Порядок калькуляции затрат в медицинском учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 05.06.2020

Статья просмотрена: 510 раз

Библиографическое описание:

Соколова, А. А. Порядок калькуляции затрат в медицинском учреждении / А. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 451-453. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71163/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор характеризует затраты, которые используются для принятия управленческих решений в учреждении здравоохранения.

Ключевые слова: калькуляция, управленческий учет, затраты.

Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг), которая является важнейшей составляющей управленческого учета, приобретает особое значение при переходе медицинских учреждений на одноканальное финансирование: оценить эффективность деятельности отдельных структурных подразделений, уровень рентабельности тех или иных видов медицинских услуг и принять управленческие решения в отношении их перспектив можно только на основе калькуляционных расчетов [1, с. 134].

Калькуляция — это исчисление себестоимости единицы продукции или услуг по статьям расходов. В отличие от элементов сметы затрат, статьи калькуляции себестоимости объединяют затраты с учетом их конкретного целевого назначения и места образования [4, с. 2].

Информация по калькулированию себестоимости медицинских услуг предназначена также для повышения эффективности осуществления функции управления и контроля над затратами труда, использованием материально-производственных запасов, административно-хозяйственными расходами [1, с. 136].

По способу отнесения на себестоимость конкретной услуги расходы следует разделить на прямые и косвенные [4, с. 143].

К прямым расходам относятся:

– прямые расходы на оплату труда;

– прямые материальные расходы;

– прочие прямые расходы [2, с. 4].

Прямые материальные расходы  стоимость полностью потребляемых в процессе оказания медицинской услуги материальных ресурсов [2, с. 4].

Прочие прямые расходы  амортизация медицинского оборудования, используемого при оказании данной медицинской услуги.

На примере ГБУЗ КО «Кемеровский центр лечебной физкультуры и спортивной медицины» были рассмотрены прямые расходы учреждения по бюджетным и внебюджетным средствам за 2018 год на рис. 1.

Рис. 1. Прямые расходы учреждения по бюджетным и внебюджетным источникам финансирования за 2018 г.

Таким образом, наибольшую долю среди прямых расходов по бюджетным и внебюджетным средствам составляют прямые расходы на оплату труда, наименьшую долю занимают прямые материальные расходы и прочие прямые расходы.

Косвенные расходы — расходы, которые не могут быть прямо, без дополнительных расчетов, отнесены на конкретные виды медицинских услуг.

Косвенные расходы целесообразно делить на две группы: косвенные расходы структурных подразделений и косвенные расходы учреждения.

К косвенным затратам структурных подразделений относятся:

– оплата труда заведующих отделениями;

– оплата труда и начисления на оплату труда среднего и младшего медицинского персонала;

– затраты, связанные с бесплатной выдачей молока и лечебно-профилактического питания работникам медицинских учреждений, занятым на работах с вредными условиями труда;

– стоимость мягкого инвентаря структурных подразделений;

– амортизация зданий и иных объектов основных средств, используемых структурным подразделением [2, с. 5].

Косвенные расходы структурных подразделений учреждения за 2018 год представлены в таблице 1.

Таблица 1

Косвенные расходы структурных подразделений за 2018г.

Косвенные расходы структурных подразделений

Источник финансирования

Бюджет, руб.

Внебюджет, руб.

План

Факт

План

Факт

Оплата труда заведующих отделениями

5156600

5156600

1091200

1091200

Оплата труда среднего и младшего медицинского персонала

1785200

1785200

197100

197100

Затраты, связанные с бесплатной выдачей молока работникам, занятым на работах с вредными условиями труда

9418

9418

-

-

Стоимость мягкого инвентаря структурных подразделений

38200

27700

-

-

Амортизация основных средств

16433002

16433002

565770

565770

Исходя из таблицы 1, выявлено, что стоимость мягкого инвентаря по факту снизилась на 10500 рублей по сравнению с планом. Остальные фактические косвенные расходы совпадают с плановыми значениями.

К косвенным затратам, связанным с управлением медицинским учреждением в целом, относятся:

– оплата труда административно-хозяйственного персонала;

– начисления на оплату труда административно-хозяйственного персонала;

– коммунальные и хозяйственные расходы;

– затраты на командировки и служебные разъезды;

– амортизация зданий, сооружений и других основных средств, непосредственно не связанных с оказанием медицинских услуг;

– прочие расходы [2, с. 5].

