Отделение Следственного комитета РФ от Прокуратуры РФ имеет как положительные последствия, так и отрицательные. После проведения данной реформы был органичен процессуальный статус прокуроров, а процессуальный статус следователей, наоборот, был увеличен. Но следователи также ограничены в свободе своих действий.
Ключевые слова: следственный комитет, деятельность следственных органов, Самостоятельное функционирование Следственного комитета РФ.
Для начала определим, что такое следственный комитет РФ и прокуратура РФ.
Согласно ФЗ от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О следственном комитете РФ», следственный комитет РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» определяет прокуратуру РФ как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Основная цель деятельности прокуратуры — осуществление надзора за соблюдением Конституции и иных нормативно-правовых актов. Деятельность следственного комитета направлена на расследование правонарушений, возбуждение уголовных дел, а также принятие мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений.
До 2011 года следственный комитет находился в составе прокуратуры РФ. Следственный комитет не обладал полной независимостью, поскольку прокуратура обладала полномочиями в сфере осуществления контроля за деятельностью следователей. Прокуратура осуществляла надзор за соблюдением законодательства, а также контролировала деятельность следственного комитета. Сосредоточение в руках прокуратуры РФ большого объема функций привело к утрате эффективности работы следственного комитета при прокуратуре РФ.
Согласно Федеральному закону «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010 N 403-ФЗ следственный комитет РФ вышел из состава прокуратуры РФ.
Причины проведения данной реформы
Решение о разделении функций следствия и прокурорского надзора было тогда обосновано тем, что в соответствии с общепринятыми в развитых странах стандартами один департамент не может одновременно проводить расследование и осуществлять независимый надзор за ним.
Ю. С. Дибиров отмечает, что объединяя три разные функции: процедуры идентификации, поддержки обвинения в суде и надзор за законностью в ходе следствия — прокуратура была бы во всех отношениях аномальной структурой. Одно и то же ведомство не может проводить расследование и одновременно проводить надзор.
В результате данной реформы была установлена независимость Следственного комитета. Руководство за деятельностью следственного комитета РФ начал осуществлять Президент РФ.
Негативные последствия данной реформы
Потеря полномочий прокуратуры за надзором за деятельностью следственного органа негативно сказалась на дальнейшем развитии предварительного расследования.
В настоящее время прокуратура лишь поддерживает обвинение в суде и направляет ходатайства. Давать прямые указания следователям она не может. Поэтому всевозможные конфликты происходят тогда, когда СК возбуждает дело, а прокуратура требует, чтобы данное дело было прекращено, но оно не прекращается, или, наоборот, прокуратура просит возбудить дело, а следственный комитет отказывает в этом. Данные противоречия могут сохраняться месяцами. Это приводит к утрате эффективности предварительного расследования. Подобные проблемы можно было бы решить путем усиления прокуратуры и наделением ее полномочиями по контролю за предварительным расследованием.
Также важно отметить, что отделение следственного комитета РФ от прокуратуры РФ не обеспечило полную независимость следователей. Полномочия прокурора были переданы руководителю следственного органа. Следователь стал независим от прокурора, но при этом полностью подчиняется руководителю следственного органа. Ученые и практики считают такое решение законодателя скорее минусом.
К тому же, следователи СК РФ сейчас еще больше зависят от руководителя следственного органа, чем раньше. Так, если в прежней редакции статьи 38 УПК РФ следователь мог обжаловать указания прокурора вышестоящему прокурору без чьего-либо согласия, то теперь следователь может обжаловать решения прокурора только с согласия руководителя следственного органа, а если руководитель не дает своего согласия, следователь должен продолжать работать с прежним делом.
Практики отмечают, что возвращение возможности прокурора по возбуждению уголовного дела было бы обоснованно, поскольку у прокурора есть право проводить «общенадзорные» мероприятия, и по их итогам он имеет возможность обнаружить правонарушения, признаки преступлений.
Положительные последствия данной реформы
Отделение следственного комитета РФ от прокуратуры РФ положительно повлияло на деятельность следственных органов, поскольку следственный комитет финансируется государством отдельно от прокуратуры РФ. Это привело к тому, что на развитие следственных органов стало уделяться больше средств, чем раньше. Это улучшило криминалистические и иные возможности следственного комитета при проведении предварительного расследования.
