В современных рыночных условиях обеспечение граждан страны качественной медицинской помощью в большинстве случаев зависит именно от принятия правильных экономических решений на всех уровнях управления. Появление и развитие различных организационно-правовых и финансовых условий в работе системы здравоохранения приводит к возрастанию значения экономических служб в управлении медицинскими учреждениями, при этом существенно меняются их функции, характер и содержание работы. На настоящий момент в большинстве медицинских учреждений такие задачи выполняет планово-экономический отдел.
В рамках работы планово-экономического отдела собирается информация о работе медицинского учреждения, ее показатели, динамика, результаты, которые в дальнейшем подвергаются скрупулезному анализу для выявления слабых и сильных сторон, проведения политики экономического распределения ресурсов и повышения качества оказания медицинских услуг.
Практическая деятельность вышеупомянутого отдела рассматривается на примере работы Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская Консультативно-Диагностическая Поликлиника № 14» (ГБУЗ СО СГП № 14). [1]
На основании статистической справки по итогам деятельности СГП № 14 за 2015 год проводится следующая оценка. В таблице 1 представлена информация о кадровом составе Самарской городской консультативно-диагностической поликлиники.
Таблица 1
Кадровый состав СГП№14
Наименование показателя |
2014 год |
2015 год |
Численность врачей: |
||
Штатных |
252,25 |
265,5 |
Занятых |
189 |
202,5 |
Физических лиц |
167 |
174 |
Коэффициент совместительства |
1,13 |
1,16 |
Обеспеченность врачами |
74,90 % |
76,30 % |
Обеспеченность врачами на 10000 население |
34,4 |
31,4 |
Численность среднего медицинского персонала: |
||
Штатных |
319,25 |
324,75 |
Занятых |
195 |
210,25 |
Физических лиц |
184 |
191 |
Коэффициент совместительства |
1,06 |
1,1 |
Обеспеченность средним медицинским персоналом |
61,10 % |
64,70 % |
Обеспеченность средним медицинским персоналом на 100000 населения |
35,5 |
32,6 |
Кадровый состав поликлиники в 2015 году не претерпел значительных изменений, и в настоящее время в организации работает 174 врача и 191 специалист со средним медицинским образованием.
Рис. 1. Обеспеченность кадрами
Рисунок 1 наглядно показывает, что обеспеченность врачами в 2015 году немного увеличилась и составила 76,3 %. Обеспеченность поликлиники средним медицинским персоналом также возросла и равна 64,7 %.
Для четкого определения объемов финансирования поликлиники необходимо знать количество пациентов, прикрепленных к ней.
На рисунке 2 отражена динамика количества населения, обслуживаемого ЛПУ.
Рис. 2. Динамика прикрепленного населения к СГП№ 14 за 2014–2015 годы
В 2015 году ГБУЗ СО «Самарская городская консультативно-диагностическая поликлиника № 14» обслуживала население, проживающее не только в своей традиционной зоне обслуживания, ограниченной ул. Советской Армии, проспектом Кирова, Московским шоссе и берегом реки Волга, но и население, проживающее в микрорайоне Крутые Ключи.
К концу 2015 года численность прикрепленного населения достигла 79107 человек, более 16 тысяч из которых — дети. Статистическое же население составляет всего 64965 человек, 11332 — дети.
Т.о. численность прикрепленного населения превышает статистическое население на 14142 человек (21,7 %) (в прошлом году такая разность составляла 31,4 %). Численность прикрепленного детского населения превышает статистическое на 41,6 %.
Как видно из рисунка 5 общее число прикрепленного населения в 2015 году по сравнению с 2014 годом возросло на 17186 человек или на 31 %, из которого взрослое население составляет 87 %, дети — 13 %.
Источники доходов поликлиники представлены в таблице 2.
Таблица 2
Источники финансирования СГП №14
Наименование источника |
2014г. тыс.руб. |
2015г. тыс.руб. |
Абсолютное отклонение, тыс.руб. |
Темп прироста,% |
1)ОМС в т. ч.: |
151482,34 |
182083,20 |
30600,86 |
20,20 |
ТФОМС Самарской области |
852,18 |
538,98 |
-313,20 |
-36,75 |
Страховые организации |
150630,16 |
181544,23 |
30914,07 |
20,52 |
2)Федеральный бюджет |
5277,10 |
4343,00 |
-934,10 |
-17,70 |
3)Областной бюджет |
8655,28 |
333,77 |
-8321,51 |
-96,14 |
4)Муниципальный бюджет |
- |
- |
||
5)Хозрасчеты и платные услуги, в т. ч.: |
51529,47 |
55248,66 |
3719,19 |
7,22 |
ДМС |
5646,28 |
4631,57 |
-1014,71 |
-17,97 |
6)Целевые поступления (благотворительные поступления, спонсорство) |
- |
- |
||
Всего: |
216944,19 |
242008,63 |
25064,44 |
11,55 |
Анализ таблицы 2 показывает, что в последний год общее финансирование поликлиники увеличилось на 25064,44 тыс.руб или на 11,55 %. На данное изменение повлиял рост предоставления финансовых средств по программе ОМС на 30600,86 тыс.руб. В тоже время по сравнению с 2014 годом наблюдается сокращение средств, направляемых федеральным и областным бюджетами на 17,70 % и 96,14 % соответственно.
