Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников

5. Педагогика общеобразовательной школы
06.02.2014
2893
Поделиться
Библиографическое описание
Топор, А. В. Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников / А. В. Топор, Н. Д. Черней. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 138-139. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4999/.

Феномен экологической культуры еще глубоко не исследован, несмотря на большое количество публикаций, проектов, конференций. Несомненно одно — экологическая культура востребована временем. Она обретает базовый смысл в концепции человека: это совокупность исторически изменчивых надбиологических программ человеческой деятельности, обеспечивающих коэволюцию (совместное развитие, соразвитие) природы и общества.

В педагогической литературе рассматривалась содержательная суть формирования у учащихся экологической культуры: Астанкова Г. Д., Бодрова Л. А., Дикарева И. Г. и др.

Однако, большая часть исследований ориентирована, в основном, на старший и средний школьный возраст. Между тем, вопрос экологического образования и воспитания младших школьников остается все еще мало разработанным, несмотря на значительный вклад, внесенный в работах Н. М. Верзилиной, И. Д. Зверева, И. Н. Пономаревой, Н. А. Рыкова и др.

Анализ и обобщение мнений многих исследователей позволили уяснить основные компоненты экологической культуры: экологические знания и умения, экологическое сознание, экологическое поведение.

Формированию экологической культуры младших школьников способствуют следующие педагогические условия:

1)                 моделирование отношений, в которые ребенок может быть включен в процессе своей жизнедеятельности на основе приёмов нравственной активизации младших школьников;

2)                 активное использование в учебно-воспитательном процессе ситуационных заданий, позволяющих развивать мотивацию учащихся к пониманию окружающего мира;

3)                 демонстрация личностного эколого-ориентированного стиля поведения;

4)                 создание эмоционально-ценностной среды;

5)                 реализация учебно-воспитательного потенциала всех предметов в формировании экологической культуры школьников.

Эти условия конкретизируются в процессе последовательного вооружения учащихся начальной школы экологическими знаниями в системе изучения природоведения (естествознания) в 1–3 классов; воспитания у младших школьников потребности общения с природой, положительного эмоционального восприятия природы, стремления изучать и охранять природную среду; формирования у учащихся экологических умений и навыков, необходимых для изучения и охраны природы родного края.

Соответственно этим условиям необходимо совершенствовать подготовку будущих учителей, вооружать их экологическими знаниями, умениями и навыками по специальности «Педагогика и методика начального образования». Введение федерального образовательного стандарта начального общего образования (2009г.) поставило перед учителем конкретные задачи и пути реализации экологического воспитания на первой ступени школы.

С целью дальнейшего совершенствования методики формирования экологической культуры учащихся младших классов, нами разработана программа мероприятий, нацеленная на повышение уровня экологической образованности. Предложенная программа состоит из уроков по природоведению с включением учебных экскурсий и внеклассных мероприятий. С использованием различных методов и приемов обучения в МОУ СШ № 9 г. Тирасполь, Приднестровье были организованы экскурсии по темам «Осенние изменения в жизни растений и животных». В задачи экскурсий входило, закрепление и уточнение знаний учащихся об осени как времени увядания природы, наблюдение за осенними изменениями в жизни растений и животных и воспитание бережного отношения к природе своего края. После экскурсий окончательное закрепление знаний проводилось на следующий день в классе. Учащимся предлагалось по плодам назвать растения, рассказать об осенних изменениях и явлениях в природе, раскрыть проблемы охраны природы. На каждом уроке использовались следующие методы: мультимедийные презентации, демонстрации отрывков фильмов, мультфильмов, аудиоматериалы (воспроизведение голосов животных и др.), а также разнообразные информационные ресурсы.

Одно из важных методических условий в формировании экологической культуры младших школьников — это создание проблемных ситуаций в процессе проведения уроков. Например, в начале урока «Правила поведения в природе» младшим школьникам предлагалось посмотреть мультфильм «Как вести себя в лесу» и, проанализировав его, дать ответ на вопрос: «Правильно ли поступили люди, оставив в лесу мусор?»

Использование игровых методов является одним из эффективных методических условий. Поэтому мы использовали на уроках экологические игры: «Экологический светофор», «Красные нити», «Лесная аптека» и др., а также провели викторину «Красная книга».

Практическая деятельность — одно из важнейших методических условий формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста. Младшие школьники увлеченно выполняли задания «Сделай домик для птиц». Экологическое воспитание должно включать в себя бережное отношение детей к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.

С целью развития экологических знаний и воспитания экологической культуры младших школьников помимо дополнительных занятий и факультативных курсов были использованы различные формы и методы экологического образования и воспитания (индивидуальные и групповые беседы, консультации, диспуты, встречи за круглым столом, деловые игры, лекции, открытые занятия с приглашением родителей).

Эффективными формами и методами экологического образования и воспитания младших школьников оказались: наблюдения, опыты, практические работы, экскурсии и походы в природу, экологические рейды, выставки ученических работ, смотры-конкурсы, олимпиады, родительские конференции с участием ведущих ученых-экологов, учителей школ, родителей, педагогов и руководителей эколого-биологических центров, по направлениям: «Экология и охрана природы», «Экология и здоровье», «Человек и природа», «Береги природу» др.

Как показали анкетные замеры до и после эксперимента, описанная выше система мероприятий доказала свою эффективность: в экспериментальных группах по сравнению с контрольными группами существенно повысился уровень экологических знаний, умений и навыков у школьников. Этому способствовало прежде всего систематическое проведение экскурсий на природу, непосредственные наблюдение и исследование природных явлений.

Литература:

1.                  Дикарева И. Г. Эффективность формирования экологической культуры школьников в процессе реализации педагогического проекта «Экологический год» [Текст] / И. Г. Дикарева, Г. Д. Астанкова // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 326–332.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный