Чувство ответственности у детей старшего дошкольного возраста в научном поле исследования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 20.04.2016

Статья просмотрена: 896 раз

Библиографическое описание:

Меджидова, Э. С. Чувство ответственности у детей старшего дошкольного возраста в научном поле исследования / Э. С. Меджидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 991-992. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28280/ (дата обращения: 18.11.2024).



В данной статье представлен материал о чувстве ответственности у детей старшего дошкольного возраста в научном поле исследования.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, ответственность.

Постановка проблемы: Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека: образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего ответственностью и способного адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. Фундамент такой личности закладывается в дошкольном возрасте, когда происходит формирование личностных качеств ребенка, предпосылок их дальнейшего развития, умений активно взаимодействовать с обществом, анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность.

Процесс формирования личности ребенка сложен и многообразен. Воспитание чувства ответственности — одна из сторон этого процесса. Современному ребенку необходимо осознавать свои возможности и индивидуальные особенности, уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, принимать собственные решения в ситуации выбора и нести за них ответственность. Ответственный ребенок стремится выполнить порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других, испытывает при этом чувство удовлетворения [1, c. 60].

Изучением проблемы воспитания чувства ответственности у детей дошкольного возраста занимались: Л. И. Божович, З. Н. Борисова, В. А. Горбачева, К. А. Климова, В. С. Мухина, Л. И. Дементий, В. П. Прядеин и др. Так же из зарубежных ученых это: Л.Колберг, Ф.Хайдер, Дж.Роттер, Ж.Пиаже и др [2, c.56–70].

Ученые обращают внимание на то что, ответственность является значимым базовым качеством личности, которое во многом определяет успешность жизнедеятельности человека. Ответственность объективно нужна ребенку, так как закладывает фундамент его успешной взрослой жизни.

Особую роль в воспитании чувства ответственности играет взаимодействие со сверстниками. Это обусловлено тем, что чувство ответственности — это один из важнейших социальных навыков. Взаимодействие со сверстниками наиболее благоприятно для воспитания самостоятельности и ответственности, так как эти личностные качества начинают возникать не только в связи с удовлетворением личностных потребностей ребенка, но и в связи с интересами коллектива. В связи с этим В. С. Мухина отмечает, что ответственность должна занимать самое высшее положение в иерархии всех мотивов. В период дошкольного детства складываются взаимоотношения, обуславливающие необходимость ответственности со стороны ребенка. Чем ответственнее ребенок выполняет порученное ему дело, тем охотнее другие дети вступают с ним в деловые отношения [3, c. 78].

Не смотря на то, что существует много исследований по данной проблеме, вопрос о становлении данного качества личности в дошкольном возрасте остается не решенным. Ученые обращают внимание на то, что наблюдается отсутствие теоретических оснований построения воспитания чувства ответственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях образования, ориентированного на развитие человека, его самостоятельности, целеустремленности, дисциплинированности, инициативности.

В практике дошкольного образования из-за недостаточной теоретической разработки данной проблемы наблюдается ряд противоречий:

– в дошкольной педагогике сложилась и упрочилась тенденция сведения ответственности детей в основном к обязанности что-либо делать, что привело к неправильному пониманию процессов формирования личности ребенка дошкольного возраста;

– в воспитании ответственности (в том числе и ответственного поведения) в ДОУ отсутствует целенаправленность;

– педагогическая работа не охватывает всего содержания вопроса, ограничена преимущественно воспитанием некоторых навыков, которые не получают должного развития;

– планирование работы носит случайный характер, не отражает весь педагогический процесс в ДОУ;

– в методике отсутствует система, не используются разнообразные методы; воспитатели часто ограничиваются указаниями, советами, напоминаниями, не заботятся о накоплении опыта [4, c.123].

Совершенно очевидно, что перечисленные недостатки в воспитании ответственности детей старшего дошкольного возраста говорят о необходимости решения данного вопроса.