Косвенные затраты, связанные с управлением медицинским учреждением за 2018 год представлены в таблице 2.

Таблица 2

Косвенные затраты, связанные суправлением медицинским учреждением за 2018г.

Косвенные затраты, связанные суправлением медицинским учреждением

Источник финансирования

Бюджет, руб.

Внебюджет, руб.

План

Факт

План

Факт

Оплата труда административно-хозяйственного персонала

4945600

4945600

547700

547700

Начисления на оплату труда административно-хозяйственного персонала

1483600

1483600

164310

164310

Коммунальные и хозяйственные расходы

784968

687290

126005

105480

Затраты на командировки

38046

37182

-

-

Амортизация основных средств, не связанных с оказанием медицинских услуг

16485261

16433002

581327

565770

Прочие расходы

191900

191900

10000

9100

В соответствии с таблицей 2 отмечается, что оплата труда административно-хозяйственного персонала, а также прочие расходы по бюджетным средствам соответствуют плановым значениям. Однако наблюдается фактическое сокращение коммунальных и хозяйственных расходов по сравнению с планом по бюджетным средствам на 97678 рублей, а по внебюджетным средствам — на 20525 рублей.

Для целей принятия управленческих решений затраты могут быть подразделены на переменные, постоянные и смешанные.

К переменным затратам будут отнесены стоимость медикаментов, перевязочных средств, одноразовых принадлежностей, других расходных материалов, продуктов питания и прочее [2, с. 4].

Постоянными затратами являются:

1) затраты на освещение и отопление помещений, аренду помещений;

2) амортизация медицинского оборудования, участвующего в процессе оказания медицинской помощи;

3) амортизация зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медицинской помощи;

4) износ мягкого инвентаря;

5) затраты на оплату труда и начисления на оплату труда административно-хозяйственного аппарата [3, с. 14].

Смешанными затратами могут стать затраты на оплату труда основного персонала, поскольку расходы на оплату врачей слагаются из базового должностного оклада, надбавок и компенсационных выплат, не зависящих от объема оказанных услуг  постоянная составляющая и надбавок за интенсивность работы  переменная составляющая.

Затраты учреждения для целей принятия управленческих решений в 2018 году представлены на рис. 2.

Рис. 2. Затраты для целей принятия управленческих решений в 2018 г.

Согласно рис. 2, постоянные затраты в 2018 году по сравнению с 2016 годом увеличились на 153421 рубль в отношении бюджетных средств, а по внебюджетным — на 28868 рублей. Переменные затраты за данный период по бюджетным источникам финансирования выросли на 17355 рублей, по внебюджетным источникам их рост составил 2024 рубля.

Кроме того, смешанные затраты в 2018 году в отличие от 2016 года по бюджетным средствам повысились на 16016 рублей, а по внебюджетным источникам финансирования также увеличились на 31299 рублей.

Таким образом, калькуляция себестоимости услуги в медицинском учреждении — важная составляющая учетного процесса, которая позволяет узнать, сколько затрат по различным статьям и в целом приходится на конкретный вид продукции, какова доля прямых и косвенных расходов в себестоимости единицы продукции, а также позволяет установить обоснованную цену на медицинскую услугу.

Литература:

1. Вахрушина М. А. Управленческий учет в бюджетных учреждениях: Учебник / под. ред. М. А. Вахрушиной. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017.

2. Воронцова М. М. Калькуляция себестоимости услуги в медицинском учреждении / М. М. Воронцова, О. И. Юдин // Концепт — 2015.

3. Обухова О. В. Управленческий учет как инструмент повышения эффективности медицинской организации // Экономика ЛПУ  2015.

4. Шаброва А. И. Методы калькуляции себестоимости продукции в управлении затратами на предприятии // Экономические науки — 2013.

Основные термины (генерируются автоматически): оплата труда, расход, затрата, административно-хозяйственный персонал, медицинское учреждение, мягкий инвентарь, прямая, средство, амортизация зданий, медицинская услуга.


Похожие статьи

Особенности управления затратами в транспортной компании

В статье предлагаются методические рекомендации по управлению затратами в транспортной компании на основе применения попроцессного и позаказного методов, бюджетирования.

Порядок принятия управленческих решений

В статье автор исследует процедуру принятия управленческих решений в организациях.

