На сегодняшний день в условиях социально-экономической нестабильности государства, высокой конкуренции, нарастающей безработицы с каждым днем возрастают требования к личностным и профессионально важным качествам сотрудника. Особое внимание уделяется ответственности личности у сотрудников силовых структур, стоящих на страже закона. Профессиональная деятельность сотрудников силовых структур связана с риском для жизни и здоровья, многочисленными стрессовыми ситуациями и эмоциональными потрясениями, что предъявляет высокие требования к личности профессионала, среди которых ведущее место занимает ответственность.
Мы в своем исследовании за основу определения ответственности взяли точку зрения А. И. Крупнова, который рассматривает ответственность как систему устойчивых содержательно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих состояние готовности и стремление субъект брать на себя обязательства и качественно выполнять их [4].
Системно-функциональный подход, разработанный А. И. Крупновым, изучает феномен ответственности и выделяет определенный набор переменных в данном феномене и описывает установленные между ними взаимосвязи [3]. В русле системно-функционального подхода изучались психологические особенности ответственности с точки зрения профессионального аспекта. Так С. И. Кудиновым и И. В. Седовой исследовалось эмоциональное выгорание у педагогов с различным уровнем ответственности [5].
Т. М. Беспалова рассматривала ответственность, как профессионально важное личностное свойство курсантов военного вуза [2]. В исследовании И. А. Куренкова раскрываются психологические особенности ответственности различных групп учителей [6].
Цель нашего исследования с учетом вышесказанного, исследование ответственности у сотрудников силовых структур со стажем более 5 лет и со стажем менее 5 лет. Для этого нами был выбран «Бланковый тест — Ответственность» А. И. Крупнова.
Исследование проводилось на базе отдела охраны ФКУ ИК № 3 УФСИН России по Республике Башкортостан. В исследовании приняли участие 30 сотрудников силовых структур с различным стажем профессиональной деятельности, 17 из которых имеют стаж, не превышающий 5 лет и 13 из которых имеют стаж свыше 5 лет.
Результаты исследования ответственности в группахсотрудников силовых структур со стажем до 5 лет и со стажем свыше 5 представлены в таблице 1.
Таблица 1
Средние значения переменных ответственности сотрудников силовых структур со стажем до 5 лет (n=17) исо стажем свыше 5 лет (n=13)
Компоненты |
Переменные ответственности |
Средние значения |
U-критерий Манна-Уитни |
Статистическая значимость |
|
Стаж до 5 лет |
Стаж свыше 5 лет |
||||
1 |
Общественно значимые цели |
29,1 |
32,5 |
120 |
0,500 |
Личностно значимые цели |
34,5 |
38,2 |
127 |
0,570 |
|
2 |
Социоцентричность |
27,6 |
33,7 |
73 |
0,130 |
Эгоцентричность |
18,7 |
24,7 |
140 |
0,725 |
|
3 |
Осмысленность |
32 |
37,8 |
58,5 |
0,008 |
Осведомленность |
13,4 |
20,9 |
70,5 |
0,010 |
|
4 |
Предметность |
32,6 |
37,8 |
125,5 |
0,550 |
Субъектность |
37,3 |
34,5 |
104 |
0,340 |
|
5 |
Энергичность |
25,4 |
29,3 |
137,5 |
0,670 |
Аэнергичность |
9,1 |
6,1 |
95 |
0,250 |
|
6 |
Стеничность |
30,2 |
28,3 |
98,5 |
0,280 |
Астеничность |
22,2 |
14,2 |
64 |
0,002 |
|
7 |
Интернальность |
32,4 |
33,6 |
119 |
0,490 |
Экстернальность |
15,4 |
11,8 |
88,5 |
0,615 |
|
8 |
Операционные трудности |
7,2 |
8,4 |
102 |
0,320 |
Личностные трудности |
7,2 |
10,5 |
114,5 |
0,445 |
|
Примечание: статистически значимые различия не ниже р≤0.05 выделены жирнымшрифтом, обозначения компонентов: 1 — целевой, 2 — мотивационный, 3 — когнитивный, 4 — продуктивный, 5 — динамический, 6 — эмоциональный, 7 — регуляторный, 8 — оценочный.
В результате исследования статистически значимые различия обнаружены по трем переменным осмысленность, осведомленность и астеничность. В группе сотрудников со стажем свыше 5 лет наблюдаются более высокие значения по переменной осмысленность, что говорит о более глубоком и целостном представлении собственных черт характера и высокой осознанности основных признаков ответственности.
Значимые различия получены по переменной осведомленность. Сотрудники со стажем более 5 лет имеют больший объем информации об ответственности, обязательны при выполнении порученного дела, добросовестны, им свойственно выполнение своих обязательств и обещаний и присутствует самоотчетность за свои дела, поступки и действия, нежели сотрудники со стажем работы менее пяти лет.
Статистически значимые различия получены по переменной астеничность. Сотрудники со стажем менее 5 лет, проявляя ответственность, чаще испытывают радостные эмоции от предстоящего выполнения серьезных и ответственных дел, получают удовольствие от успешной реализации ответственного дела, а также им свойственны чувство гордости за то, что люди считают их обязательным человеком и чувство беспокойства, когда порученное дело сильно затягивается.
Таким образом, у сотрудников со стажем свыше 5 лет наблюдаются более высокие значения ответственности по переменным осмысленность и осведомленность, а в группе со стажем менее 5 лет наблюдаются более высокие значения по переменной астеничность, что подтверждает гипотезу исследования о наличие особенности в проявлении ответственности у сотрудников силовых структур с разным стажем профессиональной деятельности.
Литература:
- Беспалова Т. М., Специфика психологической структуры ответственности военнослужащих как профессионально важного личностного свойства [Текст] / Т. М. Беспалова // Вестник РУДН. Серия «Педагогика и психология». — 2012. — № 3. — С. 107–111.
- Беспалова Т. М., Ответственность как профессионально важное личностное свойство курсантов военного вуза [Текст] // Системные исследования свойств личности к 30-летию научной школы А. И. Крупнова в РУДН: коллективная монография / науч. ред. А. И. Крупнов, С. И. Кудинов, И. А. Новикова. М.: РУДН, 2014. С. 314–323.
- Крупнов А. И., Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств [Текст] /А. И. Крупнов // Вестник РУДН. Серия «Педагогика и психология». — 2006. — № 1. — С. 63–74.
- Крупнов А. И., Новикова И. А. История и концептуальные основы системно-функционального подхода к исследованию свойств личности [Текст] // Системные исследования свойств личности к 30-летию научной школы А. И. Крупнова в РУДН: коллективная монография / науч. ред. А. И. Крупнов, С. И. Кудинов, И. А. Новикова. М.: РУДН, 2014. С. 9–30.
- Кудинов С. И., Седова, И.В., Исследование эмоционального выгорания у педагогов с разными уровнями ответственности [Текст] / С. И. Кудинов, И. В. Седова // Актуальные проблемы психологии личности и социальной психологии. — 2014. — № 4. — С. 34–38.
- Куренков И. А. Психология ответственности [Текст] / И. А. Куренков: учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во БГПИ, 2002. — 60 с.