Методические рекомендации по повышению уровня ответственности старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (274) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 05.09.2019

Статья просмотрена: 158 раз

Библиографическое описание:

Шевченко, Е. Н. Методические рекомендации по повышению уровня ответственности старших дошкольников / Е. Н. Шевченко, И. А. Мачуга. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/archive/274/62237/ (дата обращения: 16.12.2024).



Развитие ответственности старшего дошкольника сопряжено с эффективной адаптацией к обстоятельствам образовательной сферы. Именно в этом возрасте у детей возникает целый цикл обязательств и способностей, за которые он несёт ответственность. Существенную значимость представляют ожидания, возложенные на него со стороны взрослых. По этой причине дошкольник ощущает ответственность за собственную деятельность, её итог и качество. И в этом ему следует посодействовать, сосредоточить в правильное направление, сформировать нужные свойства, обучить достигать цели и нести ответственность [2]

Формирование ответственности как качества личности старшего дошкольника представлено следующими ситуациями.

1. Ситуация «открытия» смысла ответственности являет собой осознание потребности в приобретении знаний об объекте, что стимулирует, активность на познавательное освоение неизвестного — когнитивное отражение объекта.

Содержание отображает особенную индивидуальность человеческого сознания, его подход к осознаваемым объективным явлениям. «Начало» индивидуального смысла обеспечивает понимание содержания и значимости ответственного действия как условия нравственности и деловой инициативности личности в абсолютно всех сферах жизнедеятельности [5]

В основе находятся ситуации, побуждающие старшего дошкольника к осознанию невозможности успешного взаимодействия с людьми без учета последствий за свои поступки, ответственности, переживания за близких. В формировании данных ситуаций важно сочетание игровых и реальных жизненных условий. В игре ребенок отвечает за коллективный успех команды, за достижение групповой цели. Игровой опыт положительно сочетается с реальными жизненными ситуациями в коллективно-учебной, проектной деятельности.

При ситуации рассмотрения ответственности происходит приобретение новых умений, знаний и углубляется смысл и одновременно развивается личность в процессе освоения игровых навыков. В результате дошкольник в общем виде должен представить суть ответственности, как нравственной нормы, особенности нравственности человека в тех или иных жизненных обстоятельствах, что обеспечивает реализацию когнитивно-оценочного компонента ответственности [1]

Педагогическая ситуация «открытия» сути ответственности представлена информационными и ролевыми играми. Основное их назначение — стимулировать активность детей, создать ситуацию успеха, возможность стать более уверенным в своих силах, оценить способности; актуализировать значимость обогащения сущности нравственно-делового качества личности; развивать умения анализировать поступки как свои, так и остальных людей.

2. Ситуация самостоятельного проявления ответственности (в усложняющихся видах деятельности) направлена на возникновение у воспитанников ДОУ необходимости проявления ответственности. Функция ситуации второго типа состоит в формировании привычки ответственного отношения к игровым правилам, учебным обязанностям.

Становление такой привычки возможно в том случае, если ребёнок постепенно накапливает опыт следования своим обещаниям, оказания помощи сверстникам и взрослым, которые в ней нуждаются. Становлению такой привычки благоприятствуют игровые формы, в которых ребёнок ставится перед необходимостью брать на себя роль руководителя, ответственного организатора, от действий которого зависят благополучие и успех других участников игрового действия [4]

В сфере реальных поступков область ответственного поведения практически не ограничена. Педагог показывает ребенку, что ответственность необходима в любом деле, чем бы он не занимался.

Стержневые элементы ситуации — осмысление ребенком своего поведения, эмоциональное удовлетворение от того, что он ведет себя ответственно и получает поддержку со стороны окружающих. Ситуация самостоятельного проявления ответственности требует от учащегося волевого напряжения, умения ограничить себя, поступить «для блага другого», что способствует развитию эмоционально-волевого компонента ответственности.

3. Ситуация приобретения эффективного опыта ответственности и самоконтроля.