Ю. С. Дибиров отмечает, что объединяя три разные функции: процедуры идентификации, поддержка обвинения в суде и надзор за законностью в ходе следствия — прокуратура было бы во всех отношениях аномальной структурой. Одно и то же ведомство не может проводить расследование одновременно и проводить надзор.
Кандидат юридических наук Ю. Костанов утверждает: «тот факт, что следователи прокуратуры работали под непосредственным надзором прокуратуры, негативно сказывается на качестве надзора прокуратуры. Прокурор смотрел на себя и, конечно же, не был критичен по поводу работы следователя, не всегда вовремя, а главное, правильно реагировал на ошибки следователей и допущенные ими нарушения закона».
Д. Арутюнян говорит: «усиление ведомственного процессуального контроля на данном этапе реформирования уголовного производства в связи с нехваткой квалифицированных следственных кадров призвано способствовать обеспечению законности и повышению качества следственной деятельности”. Часто на работу в следственные органы приходят молодые, неопытные сотрудники, которым нужен наставник. Руководитель следственного органа выступает не только как контролирующий орган, но и как преподаватель, который по его поручению способен обучить нового следователя.
Проведенная реформа положительно повлияла на дальнейшее развитие следственного комитета РФ, поскольку самостоятельное и независимое функционирование данного органа повысило эффективность работы следователей СК РФ. Об этом нам говорит статистика расследованных преступлений.
Так, за январь-декабрь 2009 года сотрудниками следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации было расследовано 147 тыс. преступлений [«Состояние преступности — январь-декабрь 2009 год». https://мвд.рф/reports/item/209641].
За январь-декабрь 2013 года сотрудниками следственных органов Следственного комитета РФ было расследовано 161 854 преступлений [«Состояние преступности в России за январь — декабрь 2013 года» Управление правовой статистики генеральной прокуратуры РФ http://crimestat.ru/analytics]. Увеличение количества расследованных преступлений доказывает, что выделение СК РФ из прокуратуры РФ положительно сказалось на состоянии преступности в стране.
На 1 января 2009 г. в целом по России насчитывалось более 200.000 нераскрытых преступлений прошлых лет, подследственных следователям Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Из них более 95 тыс. убийств. [Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации: Предварительное следствие. Выпуск 4(6) 2009. https://sledcom.ru/upload/site1/document_file/iftnwsVgaY_d1.pdf]. Проанализировав данную статистику, можно сказать, что основная причина низкой раскрываемости преступлений прошлых лет — некачественное расследование.
За январь-декабрь 2009 г. Не раскрыто 1309,1 тыс. преступлений. Из этого количества на тяжкие и особо тяжкие преступления приходится 26,0 %, то есть 340.000 преступлений. За январь-декабрь 2013 года не раскрыто 950,3 тыс. преступлений. Из этого количества на тяжкие и особо тяжкие преступления приходится 24,6 %, то есть 230.000 преступлений. Это говорит нам о повышении эффективности деятельности следователей Следственного комитета.
Подводя итог, можно сказать, что отделение следственного комитета РФ от прокуратуры РФ имеет как положительные последствия, так и отрицательные. После проведения данной реформы был органичен процессуальный статус прокуроров, а процессуальный статус следователей, наоборот, был увеличен. Но следователи также ограничены в свободе своих действий. Они полностью подчинены руководителю следственного органа.
Литература:
1. Абдулаев, Н. К. Взаимоотношения между органами прокуратуры и следственного комитета Российской Федерации / Н. К. Абдулаев // Проблемы совершенствования законодательства: сборник научных статей студентов юридического факультета СКИ(ф) ВГУЮ (РПА Минюста России). — Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью «АЛЕФ», 2019. — С. 43–46.
2. Бастрыкин, А. И. Результаты следственной деятельности Следственного комитета Российской Федерации в 2014 году и задачи на 2015 год / А. И. Бастрыкин // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. — 2015. — № 1(3). — С. 17–22.
3. http://crimestat.ru/analytics \\ «Состояние преступности в России за январь — декабрь 2013 года»
4. https://мвд.рф/reports/item/209641 \\ «Состояние преступности — январь-декабрь 2009 год».
5. Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010 N 403-ФЗ
6. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1
7. https://sledcom.ru/upload/site1/document_file/iftnwsVgaY_d1.pdf \\ Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации: Предварительное следствие. Выпуск 4(6) 2009.