The article presents an analysis of speech therapy techniques for overcoming speech and motor disorders in preschool children with dysarthria. The methods of speech therapy should take into account both the mechanism of occurrence of primary disorders and secondary disorders in dysarthria.
Keywords: dysarthria, speech therapy, speech disorders, motor disorders, motor development, sound pronunciation, correction, preschool age.
В логопедической практике накоплено большое количество методик по коррекции дизартрии у дошкольников: Е. Ф. Архипова, Л. А. Данилова, И. Б. Карелина, Л. В. Лопатина, И. И. Панченко, О. В. Правдина, О. Г. Приходько, М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина. Все авторы отмечают необходимость проведения коррекции речевых и моторных нарушений при дизартрии в комплексной логопедической работе [4].
Е. Ф. Соботович разработала систему логопедической работы, в которой предлагается осуществлять дифференцированное воздействие при преодолении нарушений звукопроизношения при дизартрии исходя из этиопатогенеза нарушения звуковой стороны речи [9].
В содержание логопедической работы Е. Ф. Соботович включает задачи по развитию дифференцированного слухового восприятия звуков речи; по формированию четких фонематических представлений; по развитию моторики артикуляторного аппарата и по воспитанию правильной артикуляции звуков речи [9].
Комплекс логопедической работы при дизартрии зависит от её формы. Так, у детей с корковой дизартрией основное внимание уделяется формированию правильной артикуляции звуков путем развития кинестетического анализа с опорой на зрительное восприятие движений.
При коррекции дизартрии включают в работу комплексы двигательных упражнений. На первых этапах работы, в одних случаях проводятся упражнения на развитие силы движений, подвижности органов артикуляторного аппарата, в других — на расслабление мышц артикуляторного аппарата, в — третьих, на формирование умения удерживать заданную артикуляторную позу, выполнять точные координированные движения в нужном темпе. Далее осуществляется формирование тонких речедвигательных дифференцировок и динамических координированных движений [9].
Таким образом, методика Е. Ф. Соботович учитывает дифференцированный подход к коррекции нарушения звукопроизношения у детей с дизартрией. Стоит отметить, что содержание работы по коррекции фонематических нарушений представлено фрагментарно, а работа по коррекции просодических нарушений — отсутствует.
Е. М. Мастюкова, О. В. Правдина, Г. В. Гуровец, С. И. Маевская, описывая направления логопедической работы с детьми с дизартрией указывали, что воздействие должно осуществляться в зависимости от преобладания тех или иных нарушений (при преобладании нарушений звукопроизношения и нарушений фонации и просодики). При работе с детьми с дизартрией, важно воздействовать не только на речевое нарушение, но и на всю деятельность ребёнка (продуктивную и игровую) [3].
В соответствии с этим предлагаются примерные поэтапные планы работы с детьми со различными формами дизартрии, осложненные ринофонией [3].
Авторы выделяют следующие этапы коррекционной работы при дизартрии: подготовительный, вызывание и закрепление звука в слогах и словах, введение слов с отработанными звуками во фразу и контекст. Целью работы на подготовительном этапе является выработка сознательного отношения ребенка к положению артикуляционного аппарата и возможности управления им по инструкции [3].
На этапе вызывания и закрепления звука в слогах и словах работа идет над целой группой звуков, появившихся спонтанно и вызываемых логопедом.
На заключительном этапе работают со всеми звуками, большое значение уделяется самоконтролю слуховой и тактильно-двигательной рецепции. С помощью специальных упражнений развивают дыхание, голос и артикуляционную моторику. Выработанные навыки закрепляются на различном речевом материале [3].
На наш взгляд, этапы логопедической работы, предложенные Г. В. Гуровец и С. И. Маевской носят в основном описательный характер и ориентируют проведение коррекции речевого нарушения на симптомологическом уровне, без учета механизма нарушения.
Интересным является изучение дизартрических расстройств у дошкольников с недоразвитием пространственного гнозиса, проведенное И. А. Филатовой. В ходе исследования автор установила, что дети с дизартрией и нарушением пространственного гнозиса испытывают сложности в понимании и выражении логико-грамматических структур языка [10].
И. А. Филатова предложила методику коррекции лексико-грамматических нарушений речи, которая основана на принципе параллельной коррекции средств языка и пространственных представлений. Основными направлениями коррекционной логопедической работы являются: коррекция и развитие сомато-пространственного восприятия; коррекция и развитие восприятия взаимоотношений предметов в пространстве; систематизация семантических полей слов-наименований предметов и глаголов; преодоление расстройств оперативной слухо-речевой памяти; восстановление понимания логико-грамматических структур языка [10].