Процесс воспитания ораганизационно-педагогических условий чувства ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия со сверстниками будет протекать более эффективно при следующих условиях:

– организация системы коллективной трудовой деятельности в форме дежурств с вовлечением в нее всех детей (уголок дежурства, график работы);

– установление отношения взаимной ответственности между детьми;

– формирование у детей общественных мотивов деятельности;

– осуществление дифференцированного подхода с учетом уровня сформированности начальных форм ответственности у каждого ребенка [5, c.108].

Таким образом, чем ответственнее ребенок в своих взаимоотношениях с другими людьми, тем более активным и нужным членом складывающегося коллектива он становится. Умения определить свои дела, ориентируясь на обязательное «надо» необходимо ребенку и при поступлении в школу.

Литература:

  1. Г. Е. Акимова, Е. В. Федорова, В. Н. Яковлева // Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет. — СПб.: Речь, 2002. — 60 с.
  2. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет. / Н. И. Непомнящая,– М., 1992. — 56–60 с.
  3. Ю. В. Василькина // Воспитание ответственности. Мама и малыш, -2007, № 11.-123 c.
  4. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. /М.И Лисина М.; Воронеж, 1997.- 78 с.
  5. А. В. Шестакович, Нравственная ответственность и ее воспитание у детей в семье / Шестакович А. В. — Москва: Книжный мир, 2001. — 108 c.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, воспитание чувства ответственности, ответственность, ситуация выбора, чувство ответственности.


Похожие статьи

Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема

В данной статье представлен материал о развитии координации движений у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмической гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема

В данной статье представлен материал о социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема.

О средствах эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется проблема эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются некоторые средства эстетического воспитания, формирования эстетической культуры личности старшего дошкольника. Проведено исследование...

Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада

Данная статья освещает вопрос формирования социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада. Особенности методики разработки индивидуальных образовательных маршрутов, а также их применение. Статья основан...

Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни

В данной работе рассматриваются теоретические и практические вопросы о дидактической игре как средстве формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе. Было проведено исследование по формированию знаний о здоровом образе ...

Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств

В статье рассматриваются методические основы организации работы по воспитанию нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством патриотического воспитания.

Методика формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности

В данной статье раскрыта методика формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности. Методика разработана на основе результатов изучения уровней познавательного интереса у старших дошкол...

Развитие интереса к физкультурным занятиям у дошкольников посредством рифмованных текстов

В статье изложены результаты исследования по проблеме развития интереса к занятиям по физической культуре посредством использования рифмованных текстов у детей пятого года жизни.

Ритмическая гимнастика как эффективное средство развития координации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье представлен материал о развитии координации движений и координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. Более подробно описано значение ритмической гимнастики как эффективного средства развития координации детей старш...

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего дошкольного возраста

В статье изложены результаты изучения уровней экологической компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Похожие статьи

Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема

В данной статье представлен материал о развитии координации движений у детей старшего дошкольного возраста посредством ритмической гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема

В данной статье представлен материал о социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема.

О средствах эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется проблема эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются некоторые средства эстетического воспитания, формирования эстетической культуры личности старшего дошкольника. Проведено исследование...

Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада

Данная статья освещает вопрос формирования социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада. Особенности методики разработки индивидуальных образовательных маршрутов, а также их применение. Статья основан...

Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни

В данной работе рассматриваются теоретические и практические вопросы о дидактической игре как средстве формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе. Было проведено исследование по формированию знаний о здоровом образе ...

Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств

В статье рассматриваются методические основы организации работы по воспитанию нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством патриотического воспитания.

Методика формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности

В данной статье раскрыта методика формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности. Методика разработана на основе результатов изучения уровней познавательного интереса у старших дошкол...

Развитие интереса к физкультурным занятиям у дошкольников посредством рифмованных текстов

В статье изложены результаты исследования по проблеме развития интереса к занятиям по физической культуре посредством использования рифмованных текстов у детей пятого года жизни.

Ритмическая гимнастика как эффективное средство развития координации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье представлен материал о развитии координации движений и координационных способностей детей старшего дошкольного возраста. Более подробно описано значение ритмической гимнастики как эффективного средства развития координации детей старш...

Изучение уровней экологической компетенции детей старшего дошкольного возраста

В статье изложены результаты изучения уровней экологической компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Задать вопрос