Бюджетирование как способ реализации задач финансово-управленческого учета на предприятии

В статье автор рассматривает бюджетирование как способ реализации задач финансового планирования хозяйственной деятельности предприятия и приводит пример формирования бюджета доходов и расходов предприятия.

Особенности совершенствования управленческого учета затрат в специализированных ремонтных организациях

В данной статье рассмотрены вопросы, касающиеся развития управленческого учета затрат. Представлены процедура и методики распределения затрат.

Особенности использования вспомогательных бюджетов в системе бюджетирования строительной организации

В данной статье рассматривается особенности использования вспомогательных бюджетов в строительной организации. Рассматриваются основные виды вспомогательных бюджетов. Предлагаются варианты составления вспомогательных бюджетов.

Система управления затратами на предприятии

В статье рассматриваются вопросы эффективного управления затратами на предприятии. Уделено внимание организационным вопросам внедрения системы управленческого учета на предприятии. Уточнены особенности управления затратами на предприятии, выделены эт...

Управление административными расходами и себестоимостью единицы продукции

Статья будет интересна человеку, который хочет найти наиболее эффективные способы управления и оптимизации административных затрат и расходов на себестоимость выпуска одной единицы продукции. Здесь вы найдете 10 способов оптимизации стоимости товара,...

Финансовая модель бюджетирования на предприятиях электротехнического кластера

На современном этапе в бухгалтерском учете недостатком многих предприятий в части учета затрат на производство и реализацию продукции является отсутствие эффективной системы аналитического учета, который возможно использовать в построении системы кал...

Совершенствование управленческого учета затрат по центрам ответственности в специализированных ремонтных организациях

В данной статье рассмотрены вопросы, касающиеся развития управленческого учета затрат. Представлены типы центров ответственности и показатели оценки их деятельности.

Планирование изменений в логистике предприятия

В статье рассматривается сокращение операционных расходов промышленного предприятия за счет уменьшения расходов на хранение и транспортировку. Анализируются составляющие логистической системы предприятия, рассматриваются принципы планирования изменен...

Похожие статьи

Особенности управления затратами в транспортной компании

В статье предлагаются методические рекомендации по управлению затратами в транспортной компании на основе применения попроцессного и позаказного методов, бюджетирования.

Порядок принятия управленческих решений

В статье автор исследует процедуру принятия управленческих решений в организациях.

Бюджетирование как способ реализации задач финансово-управленческого учета на предприятии

В статье автор рассматривает бюджетирование как способ реализации задач финансового планирования хозяйственной деятельности предприятия и приводит пример формирования бюджета доходов и расходов предприятия.

Особенности совершенствования управленческого учета затрат в специализированных ремонтных организациях

В данной статье рассмотрены вопросы, касающиеся развития управленческого учета затрат. Представлены процедура и методики распределения затрат.

Особенности использования вспомогательных бюджетов в системе бюджетирования строительной организации

В данной статье рассматривается особенности использования вспомогательных бюджетов в строительной организации. Рассматриваются основные виды вспомогательных бюджетов. Предлагаются варианты составления вспомогательных бюджетов.

Система управления затратами на предприятии

В статье рассматриваются вопросы эффективного управления затратами на предприятии. Уделено внимание организационным вопросам внедрения системы управленческого учета на предприятии. Уточнены особенности управления затратами на предприятии, выделены эт...

Управление административными расходами и себестоимостью единицы продукции

Статья будет интересна человеку, который хочет найти наиболее эффективные способы управления и оптимизации административных затрат и расходов на себестоимость выпуска одной единицы продукции. Здесь вы найдете 10 способов оптимизации стоимости товара,...

Финансовая модель бюджетирования на предприятиях электротехнического кластера

На современном этапе в бухгалтерском учете недостатком многих предприятий в части учета затрат на производство и реализацию продукции является отсутствие эффективной системы аналитического учета, который возможно использовать в построении системы кал...

Совершенствование управленческого учета затрат по центрам ответственности в специализированных ремонтных организациях

В данной статье рассмотрены вопросы, касающиеся развития управленческого учета затрат. Представлены типы центров ответственности и показатели оценки их деятельности.

Планирование изменений в логистике предприятия

В статье рассматривается сокращение операционных расходов промышленного предприятия за счет уменьшения расходов на хранение и транспортировку. Анализируются составляющие логистической системы предприятия, рассматриваются принципы планирования изменен...

Задать вопрос