В статье обозначена распространенность всемирной коммуникационной сети Интернет. Приведена статистика пользователей сети Интернет в мире и России. Рассмотрены трактовки и классификации интернет-услуг отечественных авторов. Дано авторское определение интернет-услуг и их классификация.
Ключевые слова: интернет-услуги, услуги в сети интернет, классификация.
Одним из ключевых секторов современной рыночной экономики является информационный рынок, который предоставляет информационные продукты и услуги. Функционирование данного рынка оказывает существенное влияние на развитие других секторов экономики и на макроэкономические процессы в целом.
Необходимость обеспечения передачи данных, хранения больших объемов информации обуславливают популярность всемирной коммуникационной сети «Интернет». Как отмечает М. В. Демьянец «… в настоящее время большая часть отношений, связанных с осуществлением коммуникационных отношений физическими лицами, гражданами и юридическими лицами для организации сделок, предложений к продаже или покупке товара или реализации услуги, предпринимательских отношений, основана на использовании сети Интернет, средств мобильной связи…» [3].
Организация WebСanape опубликовала основанную на отчетах We Are Social и Hootsuite статистику интернета, согласно которой по состоянию на январь 2019 г. число интернет-пользователей в мире составило 4,39 миллиарда человек. Прирост интернет-пользователей за предшествующий год составил более 9 %, что составило 367 млн. человек. За последние пять лет количество пользователей сети Интернет возросло на более чем 75 %, что в абсолютном выражении составляет 1,9 млрд. человек.
В России насчитывается 109,6 миллионов интернет-пользователей, это значит, что уровень проникновения интернета составляет более 76 % [8]. Доля российских пользователей сети Интернет в общем объеме составляет 2,8 %.
По данным Высшей школы экономики (таблица 1) в общем объеме ВВП доля деятельности в области информации и связи увеличивается.
Таблица 1
Доля деятельности в области информации и связи в ВВП
Год |
ВВП всего, млрд. руб. |
Деятельность в области информации и связи, млрд. руб. |
Доля в ВВП, % |
2016 |
85917,8 |
1790 |
2,08 % |
2017 |
92081,9 |
1937,5 |
2,10 % |
2018 |
103626,6 |
2192,4 |
2,12 % |
Массовое использование возможностей, предлагаемых сетью Интернет, повлекло за собой различные трактовки интернет-услуг и их классификации. В отечественной практике данная проблема освещена в работах Демьянеца М. В., Петровского С. В., Вершинской О.Н, Хортиева Д. Р., Цуциевой О. Т., Пахомовой Е. П. Точки зрения некоторых авторов к определению интернет услуг представлены в таблице 2.
Таблица 2
Определения интернет-услуг
Автор |
Определение |
Петровский С. В. |
«Услуги, содержанием которых является выполнение определенных действий или деятельности по передаче данных с помощью международной телекоммуникационной сети общего пользования Интернет» [6]. |
Демьянец М. В., Елин В. М., Жарова А. К. |
«Деятельность и результат отношений организационного обеспечения лиц возможностью использования информации, информационных ресурсов и использования информационных технологий» [3]. |
Хортиев Д. Р., Цуциева О. Т. |
«услуги, которые предлагаются в Интернете» [9]. |
Вершинская О.Н |
«вид услуг, которые оказываются пользователям по следующим направлениям: обеспечение доступа во всемирную сеть; разработка, сопровождение Интернет-ресурсов; разработка, размещение интернет-рекламы» [2]. |
Петровский С. В. и Демьянец М. В. определяют интернет-услуги как совершение определенных действий (деятельность) с информацией на базе использования сети Интернет.
Хортиев Д. Р., Цуциева О. Т. дают краткое определение интернет-услуг, которое, на Наш взгляд, является не совсем корректным. В данном случае интернет-услугой является размещение информации в сети Интернет, а сама предлагаемая услуга таковой может и не быть.
