Актуальность исследования определяется тем фактом, что занятия спортивной деятельностью и выступления на соревнованиях различного уровня могут по-разному влиять на личностные особенности человека. Особую актуальность исследованию придает тот факт, что в силу различных экономических, социальных и других событий, происходящих в обществе, каждый человек становится агрессивнее, что в конечном счете выражается в более высоком уровне агрессивности, нежели это было 20, 40 или 60 лет назад. На фоне роста всеобщей агрессивности людей, интересным представляется изучение этого феномена у современных юношей, занимающихся разными видами спорта.
В рамках системно-функционального подхода были исследованы различные личностные качества, среди которых наиболее изученными являются общительность, настойчивость, инициативность, организованность. Изучению агрессивности с позиции системно-функционального подхода посвящено сравнительно немного работ. Согласно А. И. Крупнову агрессивность — это системное свойство личности, включающее в себя мотивационный, когнитивный, результативный. регуляторный, эмоциональный, рефлексивно-оценочный компоненты и формы проявления [3].
А. Б. Крючкова исследовала специфику соотношения агрессивности со свойствами темперамента у юношей и девушек. Автор выстроила свое исследование с позиции системно-функционального подхода [4].
Т. В. Нечепуренко исследовала гендерные различия в проявлениях агрессивности студентов. Автором установлено, что агрессивность юношей по сравнению с агрессивностью девушек характеризуется значительно меньшей рефлексивностью и большей эгоцентричностью, предметностью, субъектностью, интернальностью и склонностью к физической агрессии [5].
М. И. Галич провела кросс-культурные исследования агрессивности в русле системно-функционального подхода. Автором описаны различные проявления агрессивности [2].
А. Алиайдарай применяла системно-функциональный подход к изучению агрессивности личности сербских и албанских студентов. Автором установлено, что сходства в психологических отношениях к агрессивности связаны с культурной близостью и сложившейся на протяжении многих веков политической и исторической общностью изучаемых народов. При этом у этих этнических групп есть определенная специфика в структуре агрессивности и в ее проявлениях [1].
Целью исследования является выявление особенностей агрессивности у спортсменов, занимающихся индивидуальными и групповыми видами спорта. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что существуют различия в проявлении агрессивности у спортсменов, занимающихся индивидуальными (бокс, кикбоксинг) и командными (футбол, волейбол) видами спорта.
Нами был использован для диагностики бланковый тест «Агрессивность» (А. И. Крупнов). Метод математической обработки данных: непараметрический U — критерий Манна-Уитни.
Эмпирическая база исследования: ФГБОУ ВО «БГПУ им. М.Акмуллы». В качестве испытуемых выступили 60 спортсменов, из них 15 — боксеров, 15 — кикбоксеров, 15 — футболистов, 15 — волейболистов. Средний возраст испытуемых 18 лет.
Далее для проверки выдвинутой гипотезы нами были проведены расчеты с помощью критерия Манна-Уитни. В качестве выборок были спортсмены, занимающиеся индивидуальными (30 человек) и командными (30 человек) видами спорта.
Таблица 1
Сравнительный анализ агрессивности спортсменов, занимающихся индивидуальными икомандными видами спорта по критерию Манна-Уитни (N=60)
№ |
Переменные |
Средние значения |
U-критерий Манна Уитни |
P — уровень стат. значимости |
|
Инд. виды спорта |
Команд. виды спорта |
||||
1 |
Общественно-значимые цели |
23.8 |
32.65 |
240.5 |
0.0 |
2 |
Личностно-значимые цели |
24.15 |
22.45 |
429.5 |
0.8 |
3 |
Социоцентричность |
21.6 |
31.65 |
221 |
0.0 |
4 |
Эгоцентричность |
23.5 |
20.75 |
384 |
0.3 |
5 |
Осмысленность |
31.1 |
22.35 |
201.5 |
0.0 |
6 |
Осведомленность |
19.35 |
20.85 |
437.5 |
0.9 |
7 |
Предметная сфера |
27.4 |
27.75 |
449 |
1.0 |
8 |
Субъектная сфера |
25.8 |
35.6 |
244.5 |
0.0 |
9 |
Физическая агрессия |
16.9 |
22.3 |
361 |
0.2 |
10 |
Вербальная агрессия |
23.4 |
24.45 |
418.5 |
0.6 |
11 |
Стеничность |
23.75 |
29.85 |
329 |
0.1 |
12 |
Астеничность |
24.9 |
26.45 |
420.5 |
0.7 |
13 |
Интернальность |
30.35 |
22.65 |
254.5 |
0.0 |
14 |
Экстернальность |
21 |
28.15 |
277 |
0.0 |
15 |
Операциональные трудности |
24.95 |
14.8 |
238 |
0.0 |
16 |
Эмоционально-личностные трудности |
18.75 |
26.1 |
297 |
0.0 |
Примечание: полужирным шрифтом выделены статистически значимые различия, р≤0,05.
Выявлены значимые различия между спортсменами юношеского возраста, занимающимися индивидуальными и групповыми видами спорта: «Общественно-значимые цели» U=240,5, при (р=0,0), «Социоцентричность» U=221, при (р=0,0), «Осмысленность» U=201,5, при (р=0,0), «Субъектная сфера» U=244,5, при (р=0,0), «Интернальность» U=254,5, при (р=0,0), «Экстернальность» U=277, при (р=0,0), «Операциональные трудности» U=238, при (р=0,0), «Эмоционально-личностные трудности» U=297, при (р=0,0).
Таким образом, спортсмены, занимающиеся командными видами спорта чаще при проявлении агрессивного поведения направлены на достижение целей социума (Общественно-значимые цели), у них чаще агрессивное поведение побуждается намерением защитить права других людей (Социоцентричность), чаще агрессивные формы помогают почувствовать себя сильнее и независимее, добиться признания среди друзей и близких (Субъектная сфера), чаще склонны считать, что агрессивность зависит в большей степени от внешних условий (Экстернальность), чаще с трудом сдерживают гнев, не могут совладать с наступающими приступами агрессии (Эмоционально-личностные трудности). Спортсмены, занимающиеся индивидуальными видами чаще агрессивность, понимают, как нанесение ущерба другому человеку, как угрозу другим людям (Осмысленность), чаще склонны считать, что в агрессивных действиях повинен сам человек, более вспыльчивы, чаще испытывают злость (Интернальность), чаще сталкиваются с операциональными трудностями при проявлении агрессивности (Операциональные трудности).
Гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение.
Литература:
- Алиайдарай А. Системно-функциональный подход к изучению агрессивности личности сербских и албанских студентов [Текст] / А. Алиайдарай // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. — 2011. — № S5. — С. 230–233.
- Галич М. И. Кросс-культурные исследования агрессивности в русле системно-функционального подхода [Текст] / М. И. Галич // В сборнике: Системные исследования свойств личности: К 30-летию научной школы А. И. Крупнова в РУДН Коллективная монография. Москва, 2014. — С. 419–430.
- Крупнов А. И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств [Текст] / А. И. Крупнов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С. 63–73.
- Крючкова А. Б. Специфика соотношения агрессивности со свойствами темперамента у юношей и девушек: автореферат дис.... кандидата психологических наук: [Текст] / А. Б. Крючкова. — М., 2010. — 22 с.
- Нечепуренко Т. В. Гендерные различия в проявлениях агрессивности студентов: автореферат дис.... кандидата психологических наук: [Текст] / Т. В. Нечепуренко. — М., 2009. — 22 с.