Содержание коррекционной работы при дизартрии представлено в виде трех основных блоков: первый блок направлен на коррекцию и развитие пространственного гнозиса, второй блок направлен на коррекцию моторной сферы, трений блок — коррекция и развитие языковых и речевых средств [10].
Таким образом, следует отметить, что автор подчеркивает важность коррекции и развития и речевых и моторных навыков у детей с дизартрией.
Исходя из систематизации нарушений речи по симптомологическому принципу И. Б. Карелина разработала методику коррекционно-логопедической работы по нормализации моторной сферы и речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами при фонетико- фонематическом и общем недоразвитии речи [5].
Рассмотрим основные направления работы по методике И. Б. Карелиной с детьми с минимальной формой дизартрии:
– Коррекция двигательной сферы. Включает обследование и коррекцию нарушений мелкой моторики кистей рук, массаж органов артикуляционного аппарата, кинезотерапевтическую артикуляционную гимнастику, коррекцию дыхательных и голосовых расстройств [Карелина, 2000].
– Коррекция фонетико-фонематической стороны речи. Включает развитие фонематического восприятия, коррекцию звукопроизношения, закрепление правильного голосоведения и дыхания [5].
– Коррекция лексико-грамматической стороны речи. Предполагает активизацию и расширение словаря, коррекцию нарушения лексико- грамматического строя речи.
В работах И. Б. Карелиной оптимизирующим средством при коррекции минимальных дизартрических расстройств выступает кинезитерапия (лечение движением). Автор объясняет это тем, что при работе с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами необходимо учитывать паретические нарушения артикуляционного аппарата и моторной сферы, а также диспраксические расстройства. Наличие или отсутствие симптомов органического поражения ЦНС служит критерием для дифференциальной диагностики при нарушении звукопроизношения при дизартрии и сложной дислалии [5].
К. А. Семёнова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин наряду с описанием клинических симптомов дизартрии определяют общие принципы и направления речевой терапии:
- Выявление особенностей нарушений тонуса, определение и последовательное закрепление «рефлекс- запрещающей позиции»;
- Развитие речевых артикуляций, с подключением зрительного и тактильных анализаторов;
- Постановка голоса и отдельных звуков с применением медикаментозной терапии;
- Работа над дыханием [8].
Таким образом, методика развития речи основана на знаниях закономерностей двигательного развития ребенка и разработана для лечения двигательных расстройств у детей с различными формами церебрального паралича на разных его стадиях, начиная с периода новорожденности.
Л. В. Лопатиной создана система дифференцированной логопедической работы в целях коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников с минимальной дизартрией на основе комплексного междисциплинарного клинико-психолого-лингвистического подхода [6].
В авторской системе коррекции фонетико-фонематических нарушений у детей со минимальной дизартрией выделены ее основные этапы, каждый из которых имеет свои цели, задачи и содержание [6].
На первом этапе работы предлагается осуществлять формирование психофизиологических механизмов овладения детьми системой фонетических средств языка.
Задачи этапа: коррекция нарушений двигательной сферы, подготовка артикуляторного аппарата к формированию артикуляторных укладов звуков, коррекция нарушений дыхания и голоса, развитие слухомоторных дифференцировок с помощью ритмических упражнений, развитие фонематического восприятия [6].
На втором этапе работы осуществляется формирование действий внешнего оформления процесса порождения речевого высказывания. В задачи этого этапа входит: коррекция нарушений звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слова, развитие функций фонологической системы, формирование умений слышать компоненты интонации в звучащей речи и оценивать их использование в различных ситуациях действительности [6].
Разработанная автором система дифференцированной логопедической работы обеспечивает постепенный переход от формирования навыков к научению [6].
Е. Ф. Архипова в логопедической работе по коррекции минимальной формы дизартрии представляет комплексный подход, в котором выделяет 3 блока. Первый блок — медицинский; второй блок — психолого-педагогический и третий блок — логопедическая работа [1].
Логопедическую работу Елена Филипповна Архипова рекомендует планировать поэтапно. Первый этап содержит следующие направления:
– нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры;
– нормализация моторики артикуляционного аппарата;
– нормализация голоса, речевого дыхания, просодики;
– нормализация мелкой моторики рук [Архипова, 2008].
Направлениями второго этапа автор выделяет следующее:
– выработку основных артикуляционных укладов (дорсального, какуминального, альвеолярного, нёбного),
– определение последовательности логопедической работы по коррекции звукопроизношения;
– уточнение или развитие фонематического слуха;
– вызывание конкретного звука, закрепление вызванного звука [1].