Основными источниками финансирования являются средства обязательного медицинского страхования (75,24 % доходов поликлиники) и средства, генерируемые хозрасчетами и платными услугами (23,83 % доходов). Финансовые ресурсы, направляемые в поликлинику федеральным и областным бюджетами, составили лишь 2 % общих поступлений.
На основании сметы затрат можно утверждать, что годовые расходы за 2015 год увеличились по сравнению с предыдущим на 24271,03 тыс. руб. или на 11,44 %. Такая динамика связана в первую очередь с ростом таких статей затрат как, оплата труда (на 26,80 %), начисления на оплату труда (на 27,76 %). Кроме того, возросла величина затрат на обеспечение прочих выплат и транспортных услуг почти в 5 раз. Прирост расходов в 11,94 % наблюдается на финансирование коммунальных услуг.
Необходимо также отметить статьи затрат, по которым выявлено снижение значений по сравнению с 2014 годом. Максимальное сокращение произошло по основным средствам на 88,08 %. Уменьшились издержки на содержание имущества, арендную плату и обеспечение материальными запасами более чем на 30 %.
Рассмотрим данные по расходам на заработную плату за последние годы в зависимости от квалификации персонала, представленные в таблице 3.
Таблица 3
Среднемесячная заработная плата персонала
Категория |
2014 год, руб. |
2015 год, руб. |
Темп прироста,% |
Врача |
30601 |
34147 |
11,59 |
Среднего медперсонала |
18863 |
21853 |
15,85 |
Санитарки |
12207 |
14520 |
18,95 |
Прочего персонала |
22750 |
24219 |
6,46 |
Для наглядности на рисунке 3 отражено изменение рассматриваемого показателя за последние два года.
Рис.3. Динамика среднемесячной заработной платы персонала
В ходе проведенного анализа можно сказать, что увеличение оплаты труда наблюдается по всем категориям сотрудников поликлиники:
‒ для врачей на 11,59 %;
‒ для среднего мед. персонала на 15,85 %;
‒ для санитарок на 19,95 %;
‒ для прочего персонала на 6,46 %.
Таким образом, существует благоприятная динамика роста заработной платы персонала, несмотря на экономический кризис.
Далее рассматриваются оказанные услуги пациентам, счета по которым не приняты к оплате. Позиции счета, требующие повторного рассмотрения, принимаются территориальным фондом по месту оказания медицинской помощи по факту поступления от территориального фонда по месту страхования в электронном виде с составлением акта о суммах, не принятых к возмещению по выставленному счету. При получении дополнительной информации к позициям счета принятые суммы возмещаются.
Информация по не принятым к оплате счетам за оказание медицинской помощи отражена в таблице 4.
Таблица 4
Не принятые коплате счета за оказание медицинской помощи СГП№14
Виды медицинской помощи |
2014 год |
2015 год |
Абсолют. отклонение, тыс.руб |
Темп прироста,% |
||||
Объем |
Сумма, тыс. руб. |
Объем |
Сумма, тыс. руб. |
Объем |
Сумма, тыс. руб. |
Объем |
Сумма, тыс руб. |
|
Амбулаторно-поликлиническая помощь |
26910 |
7568,96 |
40855 |
7932,49 |
13945 |
363,53 |
51,82 |
4,80 |
Стационарная помощь |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Стационарозамещающая помощь |
34 |
177,72 |
54 |
338,06 |
20 |
160,34 |
58,82 |
90,22 |
Всего |
26944 |
7746,68 |
40909 |
8270,55 |
11 |
523,87 |
51,83 |
6,76 |
Таблица 4 отражает динамику роста объема посещений (услуг) на 51,83 %, а финансовых средств на 6,76 %, счета по которым не приняты к оплате. Значительное увеличение показателя произошло по оказанию стационарозамещающей помощи (90,22 %). Незначительный рост наблюдается по представлению амбулаторно-поликлинической помощи (на 4,80 %). [2]
Таким образом, любая статистическая информация, правильно собранная планово-экономическим отделом, в конечном итоге становится главным «козырем» в улучшении качества оказания медицинской помощи населению.
Литература:
- Самарская городская консультативно-диагностическая поликлиника // http://sgp14.ru. URL: http://sgp14.ru/about/ (дата обращения: 3.05.2018).
- Постановление Правительства РФ от 28.11.2014 N 1273 (ред. от 17.11.2015) «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // http://www.garant.ru. URL: http://base.garant.ru/70812574/ (дата обращения: 3.05.2018).