Дифференцированный подход в работе по активизации речи неговорящих детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (315) июнь 2020 г.

Дата публикации: 15.06.2020

Статья просмотрена: 600 раз

Библиографическое описание:

Харахордина, К. Н. Дифференцированный подход в работе по активизации речи неговорящих детей / К. Н. Харахордина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 428-430. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71756/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье описывается важность применения дифференцированного подхода при работе с неговорящими детьми.

Ключевые слова: безречевой ребенок, вербальное средство общения, дифференцированный подход, речевая деятельность детей.

Ежегодно растет число детей с речевыми нарушениями. Возрастает доля детей с отсутствием вербальных средств общения, или так называемые «безречевые» дети. Безречевые дети — это условное название неоднородной группы детей, у которых в силу различных нозологических причин отсутствует речь [3].

Проведенные клинические и психолого-педагогические исследования говорят о разности нарушенных механизмов речевой деятельности детей с отсутствием вербальных средств общения (Р. Е. Левина, Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, Е. Ф. Архипова, Г. В. Чиркина, Е. Ф. Соботович и др.). Но все дети исследуемой группы имеют комплексное органическое нарушение, зачастую осложняющееся неврологической симптоматикой. В эту группу можно отнести детей с моторной и сенсорной алалией, задержкой психоречевого развития, интеллектуальной недостаточностью, анартрией, аутизмом, нарушением слуха и детским церебральным параличом.

Одним и показателей задержки речевого развития ребенка является позднее начало речи, появление первых слов в 2,5–3 года. Если рассматривать общие черты речевого развития, зачастую у детей вышеуказанных категорий активный словарь включает в себя единичные нечетко артикулируемые вокализации, звукокомплексы и односложные слова. Одним и тем же словом обозначаются разные предметы и действия, сходные по каким-либо признакам. Речь ребенка не является средством полноценной коммуникации, возникает замена вербальной речи на невербальную — жесты, мимика, пантомимика. Пассивный словарь шире активного, понимание речи находится на низком уровне. Употребляемые слова основаны на звуках раннего онтогенеза, нарушены слоговая структура слова и просодика. Вне зависимости от симптоматики для невербальных детей характерно снижение психической активности, внимания, памяти, недостаточность целенаправленной деятельности, общий потенциал ребенка снижен. Слабая мотивация к общению, повышенная эмоциональная возбудимость и истощаемость, нестабильность поведения затрудняет коммуникацию ребенка с окружающими [3].

Работа по активизации речевой деятельности детей с отсутствием вербальных средств общения на начальных этапах коррекционно-логопедической работы требует использования дифференцированного подхода в обучении с опорой на сформированные навыки, сохранную систему восприятия, предоставляющего максимальные возможности для учета индивидуальных особенностей ребенка. Дифференцированный подход должен применяться с учетом развития вербальных и невербальных функций каждого отдельного ребенка, состояния его психофизического развития, уровня восприятия речи [1].

Дифференцированный подход с безречевыми детьми необходимо использовать как на этапе подбора и проведения диагностических мероприятий, так и при подборе коррекционных методик для каждого ребенка, учитывая этиологию нарушения и уровень сформированности речевых функций. На этапе диагностики, когда еще до конца не определена природа безречья, важной задачей является определение круга интересов ребенка, поддержание его мотивации к взаимодействию с взрослым. Это может быть эмоциональное вовлечение, двигательный интерес, предметная деятельность, игровая деятельность. Исходя из этих наблюдений, организуются условия активизации речевой функции у ребенка с отсутствием вербальных средств общения.

Рассмотрим несколько современных подходов к активизации речевой деятельности.

Эмоциональная основа деятельности активно используется в игровой логопедии. Примером может служить авторская методика Т. Грузиновой «Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи» [2]. Она рассчитана на детей, у которых имеются непроизвольные вокализации гласных звуков. Запуск речи в данной методике строится в три этапа:

– первый этап — вызывание согласного звука: в игровой ситуации у ребенка устанавливается ассоциация звучащего предмета (игрушки) с конкретным жестом и согласным звуком; когда в процессе игры возникает требуемый звук, он всегда сопровождается жестом, пока ребенок не сможет повторить его отдельно по просьбе педагога. Звуки формируются через выдувание воздушной струи и образования естественных преград в ротовой полости ребенка. Полученный звук закрепляется в игре

– на втором этапе, когда согласные и гласные звуки сформированы, ребенка обучают завершению слова путем соединения безударного слога ударным (соблюдая структуру слова в заданном ритме)

– на третьем этапе у ребенка формируется простая фраза, которая подкрепляется жестами, картинками, предметами, с обязательным ритмико-мелодическим подкреплением. Ритмический рисунок слова ребенок повторяет движениями тела, под музыку.

