Особенности агрессивности у спортсменов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 04.06.2020

Статья просмотрена: 809 раз

Библиографическое описание:

Бикмухамаетова, Я. А. Особенности агрессивности у спортсменов / Я. А. Бикмухамаетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 544-546. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71078/ (дата обращения: 17.12.2024).



Актуальность исследования определяется тем фактом, что занятия спортивной деятельностью и выступления на соревнованиях различного уровня могут по-разному влиять на личностные особенности человека. Особую актуальность исследованию придает тот факт, что в силу различных экономических, социальных и других событий, происходящих в обществе, каждый человек становится агрессивнее, что в конечном счете выражается в более высоком уровне агрессивности, нежели это было 20, 40 или 60 лет назад. На фоне роста всеобщей агрессивности людей, интересным представляется изучение этого феномена у современных юношей, занимающихся разными видами спорта.

В рамках системно-функционального подхода были исследованы различные личностные качества, среди которых наиболее изученными являются общительность, настойчивость, инициативность, организованность. Изучению агрессивности с позиции системно-функционального подхода посвящено сравнительно немного работ. Согласно А. И. Крупнову агрессивность — это системное свойство личности, включающее в себя мотивационный, когнитивный, результативный. регуляторный, эмоциональный, рефлексивно-оценочный компоненты и формы проявления [3].

А. Б. Крючкова исследовала специфику соотношения агрессивности со свойствами темперамента у юношей и девушек. Автор выстроила свое исследование с позиции системно-функционального подхода [4].

Т. В. Нечепуренко исследовала гендерные различия в проявлениях агрессивности студентов. Автором установлено, что агрессивность юношей по сравнению с агрессивностью девушек характеризуется значительно меньшей рефлексивностью и большей эгоцентричностью, предметностью, субъектностью, интернальностью и склонностью к физической агрессии [5].

М. И. Галич провела кросс-культурные исследования агрессивности в русле системно-функционального подхода. Автором описаны различные проявления агрессивности [2].

А. Алиайдарай применяла системно-функциональный подход к изучению агрессивности личности сербских и албанских студентов. Автором установлено, что сходства в психологических отношениях к агрессивности связаны с культурной близостью и сложившейся на протяжении многих веков политической и исторической общностью изучаемых народов. При этом у этих этнических групп есть определенная специфика в структуре агрессивности и в ее проявлениях [1].

Целью исследования является выявление особенностей агрессивности у спортсменов, занимающихся индивидуальными и групповыми видами спорта. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что существуют различия в проявлении агрессивности у спортсменов, занимающихся индивидуальными (бокс, кикбоксинг) и командными (футбол, волейбол) видами спорта.

Нами был использован для диагностики бланковый тест «Агрессивность» (А. И. Крупнов). Метод математической обработки данных: непараметрический U — критерий Манна-Уитни.

Эмпирическая база исследования: ФГБОУ ВО «БГПУ им. М.Акмуллы». В качестве испытуемых выступили 60 спортсменов, из них 15 — боксеров, 15 — кикбоксеров, 15 — футболистов, 15 — волейболистов. Средний возраст испытуемых 18 лет.

Далее для проверки выдвинутой гипотезы нами были проведены расчеты с помощью критерия Манна-Уитни. В качестве выборок были спортсмены, занимающиеся индивидуальными (30 человек) и командными (30 человек) видами спорта.

Таблица 1

Сравнительный анализ агрессивности спортсменов, занимающихся индивидуальными икомандными видами спорта по критерию Манна-Уитни (N=60)

Переменные

Средние значения

U-критерий Манна Уитни

P — уровень стат. значимости

Инд. виды спорта

Команд. виды спорта

1

Общественно-значимые цели

23.8

32.65

240.5

0.0

2

Личностно-значимые цели

24.15

22.45

429.5

0.8

3

Социоцентричность

21.6

31.65

221

0.0

4

Эгоцентричность

23.5

20.75

384

0.3

5

Осмысленность

31.1

22.35

201.5

0.0

6

Осведомленность

19.35

20.85

437.5

0.9

7

Предметная сфера

27.4

27.75

449

1.0

8

Субъектная сфера

25.8

35.6

244.5

0.0

9

Физическая агрессия

16.9

22.3

361

0.2

10

Вербальная агрессия

23.4

24.45

418.5

0.6

11

Стеничность

23.75

29.85

329

0.1

12

Астеничность

24.9

26.45

420.5

0.7

13

Интернальность

30.35

22.65

254.5

0.0

14

Экстернальность

21

28.15

277

0.0

15

Операциональные трудности

24.95

14.8

238

0.0

16

Эмоционально-личностные трудности

18.75

26.1

297

0.0

Примечание: полужирным шрифтом выделены статистически значимые различия, р≤0,05.

Выявлены значимые различия между спортсменами юношеского возраста, занимающимися индивидуальными и групповыми видами спорта: «Общественно-значимые цели» U=240,5, при (р=0,0), «Социоцентричность» U=221, при (р=0,0), «Осмысленность» U=201,5, при (р=0,0), «Субъектная сфера» U=244,5, при (р=0,0), «Интернальность» U=254,5, при (р=0,0), «Экстернальность» U=277, при (р=0,0), «Операциональные трудности» U=238, при (р=0,0), «Эмоционально-личностные трудности» U=297, при (р=0,0).

Таким образом, спортсмены, занимающиеся командными видами спорта чаще при проявлении агрессивного поведения направлены на достижение целей социума (Общественно-значимые цели), у них чаще агрессивное поведение побуждается намерением защитить права других людей (Социоцентричность), чаще агрессивные формы помогают почувствовать себя сильнее и независимее, добиться признания среди друзей и близких (Субъектная сфера), чаще склонны считать, что агрессивность зависит в большей степени от внешних условий (Экстернальность), чаще с трудом сдерживают гнев, не могут совладать с наступающими приступами агрессии (Эмоционально-личностные трудности). Спортсмены, занимающиеся индивидуальными видами чаще агрессивность, понимают, как нанесение ущерба другому человеку, как угрозу другим людям (Осмысленность), чаще склонны считать, что в агрессивных действиях повинен сам человек, более вспыльчивы, чаще испытывают злость (Интернальность), чаще сталкиваются с операциональными трудностями при проявлении агрессивности (Операциональные трудности).

Гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение.

Литература:

  1. Алиайдарай А. Системно-функциональный подход к изучению агрессивности личности сербских и албанских студентов [Текст] / А. Алиайдарай // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. — 2011. — № S5. — С. 230–233.
  2. Галич М. И. Кросс-культурные исследования агрессивности в русле системно-функционального подхода [Текст] / М. И. Галич // В сборнике: Системные исследования свойств личности: К 30-летию научной школы А. И. Крупнова в РУДН Коллективная монография. Москва, 2014. — С. 419–430.
  3. Крупнов А. И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств [Текст] / А. И. Крупнов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С. 63–73.
  4. Крючкова А. Б. Специфика соотношения агрессивности со свойствами темперамента у юношей и девушек: автореферат дис.... кандидата психологических наук: [Текст] / А. Б. Крючкова. — М., 2010. — 22 с.
  5. Нечепуренко Т. В. Гендерные различия в проявлениях агрессивности студентов: автореферат дис.... кандидата психологических наук: [Текст] / Т. В. Нечепуренко. — М., 2009. — 22 с.
Основные термины (генерируются автоматически): вид спорта, системно-функциональный подход, чаща, агрессивное поведение, агрессивность, групповой вид спорта, проявление агрессивности, спортсмен, Субъектная сфера, физическая агрессия.


Задать вопрос