В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятиями получена абсолютная самостоятельность. Действенное управление любого предприятия все больше и больше зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб.
Исходя из практики, предприятия, имеющие непростую производственную структуру, особо испытывают нужду в эффективной экономической и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать рациональные управленческие решения.
К сожалению, принимаемые начальством решения по улучшению производств не обосновываются соответствующими экономическими расчетами и, как правило, носят интуитивный характер.
Решение проблем, возникающих перед руководством, вызывает значительные затруднения, а для многих организаций оно стало почти не поддающейся разрешению проблемой. Чем это можно объяснить? Одной из главных причин является отсутствие в организации стратегии, финансово-экономических целей и критериев.
Отсутствие у руководства ясного понимания целей, сложность ориентации в различных условиях, приводят к тому, что планирование переносится на второй план и уступает место решению текущих дел. Помимо этого, существующая форма и содержание информации плана финансово-хозяйственной деятельности, а также оперативность представления часто не позволяют использовать ее для целей управления.
В условиях рынка наилучшим решением является организация в учреждении системы финансового планирования. Для начала, именно финансовое планирование дает разборчивое понимание и осуществимость анализа различных вариантов достижения поставленных целей, с последующим выбором приемлемого по заданным критериям (прибыль, поступление денежных средств, структура баланса и т. д.) развития. Начав планировать, руководители, как правило, начинают более четко осознавать свои задачи, корректировать планы. Безошибочность планирования при этом повышается. [5, с. 158]
Трудность финансового планирования, сложности с его реализацией на конкретном предприятии обуславливают высокую значительность темы данной статьи.Целью настоящей статьи является представление результатов исследования государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области «Городска больница № 1». Исследование проведено в процессе подготовки магистерской диссертации.
План финансово-хозяйственной деятельности представляет собой документ, в котором показаны поступления и расходы денежных средств. Поскольку уставная деятельность некоммерческих организаций не предполагает получения дохода, то план финансовой деятельности является наиболее важным документом, показывающим поступление и использование денежных средств в некоммерческой организации. При этом финансовый план может быть представлен в разных видах — бюджет, смета, баланс, — в которых раскрываются объем, состав и структура финансовых ресурсов на определенный период времени (обычно один год). [1, с. 215]
Формирование плана финансово-хозяйственной деятельности может осуществляться двумя способами: некоммерческая организация ставит перед собой цели и задачи для эффективной деятельности предприятия, а далее рассчитывает расходы на обеспечение выполнения поставленных целей. И от обратного: исходя из имеющихся финансовых возможностей, формируются вопрос об использовании этих средств для решения текущих задач или их возможном направлении. [4, с. 117]
Механизм составления финансово-хозяйственного плана состоит из двух этапов:
Первый этап — это прогнозирования возможных источников поступления финансовых ресурсов;
Второй — распределения планируемых доходов на финансирование конкретных программ, направлений деятельности;
В первую очередь следует провести исследование потребности в ресурсах для воплощения определенной программы и оценить их в стоимостном выражении. Также следует провести проверку соответствия текущей потребности в ресурсах их фактическому наличию, а также определить возможные отклонения от поставленных целей и пути предотвращения сбоев в работе. В итоге, анализ внешних и внутренних факторов даёт возможность для создания программы и достижения поставленных целей во взаимосвязи с имеющимися материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. [3, с. 160]
Для определения потребностей в объеме финансирования можно выделить три этапа.
На первом этапе задаются стратегические цели, которые реализуются с помощью программ плана финансово-хозяйственной деятельности.
На втором этапе оценивается нуждаемость в трудовых и материальных ресурсах, необходимых для воплощения в жизнь плана финансово-хозяйственной деятельности. Здесь же обнаруживается дефицит ресурсов и принимается решение о необходимости внесения изменений в план.
На третьем этапе определяется необходимость в финансировании. Содержание плана меняется, если потребность в финансовых ресурсах отличается от заданной. Таким образом воплощается балансовый принцип составления финансового плана. [2, с. 145]
Расходная часть плана финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения здравоохранения Калининградской области «Городская больница № 1» за 2014–2016гг. представлена в таблице 1.
