Развитие ответственности старшего дошкольника сопряжено с эффективной адаптацией к обстоятельствам образовательной сферы. Именно в этом возрасте у детей возникает целый цикл обязательств и способностей, за которые он несёт ответственность. Существенную значимость представляют ожидания, возложенные на него со стороны взрослых. По этой причине дошкольник ощущает ответственность за собственную деятельность, её итог и качество. И в этом ему следует посодействовать, сосредоточить в правильное направление, сформировать нужные свойства, обучить достигать цели и нести ответственность [2]
Формирование ответственности как качества личности старшего дошкольника представлено следующими ситуациями.
1. Ситуация «открытия» смысла ответственности являет собой осознание потребности в приобретении знаний об объекте, что стимулирует, активность на познавательное освоение неизвестного — когнитивное отражение объекта.
Содержание отображает особенную индивидуальность человеческого сознания, его подход к осознаваемым объективным явлениям. «Начало» индивидуального смысла обеспечивает понимание содержания и значимости ответственного действия как условия нравственности и деловой инициативности личности в абсолютно всех сферах жизнедеятельности [5]
В основе находятся ситуации, побуждающие старшего дошкольника к осознанию невозможности успешного взаимодействия с людьми без учета последствий за свои поступки, ответственности, переживания за близких. В формировании данных ситуаций важно сочетание игровых и реальных жизненных условий. В игре ребенок отвечает за коллективный успех команды, за достижение групповой цели. Игровой опыт положительно сочетается с реальными жизненными ситуациями в коллективно-учебной, проектной деятельности.
При ситуации рассмотрения ответственности происходит приобретение новых умений, знаний и углубляется смысл и одновременно развивается личность в процессе освоения игровых навыков. В результате дошкольник в общем виде должен представить суть ответственности, как нравственной нормы, особенности нравственности человека в тех или иных жизненных обстоятельствах, что обеспечивает реализацию когнитивно-оценочного компонента ответственности [1]
Педагогическая ситуация «открытия» сути ответственности представлена информационными и ролевыми играми. Основное их назначение — стимулировать активность детей, создать ситуацию успеха, возможность стать более уверенным в своих силах, оценить способности; актуализировать значимость обогащения сущности нравственно-делового качества личности; развивать умения анализировать поступки как свои, так и остальных людей.
2. Ситуация самостоятельного проявления ответственности (в усложняющихся видах деятельности) направлена на возникновение у воспитанников ДОУ необходимости проявления ответственности. Функция ситуации второго типа состоит в формировании привычки ответственного отношения к игровым правилам, учебным обязанностям.
Становление такой привычки возможно в том случае, если ребёнок постепенно накапливает опыт следования своим обещаниям, оказания помощи сверстникам и взрослым, которые в ней нуждаются. Становлению такой привычки благоприятствуют игровые формы, в которых ребёнок ставится перед необходимостью брать на себя роль руководителя, ответственного организатора, от действий которого зависят благополучие и успех других участников игрового действия [4]
В сфере реальных поступков область ответственного поведения практически не ограничена. Педагог показывает ребенку, что ответственность необходима в любом деле, чем бы он не занимался.
Стержневые элементы ситуации — осмысление ребенком своего поведения, эмоциональное удовлетворение от того, что он ведет себя ответственно и получает поддержку со стороны окружающих. Ситуация самостоятельного проявления ответственности требует от учащегося волевого напряжения, умения ограничить себя, поступить «для блага другого», что способствует развитию эмоционально-волевого компонента ответственности.
3. Ситуация приобретения эффективного опыта ответственности и самоконтроля.
Ситуация приобретения эффективного опыта ответственности и самоконтроля — это особое занятие нравственных сил формирующегося лица, когда серьезное отношение к собственным обязательствам выражается в абсолютно всех областях жизнедеятельности, различных действиях. Старший дошкольник, как бы лично удостоверяется в том, что безответственно поступить никак не способен, в том числе и в случае если у него достаточно сил совершить тот или иной факт лично, он будет стараться прибегнуть к другим людям, разъяснить собственные затруднения и находить вывод из образовавшейся ситуации. Этого рода обстановка ориентирована на актуализацию поведенческого элемента ответственности и имеет своей мишенью становление ответственности равно как стабильного морально-деловитого свойства и атрибута жизнедеятельности обучающийся [4].
Опыт ответственности выражается в подобных конфигурациях действия, какие характеризуются поочередной реализацией целей, ориентацией в другого равно как в высочайшую значимость. У ребенка данного возраста ответственность проявляется в необходимости проявлять поддержку ровесникам и старшим, в рефлексии собственного действия, исполнении собственных обязательств, в разных конфигурациях проявления субъектности, инициативы в учении и игре.
Под функциями ответственности в жизнедеятельности старшего дошкольника понимается роль данного качества в идентификации личности в образовательной среде, обеспечении нравственной саморегуляции и самореализации через ответственный поступок. Основополагающей выступает функция обеспечения нравственной саморегуляции как системы отношений к приоритетной для человека ценности — к другому человеку [1]
В составе компонентов, образующих структуру ответственности, выделены когнитивно-оценочный, эмоционально-волевой и поведенческий. Сформированность данной структуры обеспечивает осуществление функций ответственности как нравственно-делового качества личности и условия ее самореализации в различных общностях.
Таким образом, формирование ответственности старшего дошкольника связано с успешной адаптацией к условиям образовательной среды; не менее важную роль играют также ожидания, возложенные на него со стороны взрослых, родителей и педагогов ДОУ.
Литература:
- Инновационные технологии педагогической деятельности: уч. пособие для магистрантов./ Мандель Б. Р.- Директ-Медиа, 2016. 103 с.
- Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. 2012. № 3. 127 с.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова. — М.: Юрайт, 2013. 319 с.
- Реан А. А. Отношение молодежи к институту семьи и семейным ценностям. // нац. психологический журнал. — 2016. — № 21. 42с.
- Социальная ответственность: учебник для бакалавров / Э. М. Коротков, О. Н. Александрова, С. А. Антонов и др.; под ред. Э. М. Короткова. М.: Изд-во «Юрайт», 2012. 278 с.
- https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-otvetstvennosti-kak-kachestva-lichnosti-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-igrovoy-deyatelnosti