Ключевые слова: ответственность, формирование ответственности, старший дошкольный возраст, качество личности.
В дошкольном образовании одной из задач, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, выступает задача развития социальных качеств детей, в число которых входит и ответственность (пункт 1.6.6).
На теоретическом уровне изучение проблемы формирования ответственности в дошкольном возрасте рассматривалось в работах Л. И. Божович, З. Н. Борисовой, В. А. Горбачевой, Л. И. Дементий, К. А. Климовой, В. П. Прядеина и других авторов. В то же время именно в дошкольном возрасте исследований ответственности до сих пор недостаточно и многие вопросы остаются не раскрытыми, что обусловлено возрастными особенностями детей, недостаточным развитием произвольной сферы, что влияет на формирование ответственности.
В то же время по данным З. Н. Борисовой, В. А. Горбачевой, B. C. Мухиной и др. сензитивным периодом появления ответственности, является старший дошкольный возраст, поэтому применительно к данному возрасту возможно говорить о становлении начальных форм ответственности и возможностях ее формирования.
Как считает С. В. Быков, ответственность есть не что иное как личностный интеграл способа самовыражения, тип активности «Я», который характеризует как личность реализуется в жизни [2].
К. Муздыбаев в составе ответственности называет такие характеристики как точность, пунктуальность, верность в плане выполнения обязательств, готовность отвечать за последствия своих действий. Автор связывает ответственность со способностью человека сопереживать, понимать чужую боль, волевыми качествами (целеустремленностью, выдержкой, стойкостью) [5].
Б. С. Алишевым определяются три аспекта понимания ответственности взаимосвязанные между собой. Первый аспект состоит в понимании ответственности как выполнения обязанности взятых на себя человеком самостоятельно или данных кем-то извне. Второй аспект заключается в понимании ответственности, как авторства за совершенные действия. Третий аспект состоит в понимании ответственности, как способности человека действовать по собственной инициативе самостоятельно, решать трудные проблемы [1].
В психологической литературе ответственность чаще всего рассматривается как личностное качество, которое проявляется в способности отстаивать свои позиции и брать на себя ответственность за результаты действий.
И. И. Михненко, О. М. Нагорнова считают, что ответственность определяется способностью личности осознанно делать выбор. Старший дошкольный возраст является периодом, в ходе которого дети учатся принимать собственные решения в ситуации выбора, нести за них ответственность. Благодаря развитию мотивационной сферы у детей формируются общественно значимые мотивы, которые определяют их отношение к выполнения различных поручений. Именно в старшем дошкольном возрасте для детей становится важным выполнять поручения ответственно, получать одобрение за свои действия, а также получать удовлетворение за выполнение поручений [4].
Старший дошкольный возраст является периодом, значимым для становления ответственности как личностного качества. Это обусловлено тем, что в данном возрасте начинает формироваться рефлексия, которая играет важную роль в осознании и усвоении системы норм и правил, и оценки собственного поведения в соответствии с данными нормами и правилами.
Мы предполагаем, что трудовая деятельность может стать эффективным средством развития ответственности у детей старшего дошкольного возраста.
Так Д. Е. Никитина указывает, что трудовая деятельность является тем видом деятельности, который способствует формированию ответственности как способности принимать на себя задачу выполнения какой-либо деятельности, осознавая ее значимость, осуществлять ее до конца и оценивать результат [6].
С целью выявления уровня сформированности ответственности у детей старшего дошкольного возраста нами было проведено исследование на базе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 116. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста из одной группы в количестве 28 человек, 15 педагогов дошкольной организации и 28 родителей.
Всего нами было выделено три уровня, на основе работ Е. Н. Даньковой: инициативно-ответственный уровень, исполнительно-ответственный уровень и формально-ответственный уровень [3].
Мы получили следующие результаты: наименее сформированным среди детей старшего дошкольного возраста является инициативно-ответственный уровень, поскольку он выявлен у 11 % детей; исполнительно-ответственный уровень отмечается у 43 % старших дошкольников; на формально-ответственном уровне находятся 46 % детей старшего дошкольного возраста.
Результаты исследования, говорят о необходимости планирования и организации целенаправленной работы по повышению уровня ответственности у детей старшего дошкольного возраста.
Нами был спланирован фрагмент тактического годового планирования трудовой деятельности детей старшей группы, направленной на формирование ответственности; были определены направления амплификации развивающей предметно-пространственной среды группы (Центра труда) для формирования ответственности у детей. А также спланировали мероприятия для педагогов и родителей, направленные на развитие представлений и готовности к формированию ответственности у детей старшего дошкольного возраста.
Так мы предполагаем, что спланированные мероприятия помогут повысить уровень сформированности ответственности у детей старшей группы, делая акцент на трудовой деятельности дошкольников как одного из эффективных и доступных средств в развитии ответственности.
Литература:
- Алишев, Б. С. К проблеме социальных установок эволюционно-культурного уровня [Текст] / Б. С. Алишев // Социокультурные установки, ценности и мотивы учения современных студентов. Сборник научных трудов. — Казань: Отечество, 2009. — С. 5–28.
- Быков, С. В. Социально-психологическая регуляция ответственности личности: дисс… докт. психол. наук [Текст] / С. В. Быков. — Казань, 2006. — 336 с
- Данькова, Е. Н. Педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореферат дис.... кандидата педагогических наук / Е. Н. Данькова. — Челябинск, 2008. — 22 с.
- Михненко, И. И. Формирование ответственности у старших дошкольников [Текст] / И. И. Михненко, О. М. Нагорнова// Молодой ученый. — 2017. — № 2. — С. 607–608
- Муздыбаев, К. Психология ответственности [Текст]: виды проявления ответственности, связь разных форм ответственности с определенными психологическими и социальными явлениями, результаты экспериментальных исследований ответственности в разнообразных жизненных ситуациях, значение ответственности для достижения успеха, справедливости, благополучия и выживания / К. Муздыбаев. — М.: URSS, 2017. — 248 с.
- Никитина, Д. Е. Формирование ответственности как качества личности у старших дошкольников средствами трудовой деятельности [Текст] / Д. Е. Никитина // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. — Москва: Буки-Веди, 2018. — С. 38–40.