В соответствии с общей теорией услуг, результатами услуги может быть новый объект или измененное состояние существующего объекта — имущества, человека, его сознания или информации. В Интернете единственным объектом обмена и управления является информация [1].
Таким образом, интернет-услуги — это совокупность действий по поиску, обработке, передаче, предоставлению доступа, размещению, распространению, хранению информации в информационно-коммуникационной сети Интернет по запросу и в интересах потребителей.
Многочисленность и разнообразие услуг обуславливает необходимость их классификации по признакам, учитывающим их сущность и специфику. Классификация позволяет выделить отличительные черты каждого вида услуг, определить специфику методов бухгалтерского учета, оценки, калькуляции и т. д.
Демьянец М. В. классифицирует интернет-услуги по «виду информационного процесса». В соответствии с данной классификацией выделяются:
- Услуги хостинга, которые представляют собой предоставление в пользование серверного пространства;
- Услуги подключения к службам связи и коммуникационных услуг;
- Услуги подключения пользователя к почтовому серверу;
- Услуги по передаче, распространению, хранению, использованию, защите информации;
- Услуга получения доступа к «облачным» вычислениям.
Петровский В. В. подразделяет интернет услуги на два вида: услуги связи и услуги по обработке и передаче информации. В свою очередь, первый вид услуг подразделяется на:
– услуги по подключению оконечного оборудования пользователя к интернету;
– услуги электронной почты, позволяющие передать и принимать информацию в виде электронных сообщений, а также хранить ее у оператора связи;
– услуги по размещению информационного ресурса абонента на станции сети электросвязи общего пользования для обеспечения доступа к информационному ресурсу пользователей сети.
Под услугами по обработке и передаче информации подразумевается обработка и передача информации, имеющей определенные качества.
На Наш взгляд, первый вид услуг по своему содержанию объединяет первые три элемента из классификации Демьянеца М. В., а второй — тождественен четвертому элементу.
Похожей классификации придерживается Пахомова Е. П., которая так же делит Интернет-услуги на услуги по передаче информации, услуги связи и отдельно выделяет услуги хостинга [5].
Л. Б. Ситдикова сводит правоотношения в сети Интернет к двум видам: предоставление услуг по распространению информации с использованием сети Интернет и предоставлению доступа к информации с использованием данной сети [7].
Проанализировав трактовки и классификации интернет-услуг разных авторов можно сделать вывод, что все они связаны с информацией в сети интернет. По действиям, совершаемым с информацией в сети Интернет, считаем рациональным выделить следующие виды интернет-услуг:
- По размещению и хранению информации (хостинг);
- По обмену информацией (электронная почта, службы мгновенной отправки сообщений);
- По передаче информации (интернет-реклама, поисковые системы);
- По предоставлению доступа к информации (предоставление доступа к сети интернет).
Литература:
- Вершинская О. Н. Интернет в России и ВВП // Информационное общество. — 2011. — № 3. — С. 53–58.
- Демьянец М. В., Елин В. М., Жарова А. К. Предпринимательская деятельность в сети Интернет: монография. — М.: ЮРКОМПАНИ, 2014. 440 с.
- Пахомова Е. П. Интернет-услуги и критерии их классификации // Теория и практика современной юридической науки: Сборник научных трудов по итогам международной межвузовской научно-практической конференции. Самара, 2014. 43 с.
- Петровский С. В. Правовое регулирование оказания Интернет-услуг: дис.... канд.юрид.наук. М., 2002. С.
- Ситдикова Л. Б. Правовая природа Интернет-услуг // Гражданское право. 2008. № 2. С. 43–45.
- Сергеева Ю. Вся статистика интернета на 2019 год — в мире и в России. [Электронный ресурс]: URL: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-v-rossii/
- Хортиев Д. Р., Цуциева О. Т. Современные тенденции развития-интернет услуг // Инфраструктурные отрасли экономики : проблемы и перспективы развития. — 2014. — № 6. — С. 12–19.