Ситуация приобретения эффективного опыта ответственности и самоконтроля — это особое занятие нравственных сил формирующегося лица, когда серьезное отношение к собственным обязательствам выражается в абсолютно всех областях жизнедеятельности, различных действиях. Старший дошкольник, как бы лично удостоверяется в том, что безответственно поступить никак не способен, в том числе и в случае если у него достаточно сил совершить тот или иной факт лично, он будет стараться прибегнуть к другим людям, разъяснить собственные затруднения и находить вывод из образовавшейся ситуации. Этого рода обстановка ориентирована на актуализацию поведенческого элемента ответственности и имеет своей мишенью становление ответственности равно как стабильного морально-деловитого свойства и атрибута жизнедеятельности обучающийся [4].

Опыт ответственности выражается в подобных конфигурациях действия, какие характеризуются поочередной реализацией целей, ориентацией в другого равно как в высочайшую значимость. У ребенка данного возраста ответственность проявляется в необходимости проявлять поддержку ровесникам и старшим, в рефлексии собственного действия, исполнении собственных обязательств, в разных конфигурациях проявления субъектности, инициативы в учении и игре.

Под функциями ответственности в жизнедеятельности старшего дошкольника понимается роль данного качества в идентификации личности в образовательной среде, обеспечении нравственной саморегуляции и самореализации через ответственный поступок. Основополагающей выступает функция обеспечения нравственной саморегуляции как системы отношений к приоритетной для человека ценности — к другому человеку [1]

В составе компонентов, образующих структуру ответственности, выделены когнитивно-оценочный, эмоционально-волевой и поведенческий. Сформированность данной структуры обеспечивает осуществление функций ответственности как нравственно-делового качества личности и условия ее самореализации в различных общностях.

Таким образом, формирование ответственности старшего дошкольника связано с успешной адаптацией к условиям образовательной среды; не менее важную роль играют также ожидания, возложенные на него со стороны взрослых, родителей и педагогов ДОУ.

Литература:

  1. Инновационные технологии педагогической деятельности: уч. пособие для магистрантов./ Мандель Б. Р.- Директ-Медиа, 2016. 103 с.
  2. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. 2012. № 3. 127 с.
  3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова. — М.: Юрайт, 2013. 319 с.
  4. Реан А. А. Отношение молодежи к институту семьи и семейным ценностям. // нац. психологический журнал. — 2016. — № 21. 42с.
  5. Социальная ответственность: учебник для бакалавров / Э. М. Коротков, О. Н. Александрова, С. А. Антонов и др.; под ред. Э. М. Короткова. М.: Изд-во «Юрайт», 2012. 278 с.
  6. https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-otvetstvennosti-kak-kachestva-lichnosti-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-igrovoy-deyatelnosti
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольник, нравственная саморегуляция, нравственно-деловое качество личности, образовательная среда, ответственность, самостоятельное проявление ответственности, ситуация приобретения, сторона взрослых, формирование ответственности, эффективный опыт ответственности.


Похожие статьи

Методические рекомендации по повышению компетентности родителей по воспитанию культуры безопасности у старших дошкольников

Методические рекомендации по работе с детьми с высокой мотивацией и одаренностью

Методическое сопровождение деятельности воспитателей в области позитивной социализации дошкольников

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Методологические основы профориентационной работы в дошкольном учреждении

Методические рекомендации по формированию коллектива первоклассников в первые дни пребывания детей в школе

Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Формы работы по патриотическому воспитанию со старшими дошкольниками

Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников

Похожие статьи

Методические рекомендации по повышению компетентности родителей по воспитанию культуры безопасности у старших дошкольников

Методические рекомендации по работе с детьми с высокой мотивацией и одаренностью

Методическое сопровождение деятельности воспитателей в области позитивной социализации дошкольников

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Методологические основы профориентационной работы в дошкольном учреждении

Методические рекомендации по формированию коллектива первоклассников в первые дни пребывания детей в школе

Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Формы работы по патриотическому воспитанию со старшими дошкольниками

Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников

Задать вопрос