Таблица 1
КОСГУ |
2014г. |
2015г. |
2016г.(прогноз) |
(руб.) |
(руб.) |
(руб.) |
|
х |
126 291 249,24 |
141 334 616,08 |
150 807 282,34 |
211 |
75 765 466,00 |
86 449 563,96 |
91 407 334,69 |
212 |
27 600,00 |
3 046,77 |
111 400,00 |
213 |
22 881 212,00 |
25 614 761,50 |
27 605 471,05 |
221 |
505 413,70 |
499 165,85 |
506 704,84 |
222 |
513 950,00 |
478 953,82 |
423 735,50 |
223 |
2 694 160,00 |
2 078 292,47 |
2 338 310,82 |
225 |
683 870,00 |
975 184,86 |
1 011 168,72 |
226 |
2 769 527,12 |
2 907 135,49 |
3 379 693,67 |
290 |
1 082 200,00 |
1 025 278,32 |
1 182 973,67 |
310 |
1 716 980,42 |
2 059 022,33 |
3 278 712,86 |
340 |
17 650 870,00 |
19 244 210,71 |
19 561 776,52 |
Наибольший вес в структуре расходов занимают расходы на оплату труда- более 78 % от ежемесячных поступлений. Около 17 % от годовых расходов приходится на увеличение материальных запасов. По 1.5 % на оплату коммунальных услуг и увеличение основных средств.
Доходная часть плана финансово-хозяйственной деятельности — это все допустимые источники финансирования бюджетной организации, включая возможную предпринимательскую деятельность организации. [1, с. 59]
Доходная часть плана финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения здравоохранения Калининградской области «Городская больница № 1» за 2014–2016гг. представлена в таблице 2.
Таблица 2
№п/п |
Наименование показателя |
2014г. |
2015г. |
2016г.(прогноз) |
(руб.) |
(руб.) |
(руб.) |
||
1. |
Остаток средств на начало планируемого года (остаток предыдущих лет) |
16 187 504,04 |
15 590 754,60 |
23 438 876,46 |
2. |
Поступления, всего: |
119 389 217,06 |
149 182 737,94 |
159 578 487,76 |
2.1. |
Субсидии на выполнение государственного задания |
1 039 081,20 |
1 732 636,16 |
2 067 839,40 |
2.2. |
Целевые (иные) субсидии: |
0 |
0 |
22 549,00 |
2.3. |
Поступление средств обязательного медицинского страхования |
115 208 335,86 |
142 458 869,89 |
152 458 869,89 |
2.4. |
Поступления от иной приносящий доход деятельности |
3 141 800,00 |
4 991 231,89 |
4 979 229,47 |
2.5. |
Поступления средств Фонда социального страхования (родовые сертификаты) |
0 |
0 |
50 000,00 |
3. |
Итого поступлений с учетом остатка |
135 576 721,10 |
164 773 492,54 |
183 017 364,22 |
Основной источник поступления денежных средств — это средства ОМС, которые перечисляют страховые компании (Областная медицинская страховая компания, РОСГОССТРАХ, СОГАЗ, Спасские ворота) за пролеченное приписное население. ГБУЗ КО «Городская больница № 1» занимается предпринимательской деятельностью, а именно оказание планетных услуг населению и сдача имущества в аренду. Также каждый год выделяются субсидии на обеспечение лекарственными препаратами и молочным детским питанием льготных категорий граждан.
В рамках управления предприятием постоянное регулирование денежными средствами через планирование часто рассматривается как привычная и маловажная деятельность. Но результаты этой деятельности касаются успешности предприятия в целом. Эффективная деятельность любого предприятия невозможна без грамотного финансового планирования.[5, с. 85]
Литература:
- Грязнова А. Г., Маркина Е. В., — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 496 с
- Добрынина А. И., Экономическая теория, 7-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 612 с.
- Лукасевич И. Я. Финансовый менеджмент: учебник / И. Я. Лукасевич. — М.: Эксмо, 2008
- Морозова Л., Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бухгалтерский учети налогообложение. — 2008. — № 1.
- Федотова К. А., Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2007. — № 11.