Плюсом данной методики является то, что занятия по ней проводятся не за столом, а в свободном пространстве кабинета, и ребенок чувствует себя более спокойно и расслабленно за игрой.

Методика, опирающаяся на онтогенетический принцип развития речи предложена Т. Н. Новиковой-Иванцовой — «Метод формирования языковой системы» (МФЯЗ) [4]. Неговорящему ребенку на начальном этапе коррекционной работы необходимо пройти этапы лепета и гуления, согласно онтогенезу, научиться различать неречевые, а затем и речевые звуки. Основной используемый инструмент — это музыка. Логопед с ребенком пропевает гласные (этап гуления), затем слоги (этап лепета). Для каждого занятия автором предложен свой набор мелодий. В связи с тем, что неговорящие дети чаще всего слабо удерживают зрительное внимание, автором предлагается несколько положений работы логопеда с ребёнком с опорой на тактильный контакт:

– ребенок прижат спиной к груди педагога и сопряженно пропеваются звуки и слоги, ритм отстукивается сначала педагогом, задействуя руки ребенка, затем вместе. Визуальное подкрепление осуществляется карточками — схемами звуков;

– ребенок и логопед сидят лицом к лицу, удерживая зрительный контакт. Руки ребенка в руках логопеда. При пропевании звуков и слогов ритм отбивается о колени ребенка;

– ребенок лежит на кушетке, логопед располагается сбоку, удерживая его руку на своем горле. Пропевание идет также сопряженно.

После того, как в речь введены звуки и слоги, вводятся слова с усложняющейся слоговой структурой. Методика содержит четкие инструкции, в ней заложен системный подход к активизации речевой деятельности.

Для детей с двигательными интересами авторами активно используются элементы фоноритмики и логоритмики. В методике работы, разработанной Т. В. Пятницей, Т. В. Башинской «Система коррекционной работы при моторной алалии» большая роль отводится графо-моторной стимуляции речи [5]. Занятия проводятся в свободном пространстве логопедического кабинета, и представляют собой чередование двигательных занятий с релаксационными.

Артикуляционная гимнастика сочетается с голосовым сопровождением (вызываемый звук), движением рук и тела, стимулируя распределение зрительного внимания и двигательную память. Каждое упражнение является модификацией предыдущего, и сопровождается мини-рассказом о разных героях.

Занятия по вызыванию звуков, слогов проводится на стихотворном материале с двигательным сопровождением. Активно используются пальчиковые игры, сенсорные материалы. Разучивание слов, фраз, стихов опирается на пальчиковую или ритмическую основу. Двигательные упражнения, представленные в методике, сопровождают весь процесс развития речи, от вызывания звуков, до развернутой связной речи. Предлагаемая методика рекомендуется для работы с дошкольниками 4–5 лет с моторной алалией, а также с «неговорящим» детьми 2,5–3 лет с задержкой речевого развития.

Таким образом, использование современных методик по активизации речевой деятельности детей с отсутствием вербальных средств общения с применением дифференцированного подхода позволит более эффективно выстраивать коррекционный процесс.

