Методические рекомендации по работе с детьми с высокой мотивацией и одаренностью
Авторы: Петухов Сергей Юрьевич, Петухова Галина Владимировна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (5) декабрь 2015 г.
Дата публикации: 03.12.2015
Статья просмотрена: 415 раз
Библиографическое описание:
Петухов, С. Ю. Методические рекомендации по работе с детьми с высокой мотивацией и одаренностью / С. Ю. Петухов, Г. В. Петухова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 5 (5). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/18/201/ (дата обращения: 16.12.2024).
Выявление детей с высокой мотивацией и одарённостью необходимо для постановки значимых задач их обучения, воспитания, социализации, а так же для оказания им поддержки и помощи. Основной принцип работы с такими детьми — принцип «принятия другого, таким, каким он есть». Согласно этому принципу педагог принимает ученика как личность, как индивидуальность.
Педагогический коллектив в процессе детей с высокой мотивацией и одаренностью реализует ряд последовательных этапов, которые представлены в виде следующей схемы.
Рис. 1. Последовательные этапы выявления детей с высокой мотивацией и одаренностью
Исходя из опыта нашей образовательной организации по реализации выявления высоких умственных способностей, педагогического сопровождения и поддержки деятельности детей с высокой мотивацией и одаренностью можно предложить некоторые рекомендации. Данные рекомендации касаются деятельности педагога в урочной деятельности, внеурочной деятельности, требования к педагогу, формы и методы работы. Данные рекомендации можно свести в единую таблицу.
Таблица 1
Рекомендации по работе с детьми с высокой мотивацией и одаренностью
Рекомендации |
|||
Урочная деятельность |
Внеурочная деятельность |
Качества педагога |
Формы и методы работы |
Приоритет развития способностей над запасом знаний |
Возможность попробовать себя в разных видах деятельности |
Доброжелательность, чувство юмора |
Проблемное обучение |
Дифференциация и индивидуализация обучения |
Стимулирование самообразования и самосовершенствование |
Знание возрастных психологических особенностей |
Учебно-исследовательская деятельность |
Учет индивидуальных особенностей |
Создание ситуации успеха |
Обладать эмоциональной стабильностью, владение эмоциями и чувствами |
Мозговые штурмы |
Творческий характер деятельности |
Коррекция самооценки |
Проявлять целеустремленность, обстоятельность, настойчивость |
Ролевые тренинги |
Использование учебно-исследовательской деятельности |
Развитие познавательной активности |
Владеть методиками диагностиками и умение интерпретировать их |
Интеллектуальный марафон |
Работа по индивидуальному плану |
Оптимальный учет физического и нравственного развития |
Широкий кругозор и достаточный уровень интеллектуального развития, |
Кружковая и факультативная работа |
Стимулирование самостоятельности мышления |
Добровольность выбора |
Профессиональное и постпрофессиональная подготовка |
Конкурсы, олимпиады, конференции |
Обучение на высоком уровне сложности |
Творческий характер деятельности |
Учет особенностей контингента учащихся |
Дистанционные формы работы |
Данные рекомендации могут показаться простыми и легко выполнимыми, но их использование в контексте целенаправленной и комплексной работы требует значительных усилий от педагога. Так, например, обучение на высоком уровне сложности требует от педагога максимально продумать структуру урока, темп подачи учебного материала, учесть посильность заданий, логику их подачи и выполнения. Учебное занятие обязательно должно нести проблемный характер, так как только решение проблемы и возникающих с её решением вопросов активизирует познавательный интерес, расширяет кругозор, стимулирует любознательность. Очень часто высокомотивированные к обучению дети имеют не сформированную самооценку, ее коррекция и поддержание требует от педагога настойчивости, доброжелательности и владения чувством такта.
Лучше всего при планировании работы с детьми с высокой мотивацией и одарённостью использовать модульную систему отбора материала, форм и методов работы.
Организационный блок |
Информационный блок |
Аналитико-практический блок |
Мотивационный блок |
Оценочный блок |
Рефлексивный блок |
Рис. 2. Модульное построение учебного занятия
В организационный блок включаются отобранные в соответствии с целью и задачами формы и методы работы.
Информационный блок требует от педагога отбора содержания в соответствии с целями урока и уровню подготовки учащихся, разрабатываются четкие инструкции по работе с информацией, и обеспечивается доступ к ней.
Мотивационный блок включает формирование содержательную мотивацию — необходимость формируемых знаний, умений, мотив саморазвития и самореализации, одобрения и поощрения.
Аналитико-практический блок направлен на развитие коммуникативных и познавательных компетенций, включает задания на анализ, синтез, обобщение, суждение, сравнение, классификацию, проектирование стратегий поиска.
Оценочный блок формирует регулятивные компетенции, такие как самоконтроль. Самооценку, взаимоконтроль и коррекцию.
Рефлексивный блок строится на развитие личностных компетенций, включающих отношение к происходящему, формирование опыта, самоопределение и смыслообразование. Данный блок также включает нравственную оценку.
Используя модульную структуру, педагогу наглядно видно, что он должен учесть в учебном занятии, как его построить и реализовать.