Особенности личной ответственности у сотрудников силовых структур | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 28.05.2020

Статья просмотрена: 229 раз

Библиографическое описание:

Хамидуллин, Д. Д. Особенности личной ответственности у сотрудников силовых структур / Д. Д. Хамидуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 500-502. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70769/ (дата обращения: 16.11.2024).



На сегодняшний день в условиях социально-экономической нестабильности государства, высокой конкуренции, нарастающей безработицы с каждым днем возрастают требования к личностным и профессионально важным качествам сотрудника. Особое внимание уделяется ответственности личности у сотрудников силовых структур, стоящих на страже закона. Профессиональная деятельность сотрудников силовых структур связана с риском для жизни и здоровья, многочисленными стрессовыми ситуациями и эмоциональными потрясениями, что предъявляет высокие требования к личности профессионала, среди которых ведущее место занимает ответственность.

Мы в своем исследовании за основу определения ответственности взяли точку зрения А. И. Крупнова, который рассматривает ответственность как систему устойчивых содержательно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих состояние готовности и стремление субъект брать на себя обязательства и качественно выполнять их [4].

Системно-функциональный подход, разработанный А. И. Крупновым, изучает феномен ответственности и выделяет определенный набор переменных в данном феномене и описывает установленные между ними взаимосвязи [3]. В русле системно-функционального подхода изучались психологические особенности ответственности с точки зрения профессионального аспекта. Так С. И. Кудиновым и И. В. Седовой исследовалось эмоциональное выгорание у педагогов с различным уровнем ответственности [5].

Т. М. Беспалова рассматривала ответственность, как профессионально важное личностное свойство курсантов военного вуза [2]. В исследовании И. А. Куренкова раскрываются психологические особенности ответственности различных групп учителей [6].

Цель нашего исследования с учетом вышесказанного, исследование ответственности у сотрудников силовых структур со стажем более 5 лет и со стажем менее 5 лет. Для этого нами был выбран «Бланковый тест — Ответственность» А. И. Крупнова.

Исследование проводилось на базе отдела охраны ФКУ ИК № 3 УФСИН России по Республике Башкортостан. В исследовании приняли участие 30 сотрудников силовых структур с различным стажем профессиональной деятельности, 17 из которых имеют стаж, не превышающий 5 лет и 13 из которых имеют стаж свыше 5 лет.

Результаты исследования ответственности в группахсотрудников силовых структур со стажем до 5 лет и со стажем свыше 5 представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние значения переменных ответственности сотрудников силовых структур со стажем до 5 лет (n=17) исо стажем свыше 5 лет (n=13)

Компоненты

Переменные ответственности

Средние значения

U-критерий Манна-Уитни

Статистическая значимость

Стаж до 5 лет

Стаж свыше 5 лет

1

Общественно значимые цели

29,1

32,5

120

0,500

Личностно значимые цели

34,5

38,2

127

0,570

2

Социоцентричность

27,6

33,7

73

0,130

Эгоцентричность

18,7

24,7

140

0,725

3

Осмысленность

32

37,8

58,5

0,008

Осведомленность

13,4

20,9

70,5

0,010

4

Предметность

32,6

37,8

125,5

0,550

Субъектность

37,3

34,5

104

0,340

5

Энергичность

25,4

29,3

137,5

0,670

Аэнергичность

9,1

6,1

95

0,250

6

Стеничность

30,2

28,3

98,5

0,280

Астеничность

22,2

14,2

64

0,002

7

Интернальность

32,4

33,6

119

0,490

Экстернальность

15,4

11,8

88,5

0,615

8

Операционные трудности

7,2

8,4

102

0,320

Личностные трудности

7,2

10,5

114,5

0,445

Примечание: статистически значимые различия не ниже р≤0.05 выделены жирнымшрифтом, обозначения компонентов: 1 — целевой, 2 — мотивационный, 3 — когнитивный, 4 — продуктивный, 5 — динамический, 6 — эмоциональный, 7 — регуляторный, 8 — оценочный.

В результате исследования статистически значимые различия обнаружены по трем переменным осмысленность, осведомленность и астеничность. В группе сотрудников со стажем свыше 5 лет наблюдаются более высокие значения по переменной осмысленность, что говорит о более глубоком и целостном представлении собственных черт характера и высокой осознанности основных признаков ответственности.

Значимые различия получены по переменной осведомленность. Сотрудники со стажем более 5 лет имеют больший объем информации об ответственности, обязательны при выполнении порученного дела, добросовестны, им свойственно выполнение своих обязательств и обещаний и присутствует самоотчетность за свои дела, поступки и действия, нежели сотрудники со стажем работы менее пяти лет.

Статистически значимые различия получены по переменной астеничность. Сотрудники со стажем менее 5 лет, проявляя ответственность, чаще испытывают радостные эмоции от предстоящего выполнения серьезных и ответственных дел, получают удовольствие от успешной реализации ответственного дела, а также им свойственны чувство гордости за то, что люди считают их обязательным человеком и чувство беспокойства, когда порученное дело сильно затягивается.

Таким образом, у сотрудников со стажем свыше 5 лет наблюдаются более высокие значения ответственности по переменным осмысленность и осведомленность, а в группе со стажем менее 5 лет наблюдаются более высокие значения по переменной астеничность, что подтверждает гипотезу исследования о наличие особенности в проявлении ответственности у сотрудников силовых структур с разным стажем профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Беспалова Т. М., Специфика психологической структуры ответственности военнослужащих как профессионально важного личностного свойства [Текст] / Т. М. Беспалова // Вестник РУДН. Серия «Педагогика и психология». — 2012. — № 3. — С. 107–111.
  2. Беспалова Т. М., Ответственность как профессионально важное личностное свойство курсантов военного вуза [Текст] // Системные исследования свойств личности к 30-летию научной школы А. И. Крупнова в РУДН: коллективная монография / науч. ред. А. И. Крупнов, С. И. Кудинов, И. А. Новикова. М.: РУДН, 2014. С. 314–323.
  3. Крупнов А. И., Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств [Текст] /А. И. Крупнов // Вестник РУДН. Серия «Педагогика и психология». — 2006. — № 1. — С. 63–74.
  4. Крупнов А. И., Новикова И. А. История и концептуальные основы системно-функционального подхода к исследованию свойств личности [Текст] // Системные исследования свойств личности к 30-летию научной школы А. И. Крупнова в РУДН: коллективная монография / науч. ред. А. И. Крупнов, С. И. Кудинов, И. А. Новикова. М.: РУДН, 2014. С. 9–30.
  5. Кудинов С. И., Седова, И.В., Исследование эмоционального выгорания у педагогов с разными уровнями ответственности [Текст] / С. И. Кудинов, И. В. Седова // Актуальные проблемы психологии личности и социальной психологии. — 2014. — № 4. — С. 34–38.
  6. Куренков И. А. Психология ответственности [Текст] / И. А. Куренков: учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во БГПИ, 2002. — 60 с.
Основные термины (генерируются автоматически): стаж, ответственность, сотрудник, переменная, порученное дело, профессиональная деятельность, психологическая особенность ответственности, системно-функциональный подход, структура.


Задать вопрос