Третий этап логопедической работы автор посвящает выработке коммуникативных умений и навыков.
Четвертый этап направлен на предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии [1].
На пятом этапе основными направлениями логопедической работы являются: формирование графомоторных навыков, психологической готовности к обучению в школе, профилактика дисграфических ошибок [1].
Таким образом, автор подчеркивает важность комплексного подхода при коррекции дизартрии.
Рассмотрим методику работы с детьми с дизартрией О. Г. Приходько. Автор выделяет следующие направления работы:
– Логопедический массаж.
– Артикуляционная гимнастика. Проводится сначала в пассивной форме, затем в пассивно-активной и, наконец, в активной.
– Формирование голоса.
– Развитие просодики и коррекция её нарушений [7].
– Коррекция нарушений звукопроизношения.
– Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук [7].
Таким образом, автор подчеркивает необходимость развития у детей с дизартрией артикуляционной и мелкой моторики, но не выделяет отдельным направлением работу по развитию общей моторики.
С. Г. Щербак считает, что возникающий вследствие дизартрии дефицит языковых средств общения и речевой практики негативно отражается на формировании коммуникативно-речевых навыков и умений. Это осложняет картину речевого нарушения [11].
С. Г. Щербак ведущими в структуре речевого нарушения при минимальных дизартрических расстройствах выделяет фонетические недостатки и подчеркивает необходимость изучения отношений между первичным фонетическим недостатком и умением использовать речевые средства в коммуникации. Методика логопедической работы, согласно авторской позиции, обеспечивает формирование коммуникативно значимой монологической речи у детей с минимальной дизартрией [11].
Для достижения такой направленности коррекционно-логопедической работы С. Г. Щербак предлагает создание коммуникативно-речевых ситуаций: включение методов и приёмов, которые будут связывать функционирование всех речевых компонентов, обучать разным типам монологических высказываний и обеспечивать самоконтроль [11].
Анализируя методику С. Г. Щербак мы подчеркнули, что она направлена на устранение речевых нарушений при дизартрии, но не учитывает двигательные нарушения, характерные для детей с данной речевой патологией.
На основе проведенного анализа мы сделали вывод о том, что коррекция дизартрии у старших дошкольников требует интеграции усилий, направленных как на коррекцию собственно речевых нарушений, так и на развитие неречевых функций (общая, мелкая, артикуляционная моторика). Формирование четкой артикуляции и правильного звукопроизношения напрямую зависит от состояния общих моторных умений. Подбор методов коррекции должен осуществляться с учетом формы дизартрии, степени тяжести нарушений и структуры дефекта. Наиболее результативными методами коррекции являются те, которые воздействуют на нарушенные функции одновременно на нескольких уровнях.
Литература:
1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: АСТ: Астрель, 2008. 254 с
2. Баряева Л. Б. Ретроспективный анализ методик логопедической работы по преодолению речевого дефекта при стертой дизартрии у дошкольников/ Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина. Специальное образование. 2020. № 2. С 172–188.
3. Гуровец, Г. В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией, и методы коррекционного воздействия / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. Москва, 1981. С. 103–114.
4. Жулина, Е. В. К вопросу о диагностическом инструментарии дизартрии, значении логопедического массажа в коррекции дизартрии старшего дошкольного возраста 5–6 лет / Е. В. Жулина, Я. О. Ладина// Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65. С. 44–49.
5. Карелина И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами: дис. кан. пед. наук / Инна Борисовна Карелина. ИКП РАО. Москва, 2000. 172 с.
6. Лопатина Л. В. Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией / Л. В. Лопатина // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51 (3). С. 178–186.
7. Приходько О. Г. Принципы, задачи и методы логопедической работы при дизартрии / О. Г. Приходько. Специальное образование. 2010. № 4. С. 57–79
8. Семенова, К. А. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии /Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед.вузов / К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин //под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. Кн.1, часть 2 М.: Владос, 2003 С.103–118.
9. Соботович Е. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики/ Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская. — М., 1974 г. № 4. С.20–21.
10. Филатова И. А. Коррекция нарушений речи у дошкольников с дизартрией и недоразвитием пространственного гнозиса: автореф. дис. канд. пед. наук / Ирина Александровна Филатова. Екатеринбург, 1998. 18 с.
11. Щербак С. Г. Формирование устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами: автореф. дис. канд. пед. наук / Светлана Геннадьевна Щербак. Москва, 2011. 23 с.