Литература:

  1. Глухоедова, О. С. Активизация речевой деятельности детей с отсутствием вербальных средств общения=Activization of speech activity of children lacking verbal communication means: монография: / О. С. Глухоедова. — Москва: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2016. — 142 с. — Режим доступа: по подписке. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=498944 (дата обращения: 17.10.2019). — Библиогр. в кн. — ISBN 978–5–906830–95–1. — DOI 10.18334/9785906830951. — Текст: электронный.
  2. Грузинова, Т. В. Работа с неговорящими детьми: от нуля до фразовой речи / Т. В. Грузинова. — Текст: электронный // https://igrolog-school.ru/: [сайт]. — URL: https://igrolog-school.ru/seminars/start-communicate/ (дата обращения: 08.02.2020).
  3. Кириллова Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. — Москва: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с.
  4. Новикова-Иванцова, Т. Н. Работа с неговорящими детьми / Т. Н. Новикова-Иванцова. — Текст: электронный // http://logosystem.ru/: [сайт]. — URL: http://logosystem.ru/video-zanyatiy-1–6/ (дата обращения: 13.02.2020).
  5. Пятница, Т.В., Башинская, Т. В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 2 — Москва: ТЦ Сфера, 2011. — 64с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, вербальное средство общения, дифференцированный подход, речевая деятельность детей, зрительное внимание, коррекционная работа, моторная алалия, речевая деятельность, речевое развитие, согласный звук.


Ключевые слова

дифференцированный подход, безречевой ребенок, вербальное средство общения, речевая деятельность детей

Похожие статьи

Активизация речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются вопросы активизации речи старших дошкольников с ОНР, анализируются методики, которые в настоящее время пользуются популярностью в работе по активизации речевого общения, выявляется взаимосвязь между речью и мышлением.

Влияние социокультурной среды на становление речемоторных навыков

В данной статье рассмотрена проблема социокультурной обусловленности становления речемоторных навыков. В статье ставится задача проанализировать факторы социокультурной среды, влияние которых затрудняет освоение ребенком речемоторных навыков и тормоз...

Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)

В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.

Альтернативная и дополнительная коммуникация как инструмент взаимодействия с неговорящими детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье авторы отвечают на распространенные вопросы об АДК.

Методические основы использования информационно-коммуникационных технологий в коррекции общего недоразвития речи

Статья посвящена использованию ИКТ в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. Отмечено положительное влияние ИКТ на коррекционную работу, а также отражены основные требования к логопедической работе с мультимедиа-ресурсами.

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.

Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ

В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Учет психолого-педагогических особенностей детей с расстройством аутистического спектра в обучении иностранному языку

В нашей статье говорится об обучении иностранному языку, детей с расстройством аутистического спектра. Она иллюстрирует аспекты обучения таких детей, с учетом их психических потребностей.

Речевая диагностика ребенка как значимый компонент его общего развития

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

Особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается сущность понятий «социализация», «социальное развитие». В работе исследована проблема особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи, рассмотрена и охарактеризована речевая деятельность учащихся с тяжел...

Похожие статьи

Активизация речевого общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются вопросы активизации речи старших дошкольников с ОНР, анализируются методики, которые в настоящее время пользуются популярностью в работе по активизации речевого общения, выявляется взаимосвязь между речью и мышлением.

Влияние социокультурной среды на становление речемоторных навыков

В данной статье рассмотрена проблема социокультурной обусловленности становления речемоторных навыков. В статье ставится задача проанализировать факторы социокультурной среды, влияние которых затрудняет освоение ребенком речемоторных навыков и тормоз...

Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)

В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.

Альтернативная и дополнительная коммуникация как инструмент взаимодействия с неговорящими детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье авторы отвечают на распространенные вопросы об АДК.

Методические основы использования информационно-коммуникационных технологий в коррекции общего недоразвития речи

Статья посвящена использованию ИКТ в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. Отмечено положительное влияние ИКТ на коррекционную работу, а также отражены основные требования к логопедической работе с мультимедиа-ресурсами.

К вопросу о развитии двигательной активности детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается значимость учета уровня двигательной активности старших дошкольников в обеспечении оптимизации двигательного режима в условиях дошкольного учреждения.

Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ

В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Учет психолого-педагогических особенностей детей с расстройством аутистического спектра в обучении иностранному языку

В нашей статье говорится об обучении иностранному языку, детей с расстройством аутистического спектра. Она иллюстрирует аспекты обучения таких детей, с учетом их психических потребностей.

Речевая диагностика ребенка как значимый компонент его общего развития

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

Особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается сущность понятий «социализация», «социальное развитие». В работе исследована проблема особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи, рассмотрена и охарактеризована речевая деятельность учащихся с тяжел...

Задать вопрос