерации в системе борьбы с коррупцией

В рамках данной статьи определяется роль и место органов внутренних дел Российской Федерации в системе борьбы с коррупцией.

Задать вопрос